7 братьев советских кинозвезд, которые тоже добились успеха в профессии

Редакция Femmie,
редакция Femmie

Не все из них выбрали актерскую профессию, чтобы блистать на экране.

«Ищите женщину» / Мосфильм; «Кин-дза-дза!» / Мосфильм

Когда на экране появлялись Евгений Леонов, Евгения Симонова или Софико Чиаурели, миллионы зрителей замирали в восхищении. Но мало кто в этот момент задумывался, что у этих артистов есть не менее успешные братья. Кто-то из них тоже выбрал публичную профессию, а кто-то предпочел науку. Расскажем про 7 братьев советских кинозвезд, которые тоже достигли высот в профессии.

Братья Леоновы: актёрская судьба и крылья авиации

Когда мы вспоминаем советское кино, образ Евгения Леонова возникает в памяти почти мгновенно. Пухлые щеки, добрые глаза и та особенная, немного застенчивая улыбка. Но мало кто знает, что у знаменитого актера был родной брат Николай — худощавый, серьезный конструктор, внешне совсем на него не похожий.

Братья Евгений и Николай Леоновы / Википедия / Канал Россия

Они выросли в одной московской коммуналке, но их жизни словно разошлись по разным орбитам. Николай с детства тяготел к точным наукам. Евгений же обожал перевоплощаться — ещё во дворе смешил друзей, пародируя соседей.

«Женя мог изобразить кого угодно: и бабушку с пятого этажа, и нашего учителя математики», — вспоминал Николай в редком интервью.

Но война внесла коррективы: в 1941-м оба брата, как и отец-авиаконструктор, работали на заводе. Евгений точил детали для самолётов, Николай чертил схемы. Казалось, судьба предопределена — оба пойдут по стопам отца.

Николай и Евгений Леоновы / Д/ф «Евгений Леонов. А слезы капали» / Лексфильм

Однако Женя совершил неожиданный поворот. Поступив в авиационный техникум, он внезапно бросил его ради театральной студии.

«Это был вызов всей семье, — признавался позже актёр. — Но брат не осудил. Сказал: „Делай, что нравится, но если провалишься — вернёшься к станку“».

Николай же остался верен технике: десятилетиями конструировал самолёты в бюро Туполева, участвуя в создании легендарных Ту-144 и Ту-154. Его чертежи становились основой для машин, которые покоряли небо — так же, как роли брата покоряли зрителей.

Их профессиональные успехи поражали контрастами. Евгений к 35 годам уже снялся в «Полосатом рейсе», получил звание заслуженного артиста и играл в Театре Маяковского. Николай в это же время разрабатывал узлы для сверхзвуковых лайнеров, о чём скромно умалчивал даже в кругу семьи.

Николай Леонов / Телеканал Россия

Удивительно, но Николай принципиально не смотрел фильмы с братом.

«В кино он был кем угодно — хулиганом, королём, бандитом, — объяснял инженер. — Но настоящий Женя — тихий, с книжкой в руках, спасший десяток бездомных собак».

Софико Чиаурели и Георгий Данелия: два таланта, о родстве которых мало кто знает

Когда маленькому Георгию было 11 лет, его трехлетняя кузина Софико уже демонстрировала свой будущий актерский талант. Кто бы мог подумать, что эти дети из одной грузинской семьи станут легендами советского кино, идя разными творческими путями.

«Ищите женщину» / Мосфильм; «Кин-дза-дза!» / Мосфильм

Данелия начинал как архитектор, закончив Московский архитектурный институт в 1955 году. Его режиссерская карьера взлетела после дебютного фильма «Сережа», получившего «Хрустальный глобус» в Карловых Варах. Фильмы «Я шагаю по Москве», «Афоня», «Мимино» и «Осенний марафон» вошли в золотой фонд советского кино. Данелия создал собственный узнаваемый стиль — лирическую комедию с неповторимой интонацией грусти и надежды.

Софико же окончила ВГИК с отличием и сыграла более 50 ролей в кино. Её актерский диапазон поражал — в фильме «Цвет граната» она исполнила шесть разных ролей, включая мужскую.

«Она похожа на фреску, она — сама жизнь, сама природа», — говорил о ней автор картины Сергей Параджанов.

Софико стала единственной советской актрисой, семь раз удостоенной приза «За лучшую женскую роль» на международных конкурсах.

Любопытно, что профессиональные пути брата и сестры пересеклись — Софико сыграла в комедии Данелии «Не горюй!». Режиссер высоко ценил актерский талант кузины, говоря о ней как об «актрисе широчайшего диапазона».

«Не горюй!» / Мосфильм, Грузия-фильм

Когда страны СНГ разделились, Софико тяжело переживала разрыв культурных связей. А Данелия до конца жизни работал в России, сохраняя в своих фильмах грузинскую душевность и теплоту.

Династия талантов в кино и науке: Евгения Симонова и Юрий Вяземский

Долгие годы никто не знал, что известная актриса Евгения Симонова и популярный телеведущий Юрий Вяземский — родные брат и сестра. Они не афишировали свое родство, хотя успех каждого из них был очевиден всей стране.

«Афоня», Мосфильм / «Умники и умницы», Первый канал

История братско-сестринских отношений началась в Ленинграде, где они родились в семье академика Павла Симонова и преподавательницы английского языка Ольги Вяземской. Разные фамилии объясняются просто — Юрий взял девичью фамилию матери, когда начал карьеру.

Детские годы во многом определили их будущее. Юрий, будучи старшим, активно вовлекал сестру в театральные импровизации.

«Я с младых ногтей заставлял ее играть со мной в спектаклях, и мы делали всякие хореографические постановки», — вспоминает Вяземский.

Евгения настолько полагалась на брата, что, по его словам, «не могла принять решение без его участия».

Пути талантливых детей академика разошлись, когда Юрий окончил факультет международной журналистики МГИМО, а Евгения поступила в театральное училище имени Щукина. Удивительно, но именно брат поддержал сестру, когда ту не приняли с первого раза в театральный.

«Обыкновенное чудо» / Мосфильм

Карьера Евгении Симоновой стремительно взлетела после дебюта в фильме Леонида Быкова «В бой идут одни „старики“». Всенародную любовь принесли роли в картинах «Афоня», «Обыкновенное чудо» и «Школьный вальс». Ее талант был отмечен званиями Заслуженной артистки РСФСР в 1984 году и Народной артистки России в 1995 году.

Юрий Вяземский нашел себя в ином амплуа — став кандидатом исторических наук, профессором и заведующим кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО. Однако всероссийскую известность ему принесла телеолимпиада «Умницы и умники», которую он ведет с 1992 года. Тонкий писатель, знаток истории и философ, владеющий пятью языками, Юрий Павлович был удостоен звания «Заслуженный работник культуры РФ» в 2006 году.

Юрий Вяземский / «Умники и умницы», Первый канал

Отношения брата и сестры не всегда были безоблачными. «Актрису из тебя сделал я, Юра, твой брат!» — с долей обиды напоминает Вяземский, сетуя, что в интервью Евгения чаще упоминает своих наставников вроде Марка Захарова и Георгия Данелии. Однако со временем, по его словам, сестра признала: «Сначала моим учителем был брат, а потом они».

Сегодня, несмотря на разные творческие пути, Евгения и Юрий поддерживают теплые отношения. В одном из интервью Евгения упомянула, как брат бескорыстно предоставил свою повесть для фильма «Цветущий холм среди пустого поля», в котором она снималась.

Братья Янковские: Две звезды, одна судьба

Когда на сцену минского театра вышел 14-летний паренек, мало кто мог предположить, что этот подросток станет одним из величайших актеров советского кино. Тот первый выход Олега Янковского в роли мальчика Эдика в спектакле «Барабанщица» случился благодаря его старшему брату Ростиславу, уже работавшему в театре.

«Государственная граница», Беларусьфильм / «Тот самый Мюнхгаузен», Мосфильм

Разница в 14 лет не помешала братьям Янковским создать удивительный актерский тандем. Старший Ростислав, родившийся в 1930 году, стал настоящим патриархом белорусского театра, а младший Олег, появившийся на свет в 1944-м, превратился в одного из самых любимых актеров советского кинематографа.

Их история по-настоящему трогательна. Когда юному Олегу было 14 лет, Ростислав забрал брата к себе в Минск, чтобы облегчить жизнь матери. Именно там произошло первое знакомство Олега со сценой.

Ростислав Янковский блистал на театральной сцене, создав около 160 главных ролей. При этом он успел сняться в десятках кинокартин, среди которых «Красные листья», «Служили два товарища», «Ватерлоо», «Кортик», «Я, Франциск Скорина», «Вся королевская рать». За свои заслуги он был удостоен звания народного артиста СССР.

Ростислав Янковский в фильме «Кортик» / Беларусьфильм

Олег же покорил сердца миллионов зрителей своими ролями в таких культовых фильмах как «Щит и меч», «Тот самый Мюнхгаузен», «Полёты во сне и наяву», «Ностальгия», «Обыкновенное чудо». Настоящий прорыв в карьере произошел благодаря картине «Щит и меч», которую посмотрели более 68 миллионов зрителей. В 1991 году Олег Янковский стал последним человеком, получившим звание народного артиста СССР.

«Полеты во сне и наяву» / Киностудия им.Довженко

Удивительно, но между братьями никогда не было зависти или соперничества. Даже когда карьера младшего брата взлетела до всесоюзных высот, Ростислав продолжал относиться к нему с теплотой. А Олег всегда с благодарностью говорил о влиянии старшего брата.

Несмотря на то, что они жили в разных городах — Ростислав в Минске, а Олег в Москве — они всегда поддерживали тесную связь. Расстояние не мешало их духовной близости и искренней заботе друг о друге.

Судьба подарила братьям возможность сыграть вместе в фильме «Служили два товарища», а в картине «Я, Франциск Скорина…» они воплотили родных братьев Ивана и Франциска Скориных.

Два гения одной семьи: братья Михалков и Кончаловский

Разница в восемь лет между братьями определила характер их ранних отношений: младший Никита был «оруженосцем» старшего Андрея. Никто не предполагал, что оба станут киногигантами с мировыми именами.

«Жестокий романс», Мосфильм / Википедия

Никита Михалков начинал как актер в легендарных фильмах «Я шагаю по Москве», «Жестокий романс», «Вокзал для двоих», «Собака Баскервилей». Но настоящее признание принесла режиссура: «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Пять вечеров», «Обломов» — золотой фонд советского кино.

Андрей, взявший фамилию матери Кончаловский, начал карьеру с фильма «Первый учитель». Затем были «История Аси Клячиной», «Дворянское гнездо», «Дядя Ваня», «Романс о влюбленных». «Сибириада» принесла ему приз Каннского фестиваля, после чего он стал первым советским режиссером, успешно работавшим в Голливуде.

«В юности Никита играл роль верного оруженосца. За мной вечно по пятам ходил преданный младший брат», — вспоминает Андрей.

Никита признавал: «Отношения строились по принципу необходимости: принести, унести, покараулить. Но меня это не тяготило, такая зависимость позволяла оказываться в компании его друзей».

Со временем отношения изменились в лучшую сторону, но нельзя сказать, что Никита и Андрей стали по-настоящему близкими братьями. У них разные темпераменты: Кончаловский сам говорит об этом открыто. Он считается более экспериментальным режиссером, а Михалков в своем творчестве тяготеет к традиционной культуре.

Римма и Леонид Марковы: когда талант — семейное дело

Всесоюзная слава пришла к Римме Марковой в 42 года — после драмы «Бабье царство» (1967), где она сыграла бесстрашную председательницу колхоза. За эту роль актриса получила специальную премию на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне «За высокое мастерство артистки, создавшей образ большой драматической силы».

«Бабье царство», Мосфильм / Википедия

А ведь её карьера начиналась не так гладко. В 1951 году Римма стала актрисой Ленкома, дебютировав в роли комсомолки Фроси в спектакле «Вторая любовь». Но после смены руководства её уволили, мотивируя «нестандартной внешностью».

Её младший брат Леонид, напротив, сразу завоевал признание в Ленкоме. Высокий, статный, с голубыми глазами и бархатным голосом, он моментально стал любимцем публики.

«Леня — мужик, сейчас таких не делают. Что очень важно для актера, он нес пол», — говорила о брате Римма Васильевна.

Каждая кинороль Риммы, даже эпизодическая, становилась маленьким шедевром. Кто не помнит хирурга Веру Семеновну из «Покровских ворот» с ее коронной фразой:

«Резать, не дожидаясь перитонитов!»

Леонид тоже был успешен и любим зрителями, снявшись в десятках картин. Его работы всегда отличались особой глубиной и психологизмом.

Но однажды в их личном общении наступил перелом. Первая жена Леонида, актриса Тамара Басова, из ревности потребовала от мужа прекратить общение с сестрой.

«Тамара мне завидовала и от зависти этой приказала Лене сделать тяжелый выбор: или она, или я. Брат выбрал ее. Я плакала, пыталась поговорить, но он и слушать меня не хотел. Сильно любил Тамарку! Два года мы с ним не разговаривали», — вспоминала Римма.

Примирение брата и сестры произошло драматично: осознав неправоту, Леонид пришел к дому Риммы и, дождавшись её, буквально опустился перед ней на колени.

После этого их отношения восстановились. Римма снова стала опекать брата, разбирать его конфликты, улаживать любовные истории, которых у известного ловеласа было немало.

Нина и Владимир Крачковские: когда талант остается в семье

Брат и сестра Крачковские создали в советском кинематографе уникальный тандем — она блистала на экране, он творил магию за кадром. Нина Васильевна Крачковская стала одной из тех актрис, чьи даже самые крохотные роли зрители помнят десятилетиями.

«Командир корабля», Киевская киностудия / «Место встречи изменить нельзя», Одесская киностудия

Ее дебют состоялся еще на третьем курсе ВГИКа в фильмах «Кортик» и «Командир корабля». Хотя главных ролей в своей карьере она так и не получила, каждое появление Нины на экране становилось маленьким шедевром.

Ее старший брат Владимир Васильевич Крачковский выбрал менее публичную, но не менее важную профессию. Звукорежиссер «Мосфильма» работал над такими картинами как «Кавказская пленница», «Тридцать три», «Женитьба Бальзаминова» и «Помни имя своё». Его профессионализм высоко ценили режиссеры, доверяя звуковое оформление своих фильмов. А однажды Владимир появился на экране и в качестве актера — в эпизоде фильма «Место встречи изменить нельзя».

«Место встречи изменить нельзя», Одесская киностудия

Несмотря на семейные сложности, возникшие после женитьбы Владимира на актрисе Наталье Белогорцевой (ставшей впоследствии известной как Наталья Крачковская), брат и сестра сохранили теплые отношения.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook