Раньше эти книги были культовыми, и школьников спешили познакомить с русской классикой как можно скорее. Но время не стоит на месте, и многие книги потеряли актуальность. Устаревшие, слишком длинные и непонятные, эти истории не находят отклика у учеников и даже учителей. Рассказываем о 7 признанных шедеврах русской литературы, которым уже не место в школьной программе.
«Война и мир», Лев Толстой
Культовую история Льва Толстого экранизируют в Европе, а читатели восторгаются роскошными сценами княжеской жизни и эпохальными военными сражениями. Но в школьную программу произведение встроить не удается: монументальный роман школьникам осилить непросто. Описания военных сцен многие пропускают, а длинные диалоги только мешают поймать основную нить повествования.
Неудивительно, что роман занял первое место в антирейтинге произведений из школьной программы. 16,5% учеников не хотят изучать книгу на уроках. Школьники отмечают «слишком большой объем», «тяжелый слог», «излишнее описание окружающих вещей» и «невозможность правильного восприятия произведения в школьном возрасте».
«Муму», Иван Тургенев
Знаменитая повесть Тургенева была опубликована в 1854 году. В основе ее сюжета лежит реальная история, которая произошла в имении матери писателя.
Дети читают произведение в 5-6 классах, и грустная история многим дается тяжело. Школьники воспринимают ее слишком близко к сердцу, плачут и сильно огорчаются. Учитель русского языка и литературы Тамара Зайцева подчеркивает, что особенно тяжело дети «переживают из-за гибели животных».
«Нужна ли эта жестокость детям? В пятом классе им хочется еще верить в сказки со счастливым концом», — говорит учительница.
«Тарас Бульба», Николай Гоголь
Повесть «Тарас Бульба» входит в сборник Гоголя «Миргород», опубликованный в 1835 году. В центре истории — семейная драма, развернувшаяся на фоне Запорожской сечи. В школе повесть изучают в 7 классе, и без исторического контекста ученикам трудно понять события, происходящие в книге.
Кроме того, современные учителя не одобряют жестокие поступки героев. Литературовед и педагог Григорий Яковлев отмечал, что в книге слишком много «насилия, непробудного пьянства, возведенного в культ», а также «неоправданной грубости даже в отношениях с близкими людьми».
«Обломов», Иван Гончаров
Роман Гончарова вышел в 1859 году и был тепло воспринят критиками. Тогда же появилось слово «обломовщина», созвучное фамилии главного героя. Оно означает состояние застоя, апатии, лени и диктует все настроение книги. Но медленное, неторопливое развитие событий совсем не нравится современным школьникам. Они называют его «слишком затянутым и скучным».
Многие старшеклассники хотели бы исключить роман из школьной программы. «Описание бакенбард Захара на три страницы меня не радует», «Надо исключить Гончарова, „Обломова“. Невыносимое и муторное произведение. Пока читала, чуть сама не приклеилась к дивану», — жалуются школьники.
«Преступление и наказание», Федор Достоевский
Монументальный роман Достоевский опубликовал в 1866 году, и произведение мгновенно стало одним из самых обсуждаемых в литературной среде. Спустя столетия роман все еще читают и перечитывают, его экранизируют в России и зарубежом, в нем находят источник вдохновения. Но школьники «Преступление и наказание» не любят и не понимают, а Достоевского считают писателем, язык которого трудно понять.
«Я считаю, что его произведения слишком тяжелые. Человек должен сам дойти до него», — отмечают старшеклассники.
Некоторые учителя считают, что роману не место в школьной программе — слишком он сложный и многогранный. Понять Достоевского лучше получится у взрослого человека с жизненным опытом. Учительница английского Наталья Аникеенко признается:
«Помню по своему давнему опыту, что „Преступление и наказание“ в школе казалось мне таким бредом и тягомотиной, что едва прочла. Но когда мне было лет 30, я случайно стала читать какую-то книгу Достоевского, то уже остановиться не могла, пока не прочитала все, что он написал».
«Тихий дон», Михаил Шолохов
Роман-эпопея Шолохова охватывает сразу несколько важных исторических событий в России: революцию, гражданскую войну, а также подробно описывает жизнь донского казачества. Эпохальное произведение принесло Шолохову Нобелевскую премию и было несколько раз экранизировано.
Но втиснуть роман-четырехтомник в школьную программу у учителей не получается. «Тихий дон» ученики проходят поверхностно, предпочитая произведению краткое содержание. «Читать Шолохова невозможно», «Не помню, чтобы его хоть кто-то осилил», — говорят старшеклассники о романе.
Филологи, в свою очередь, отмечают, что «Тихий дон» лучше читать в сознательном возрасте. Так читатель может полностью оценить переживания героев, понять всю трагедию эпохи, в которой они жили.
«Бедная Лиза», Николай Карамзин
История о несчастной крестьянке, полюбившей дворянина, была написана в 1792 году. Образцовый пример сентиментальной прозы, повесть Карамзина не нашла отклик у школьников — в учебных заведениях ее проходят в 7-8 классе. История уже слишком неактуальна, чтобы привлечь к себе внимание.
Учительница русского языка и литературы Тамара Зайцева отмечает:
«Сентиментальная повесть „Бедная Лиза“, которая когда-то была „первым образцом русской беллетристики“, сейчас воспринимается как скучнейшая книга. В курсе истории она уместна, а литература все-таки должна быть актуальна и интересна».
Многие романы из этого списка сформировали литературный ландшафт и культурный код нашей страны. Но из-за обилия историзмов, трудного языка, полной оторванности от реальности эти произведения не могут понять многие современные школьники. Всему свое время. Лучше познакомить ребенка с литературой, которая ему будет интересна и понятна, чем мучить его сентиментальной прозой XVIII века.