В то время как «Бриллиантовую руку» показывают по телевидению несколько раз в год, некоторые блестящие комедии 60-х годов незаслуженно забыты. Среди них — фильм, получивший приз в Каннах, а еще киноистория о первом в СССР говорящем автомобиле. Вот 7 советских комедий 1960-х, которые теперь редко показывают по телевидению.
«Зеленый огонек»: единственная советская комедия, где машина острит голосом Зиновия Гердта
Это фильм, где старенький «Москвич» не просто машина, а настоящий персонаж с характером. Его саркастичные комментарии, озвученные неподражаемым Зиновием Гердтом, превращают обычный рабочий день таксиста в каскад забавных ситуаций.
Молодой водитель получает списанную машину и… Тут начинается! То «Москвич» самовольно укатывает с важным пассажиром-хирургом, пока хозяин покупает газировку. То приходится изображать многодетного отца перед строгим милиционером, укачивая чужого ребенка чуть ли не за рулем.
Самая смешная сцена — когда герой, спасая девушку от дождя, въезжает в лужу, а «Москвич» язвительно комментирует его джентльменские порывы. А чего стоит эпизод с французской песней из «Черного Орфея», под которую таксист гоняет по ночной Москве!
Кстати, этот легкий фильм неожиданно получил приз в Каннах. А режиссер придумал оригинальный ход — дал героям реальные фамилии актеров: Кузнецов играет Кузнецова, Савелова — Савелову. Получилась удивительно теплая история о городе, где даже старая машина может стать лучшим другом.
Лихой генерал на чужой свадьбе: комедия, которую прятали от зрителей более 20 лет
«Скверный анекдот» — комедия, которая 21 год пролежала на полке. По сюжету генерал, желая показать свою демократичность, заявляется на свадьбу мелкого чиновника. И тут начинается… После застолья начальник засыпает в постели новобрачных, гости изображают восторг от его шуток, а жених вынужден танцевать «казачка» за два рубля под издевательский хохот толпы.
Гениальный Евгений Евстигнеев создал образ генерала Пралинского — самовлюбленного либерала, чье благородство тает с каждым тостом. А в сцене его фантасмагорического сна благодарные гости-лилипуты кланяются ему под авангардную музыку. Кстати, единственную копию запрещенного фильма тайно хранил у себя дома композитор Николай Каретников.
Самые яркие моменты? Конечно, эпизод, где генерал с грохотом падает на пол, а перепуганные гости начинают неестественно хохотать. И сцена, где камера одним кадром следует за шатающимся Пралинским через всю квартиру, создавая эффект полного хаоса. Когда фильм наконец вышел в 1987 году, его посмотрел миллион зрителей. Неудивительно — такого странного коктейля из комедии, абсурда и социальной сатиры советский кинематограф еще не видел.
В этой комедии ошибка врачей превратила робкого гримера в героя
«Зайчик» — удивительный случай в советском кино: комедия о том, как диагноз… зайцу перевернул жизнь человека. Театральный гример Лев Зайчик, подслушав в больнице разговор о «месяце жизни», решает, что приговор вынесен ему, хотя это не так. И тихоня вдруг преображается в борца за справедливость!
Режиссер Леонид Быко создал редкий фильм о «маленьком человеке», который Зайчик сражается с бюрократами. А чего стоит сцена, где герой, загримировавшись под немецкого бизнесмена, пытается получить разрешение на снос забора! Или эпизод с детским «десантом» в кабинете чиновника — ребятня устраивает такой погром, что бюрократ сдается без боя.
Самый смешной момент — когда Зайчик путает на сцене тексты, смешивая Пушкина с Есениным. А самый трогательный — его неловкие попытки признаться в любви актрисе Наташе.
Кстати, на гонорар от этой «неудачной» комедии Быков купил свою первую «Волгу». Фильм собрал 25 миллионов зрителей и даже стал единственной советской лентой в видеопрокате русского квартала Лос-Анджелеса.
Чудо-стоматолог против системы: почему комедию о гениальном дантисте не показывали 20 лет
«Похождения зубного врача» — уникальный случай в советском кино: комедия о талантливом дантисте, которую «положили на полку» на 20 лет. Молодой врач Сергей Чесноков обнаруживает у себя удивительный дар — способность удалять зубы без боли и анестезии. Казалось бы, радуйся! Но не тут-то было: очереди растут, коллеги завидуют, начальство недовольно.
Дебютант Андрей Мягков (да-да, тот самый Женя Лукашин!) создал образ застенчивого чудо-врача, которого талант не радует, а мучает. А блистательная Алиса Фрейндлих с гитарой комментирует происходящее острыми песенками. Музыку, кстати, написал сам Альфред Шнитке — и это в комедии про зубного врача.
Зрители смеются над сценой, где весть о чудо-враче разносится по городу со скоростью лесного пожара. А еще — над эпизодом в кабинете, когда перепуганный пациент вдруг понимает, что зуб уже удален — и когда только успели?
Фильм вышел в ограниченный прокат в 1967 году, после чего его положили на полку. По иронии судьбы получилось так, что первую роль Андрея Мягкова массовый зритель увидел уже после того, как он сыграл Женю Лукашина в новогодней комедии Рязанова.
Сколько стоит папа в универмаге? История о самой необычной покупке в советском кино
В этом трогательном фильме пятилетний мальчик узнает, что его самого «купили в магазине». И тут же решает: раз мама потратила деньги на мороженое вместо папы — он сам отправится в универмаг за отцом. Так начинается одна из самых необычных советских комедий, где главный герой — малыш Димка — пытается купить папу, как игрушку.
Наиболее смешные сцены разворачиваются в универмаге. Димка, задрав голову, разглядывает манекен в витрине: «Вот этот папа мне подходит!» А когда находит живого «кандидата в папы», деловито интересуется ценой. В другом эпизоде герои катаются на редком двухэтажном автобусе (таких в Москве было всего 40 штук), и «папа» учит мальчика считать этажи домов. Особенно забавен сон Димки, где в магазине «продают» разных пап: «Вот этот — для мальчиков, которые любят футбол. А вот тот — для тех, кто хочет научиться плавать».
Маленький актер Алеша Загорский играет так искренне, что даже взрослые верят: папу действительно можно купить в магазине. А сцена в зоомагазине, где живая белка становится символом «настоящего папы», заставляет и смеяться, и плакать одновременно.
Фильм полон атмосферных деталей начала 60-х: пломбир за 20 копеек, газировка с сиропом за три копейки, светофоры с надписью «идите!».
«Спасите утопающего»: комедия, где Георгий Вицин поет дуэтом… сам с собой
Представьте комедию, где пионер инсценирует героическое спасение друга, а потом… поет об этом оперным голосом! Именно такой эксперимент поставил режиссер Павел Арсенов в 1967 году. Фильм получился невероятно смешным миксом из комедии положений, мюзикла и театра абсурда.
Особенно забавна сцена «спасения», где главный герой картинно прыгает в воду перед чехословацкими туристами, а его друг старательно «тонет», пока не замерзнет! А семейное чаепитие, где мальчик в сотый раз рассказывает о своем «подвиге», превращается в настоящую оперную арию с хором соседей, подсказывающих слова.
Георгий Вицин виртуозно играет сразу две роли — начальника милиции и пенсионера в панамке. В одной сцене его герои даже встречаются и… поют дуэтом. Композитор Микаэл Таривердиев превратил историю о вранье в музыкальную феерию с хоровыми номерами в стиле античного театра.
Получилась не просто комедия, а остроумная пародия на создание «героев» из воздуха. Кстати, Олег Ефремов, появляющийся в роли рассказчика, впервые попробовал себя как оперный певец.
«Адам и Хева»: как горячий бульон и законы шариата перевернули жизнь дагестанского мужа
Вот уж где любовный треугольник закручен по-кавказски остро! В высокогорном дагестанском ауле живет вспыльчивый Бекир со своей кроткой женой Хевой. Однажды, обжегшись горячим бульоном, он в сердцах прогоняет супругу.
А когда одумался — оказалось, что по законам шариата вернуть ее можно, только если она сначала выйдет за другого, а потом вновь останется одна. И тут начинается настоящая комедия положений: Бекир сватает жену местному холостяку-парикмахеру Адаму, надеясь, что тот даст ей развод наутро. Но не тут-то было!
Адам, читающий стихи и говорящий красивые слова, очаровывает Хеву. В роли дагестанской красавицы блистает Екатерина Васильева — актриса с минимумом текста, но потрясающей игрой. А Фрунзик Мкртчян создает образ колоритного Бекира, который прячет за напускной брутальностью нежную душу.
Фильм пронизан атмосферой гор, местным колоритом и тонким юмором. Особый шарм придает закадровый текст в исполнении Ефима Копеляна. Эта жемчужина советского кино 1969 года почему-то редко появляется в телеэфире, хотя способна подарить зрителю час настоящего удовольствия.