7 острых на язык частушек из СССР, которые сейчас даже прочитать неловко

Арина Брик,
редакция Femmie

О квартирах, дефиците и мужьях.

Частушки всегда были народным творчеством и выражали эмоции и мысли простых людей. В шутливой, а иногда и в резкой форме в них рассказывали о своих проблемах и об отношении к жизни. Поначалу частушки пели в деревнях и сёлах под аккомпанемент гармони. Но со временем сатирические куплеты стали звучать с экрана телевизора и печататься в прессе. Они воспевали новые ценности, смеялись над бытовыми мелочами и создавали карикатурные образы соотечественников. Мы подобрали 7 частушек из советского прошлого, которые сложно понять современному человеку.

О межрасовой любви

«Ой, цветут бананы в поле у ручья,

Негра молодого полюбила я.

Негра полюбила на свою беду,

Днем его пугаюсь,

Ночью не найду».

Сегодня автора частушки точно посчитали бы расистом, ведь здесь все внимание приковано к внешности и национальности героя. В современном мире подобные высказывания справедливо посчитают оскорблением. Для нас кажется дикостью, что любовь к иностранцу может быть «бедой», а девушка не может найти темнокожего парня из-за темноты.

В России с дореволюционных времен афроамериканцев воспринимали как людей со страшного и дикого континента. Лишь в 1920-е годы расовое неравенство становится одной из главных тем в литературе, музыке и кинематографе. Спустя 30 лет в глазах советского человека афроамериканцы приобретут статус «жертвы», которая чудом избежала расового произвола.

Об обмане любимого

«Мне милёнок изменил,

А я и не охну.

Не зелёная трава —

В поле не засохну».

Сегодня сильные и независимые девушки не стали бы терпеть измены своей второй половинки, ведь они знают себе цену. Современные женщины готовы бороться за счастье и, скорее всего, не будут разменивать молодость на непостоянных ухажеров.

А вот деревенским женщинам того времени было нелегко, и как раз об этом поют ивановские авторы. В деревенских условиях тяжело прожить без помощи с мужчины, ведь нужно ухаживать за скотом, сеять урожай, зарабатывать деньги, воспитывать детей и следить за домом. Девушки боялись остаться в одиночестве, тем более что в случае развода местные жители чаще всего осуждали жену. Якобы она не смогла дать мужу, что ему надо.

О злоупотреблении крепкими напитками

«Мы не будем водку пить,

Будем денежки копить,

А накопим рублей пять,

Выпьем водочки опять».

В современной России и государство, и СМИ пропагандируют здоровый образ жизни. И мы испытываем отвращение к людям, которые не умеют себя контролировать, а те, кто находят радость лишь в горячительным напитках, скорее вызывают жалость.

Но в 1970-х советский гражданин употреблял как минимум 4,7 литра чистого спирта. Пьяницы становились любимыми героями фильмов, таких как «Афоня» и «Ирония судьбы, или С легким паром». И хотя общество порицало разгульный образ жизни, многие находили в стакане успокоение.

О замужестве

«Эх, била меня мать и поучала,

С комсомольцами гулять запрещала.

Лучше б дома, говорит, ты сидела,

Поучилась щи варить, хлебы делать.

Нет, мамаша, все ты зря, эти вещи

Спокон века кабалят бедных женщин».

Сегодня женщина сама решает, нужно ли ей выходить замуж или нет, да и ценят ее далеко не за вкусные щи. Даже в супружеских отношениях девушка работает или готовит только по своему желанию. Она может взять на заметку замечания старшего поколения, но право выбора всегда остаётся за ней.

Несмотря на то, что в СССР замужество играло важную роль, переезд молодежи в большие города ослабил эти традиции. «Прогрессивные» отношения пропагандировали в сборниках комсомольских частушек, а в промышленности стали активно применять женский труд. В тот момент государство видело в гражданах людей, лишенных гендера, которые работали лишь на благо общества. Но родители хотели сделать из своих дочерей хранительниц очага.

О раздельном санузле

«Кто-то выдумал в Стройтресте туалет и ванну вместе.

Новосёл залез помыться,

А семья к соседу мчится!»

Это сатирические куплеты Рудакова и Нечаева. Сегодня проблема раздельного или совместного санузла не актуальна, потому что планировка наших квартир позволяет делать так, как удобно. У каждого свой отдельный стояк в ванной и мы реже сталкиваемся с протечками. Для нас кажется дикостью, что после каждого приема душа к нам могли бы прибежать разъяренные соседи.

В 60-е годы музыкальная группа Павла Рудакова и Вениамина Нечаева пела о житейских советских проблемах. Сатирические куплеты особенно нравились зрителям, ведь темы их выступления  были понятны и близки всем.

О поиске квартиры

«Без квартиры мы страдали,

Восемь месяцев искали…

Толку не добилися

В урне поселилися».

Сегодня намного проще найти идеальную квартиру, исходя из бюджета семьи. Льготным категориям граждан по-прежнему выдают жилье, но в любой момент можно обратится за помощью к агенту по недвижимости и в банк. Нам в последнюю очередь хочется надеяться на государство. Нестабильное положение пугает, и мы не понимаем, почему все это время семья из частушки рассчитывала не на свои силы.

Многие слышали, что в советское время квартиры раздавали чуть ли не всем подряд, но те, кто жил в СССР, знают — как было на самом деле. Зачастую люди занимали государственную площадь «на птичьих правах» и в любой момент могли быть выселены.

О дефиците продуктов

«Меня милый угощал

На своей квартирочке,

Он мне к чаю предлагал

От баранки дырочки».

В наше время нет дефицита продуктов и вряд ли современную девушку мог бы впечатлить парень, который не смог купить хотя бы пару конфет к чаю. Скорее всего, женщина восприняла бы это как неуважение.

Коллектив журнала «Синяя блуза», который напечатал эту частушку, обличал как общеполитические, так и бытовые проблемы. Кстати, в журнале работал и Осип Брик — известный сценарист и муж возлюбленной Маяковского. В этой частушке авторы освещают проблему бедности и туманного будущего. Влюбленные питаются дырками от бубликов, надеятся на лучшее и верят идеалам советской власти.

***

В советское время частушка была своеобразной формой агитации и выявления насущных проблем. А сегодня альтернативой такой сатире стали стенд-ап выступления комиков, ведь они в шутливой и порой даже абсурдной манере рассказывают о современных особенностях нашей жизни. Кроме того, на замену народному творчеству пришла рэп-музыка, потому что исполнители этого жанра не боятся «уколоть» слушателя своим словом.

31
52
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook