Многие современные родители в воспитании ребенка опираются не только на опыт старшего поколения, но и на наследие, которое оставили после себя великие педагоги. О выдающемся Антоне Семеновиче Макаренко слышал практически каждый, причем его имя известно и в других странах.
Труды советского педагога и писателям еще при жизни получили широкое признание и высокую оценку. Макаренко стал эталоном воспитания детей, свое мастерство он практиковал в колониях для несовершеннолетних нарушителей. Его произведения были переведены на многие языки мира, а «Педагогическую поэму» считают лучшим романом о воспитании. 1988 год специально решением ЮНЕСКО был объявлен годом Макаренко в связи с его столетним юбилеем.
Многие принципы великого педагога широко используются в наше время, ведь на них выросло не одно поколение. Но есть и такие правила, которые в современной интерпретации кажутся авторитарными.
«Слабые стороны системы Макаренко в том, что не учитывается наличие желаний у ребёнка, или они не признаются „хорошими“, существуя отдельно от коллектива, ведь всё должно быть согласовано. Самостоятельного выбора не предполагается, что губительно сказывается на развитии», — говорит психолог Анна Хныкина.
Вот несколько принципов воспитательной системы Макаренко, которые пугают современных родителей.
1. «Отец, выплачивающий алименты своему ребенку, — его враг»
Макаренко крайне негативно относился к разводам и считал, что мужчине нельзя покидать семью. И даже если семейные отношения с супругой не складываются, нужно ради детей продолжать жить вместе. У ребенка разрушается восприятие тандема «мать и отец», из-за чего начинаются проблемы с социализацией и развитием.
В наше время к разводам относятся гораздо более лояльно, считая, что нет смысла сохранять брак ради детей, ведь несчастливые родители — еще более травматический момент для их чада. Сейчас многие мужчины покидают семьи, при этом остаются для своих детей хорошими отцами, вкладываются в их воспитание и принимают активное участие в их жизни.
2. «Воспитание единственного сына или дочери — гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей»
Макаренко был ярым приверженцем многодетных семей. По его мнению, большая семья дает ребенку возможность социализироваться, научиться общаться со сверстниками и не вырасти эгоистом. А вот единственному малышу, по убеждениям педагога, в семье очень одиноко, и в будущем из-за этого могут возникнуть перекосы в формировании здоровой личности.
На дворе давно не 20-е годы XX века, поэтому современные родители имеют на этот счет иное мнение. Пары предпочитают осознанно подходить к рождению детей, понимая, что в одного ребенка можно вложить гораздо больше, нежели в нескольких.
3. «Задача нашего воспитания сводится к тому, чтобы воспитать коллективиста»
Основой концепции Макаренко была трудовая дисциплина и коллектив. Педагог считал, что индивидуальный подход к ребенку расхолаживает и губительно действует на его нравственное развитие. Ребенок обязан быть частью системы, общества, только тогда он вырастет здоровой личностью.
В наше время при обучении и воспитании детей давно отказались от этого принципа. Родители считают ребенка личностью, которая может отличаться от других. Важно не слиться с коллективом, а быть гармоничной его частью, не теряя при этом себя.
«Система Макаренко ограниченно годная, она закладывает послушание и исполнение, это система, позволяющая строить рабов. Ни о каком творчестве люди, воспитанные таким образом, не помышляют. Они могут быть кристально честными, но следы от кнута в душе не заживут никогда, и боязнь получить его ещё раз остановит их от опасных или инакомыслящих экспериментов», — делятся мнением родители на форуме.
4. «Если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитываете»
Работая в школах и исправительных колониях, Макаренко специально создавал такие условия, чтобы детям было необходимо постоянно преодолевать трудности и становиться сильнее. Старания вскоре принесли свои плоды — дети были дисциплинированные и послушные.
Сейчас большинство родителей категорически несогласны с точкой зрения великого педагога, предпочитая ограждать своих детей от трудностей. Мамы и папы уверены, что во взрослом возрасте у них будет еще миллион возможностей, чтобы самостоятельно решать проблемы, поэтому дают возможность насладиться беззаботным детством.
5. «Наказание должно назначаться только в том случае, если действительно нарушаются интересы коллектива, и если нарушитель открыто и сознательно идет на это нарушение, пренебрегая требованиями коллектива»
Главное место в системе Макаренко занимает постулат о соблюдении общепринятых норм поведения. Антон Семенович считал, что это важное условие формирования здоровой личности ребенка и его интеграции в коллектив. Педагог не раз говорил, что нет ничего хуже эгоизма, и боролся с этим.
Сейчас к наказанию детей относятся совсем по-иному. В большей степени это связано с преобладанием индивидуального подхода в воспитании, да и родители все меньше переживают за то, что подумают о них другие люди, и все больше ограждают ребенка от влияния общества.
«В системе Макаренко минусов масса. Если ругать, контролировать и постоянно поучать, то не только ребенок, но и взрослый человек взбунтует, появится агрессия и ненависть. Лучше всего воспитывать личным примером без принуждения. Просто доверительные отношения в миллион раз лучше, чем вся система Макаренко, который и родителем никогда не был!», — пишут на форуме родители.
Невозможно отрицать влияние великого педагога на формирование концепции воспитания детей в школах и семьях. Однако даже в самых проверенных и надежных теориях со временем находятся изъяны, ведь мир не стоит на месте, а постоянно меняется, как и запросы к воспитанию.