7 ситуаций в кафе, после которых официанту не положено ни копейки чаевых

Юлия Мельникова,
редакция Femmie

Все еще сомневаетесь по поводу чаевых - стоит запомнить всего 7 правил.

Photo by Mateus Campos Felipe on Unsplash

Встречи с подругами за кофе, деловые ужины, свидание или самый вкусный десерт в городе — что бы ни привело вас в кафе или ресторан, какой бы ни был счет, вопрос о чаевых всегда застает врасплох. С одной стороны, есть негласная норма этикета — 10-15% от чека официанту, с другой — «дело добровольное».

Так как поступать, чтобы у приятного ужина не было послевкусия неловкости из-за неудачи с чаевыми? Есть по крайней мере 7 ситуаций, когда вам не должно быть стыдно за пустой конверт после закрытия счета:

Сервис не начинается с приветствия

Ресторатор Роман Хорзов отмечает, что 50% успеха работы с клиентом зависит от первых минут встречи, и требует от своих официантов вежливости и приветливости как минимум.

Даже если в зале очень много клиентов, сотруднику следует поприветствовать посетительницу кивком или взглядом с улыбкой, дать понять, что он знает о ее присутствии. Если это правило этикета нарушено, то клиентка сама ищет подходящее место и ждет, когда уже принесут меню. Это первый признак, что насчет чаевых можно не думать.

Что вы желаете на аперитив?

Еще одним стандартом в обслуживании считается предложение напитков еще до основного меню, чтобы женщина могла наслаждаться напитком в ожидании заказа. Если этого не произошло, и даже на просьбу принести стакан воды официант не отреагировал, то можно не сомневаться: чаевые в этом случае не полагаются.

Буквально 5 минут

Порой официанты не говорят точное время приготовления и вводят посетительниц в заблуждение. Сначала говорят, что «буквально 5–7 минут», когда это время проходит, но «нужно подождать еще 10 минут»… Если такое происходит, то сотрудник изначально не был честен, и сервис в данном месте оставляет желать лучшего.

Разумеется, никаких чаевых. Ресторатор Дмитрий Борисов учит своих подчиненных таким правилам: закуски и напитки должны быть на столе максимум через 7 минут после заказа, горячие закуски, салаты и супы — в течение 5–10 минут, на основные блюда выделено около 15–20 минут.

Остыло, пока несли заказ

Что, если с заказом определились, и блюдо принесли, но оно совсем не аппетитно, потому что уже успело остыть? Вот небольшой чек-лист для таких случаев:

  • горячие закуски от 75 до 90 градусов по Цельсию, а холодные — от 7 до 14 °;
  • горячие блюда должны быть 65 °, холодные между 7 и 14 градусами;
  • горячие супы — 65–75 °, а холодные супы порядка 8–10 градусов по Цельсию.

Аргумент, что блюдо было горячим, но остыло, пока несли в холодной тарелке, не принимается. Так как тарелка нагревается перед подачей отдельно. Это явные нарушения стандартов ресторанного этикета, даже не сомневайтесь, чаевых быть не должно.

Одну минуту, спрошу у повара

Приходя в ресторан, женщина хочет реально понимать, какое блюдо ей сейчас принесут, и из каких ингредиентов оно сделано. Поэтому на вопрос о составе должен быть получен подробный ответ. Если этого не происходит, увы, о чаевых и речи быть не может.

Извините, у нас закончилось

Еще одной роковой ошибкой стать банальное незнание стоп-листа — тех блюд, которых на данный момент уже нет в меню. Официант должен постоянно сверяться с кухней, чтобы иметь актуальную информацию. Если женщина заказала сливочный суп с креветками, а через 10 минут приходит сотрудник ресторана, и вместо заказа приносит извинения, то вердикт явный: никаких «на чай»!

Для вас — за счет заведения

Когда в кафе или ресторане временно не работает безналичный терминал, сотрудники обязаны сказать об этом в самом начале обслуживания. Если это выясняется уже в момент оплаты счета, то по правилам ресторанного этикета, этот заказ должен быть оплачен самим заведением. Разумеется, без чаевых.

Обобщив все эти правила, становится ясно, чего стоит ждать от ресторана и кафе, какие требования должны соблюдаться, чтобы претендовать на небольшую доплату за обслуживание. Но это не жесткое правило, даже если сервис был на высшем уровне, но вы принципиально не оставляете чаевых или просто не рассчитывали на дополнительные 10%, достаточно будет искренней благодарности сотрудникам ресторана и обещание посоветовать заведение подругам.

19
6
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook