7 слов, как нельзя называть ребенка ни при каких условиях

Алиса La femme,
редакция Femmie

Многие вредные слова отражают не то, как дети идентифицируют себя, а то, как воспринимают их родители.

Изображение StockSnap с сайта Pixabay

Слова взрослых оказывают огромное влияние на развитие ребенка. Это неоднократно подтверждалось научными исследованиями. Любое высказывание родителя может обернуться серьезными последствиями для ребенка.

Некоторые слова несут в себе преимущественно негативный заряд и имеют эффект бомбы замедленного действия. Они не имеют никакого отношения к культуре, образованию, формированию характера. Но они связаны с речевым поведением родителей, которое может иметь самые нежелательные последствия для ребенка.

Папам и мамам необходимо исключить эти слова из своего лексикона, если они хотят помочь детям вырасти счастливыми людьми.

#1. “Командирша”

Этот ярлык часто закрепляется за девочками, которые стремятся лидировать в играх со сверстниками. И это вполне объяснимо. В силу гендерных и культурных представлений нам непривычно видеть, как девочки верховодят в играх. Проблема заключается в том, что прозвище “командирша” воспринимается как насмешка.

Девочке, которую так называют, дают понять: лидерство — это не ее дело. Как ведет себя “командирша”? Напористо: у нее есть идеи, и она их отстаивает. А самоутверждение следует поощрять не только у мальчиков, но и у девочек.

Это не значит, что дети не должны работать над своими манерами. Если родителей беспокоит приказной тон ребенка в общении со сверстниками, то проблема, скорее, связана со способом самовыражения, а не со склонностью к лидерству. Вместо того, чтобы подтрунивать над девочкой, примеряющей на себя роль лидера, следует научить ее делать это корректно.

#2. “Умница”

Разве хвалить ребенка — это плохо? Нет. Но не всякая похвала идет на пользу маленькому человеку, и ласковое слово “умница” может сыграть с ним злую шутку. Предположим, природный ум малыша позволяет ему без труда справляться с задачами определенного рода. Но это не значит, что он так же легко будет решать проблемы, которые требуют инструментов, приобретаемых с опытом, — креативности, усидчивости и внимания.

Что происходит, когда малыш, привыкший считать себя “умницей”, сталкивается с трудностями, которые он не в силах преодолеть? Его самооценка может резко снизиться. Действенной помощью такому ребенку будет родительское одобрение удачно выбранной им тактики при решении конкретной проблемы. Вместо ничего не стоящих комплиментов вроде “Боже, какой ты умный”, целесообразнее сказать так: “Мне понравилось, как ты выпутался из этой ситуации”.

#3. “Тупица”

Злой антипод “умницы” — “тупица.” Самое страшное, что ребенок, которого родители награждают таким прозвищем, осознает его унизительность. Он знает, как это ужасно, когда один ребенок обзывает другого “тупицей”. В детском лексиконе это слово является таким же шокирующим, как выражение “законченный идиот”, используемое одним взрослым человеком в адрес другого.

А каково малышу терпеть обиду от самого авторитетного взрослого — родителя, утверждающего, что любит своего ребенка? К тому же большинство детей улавливают скрывающийся в этом слове намек на слабоумие, что может привести к совершенно разрушительному эффекту. И совсем уж мрачным представляется будущее ребенка, который поверит в то, что он “тупица”. Такое прозвище граничит со словесным оскорблением.

#4. “Эгоист”

Любопытный факт о развитии детского мозга: ребенок по натуре эгоцентрик. Это связано с тем, что примерно до 3-летнего возраста он еще не полностью усваивает “теорию сознания”, которая заключается в способности понимать, что у других людей могут быть чувства и мысли, отличные от ваших.

Что из этого следует? Малое дитя не в состоянии смириться с тем, что кто-то не одобряет его желание попить сока. Такое поведение можно было бы назвать эгоистичным, если бы в нем был злой умысел. Подозревать малыша в злонамеренности или упрекать в этом более взрослого ребенка одинаково вредно.

Это не означает, что детям не надо объяснять, как их поступки могут отражаться на других людях. Самый полезный урок в данном случае — помочь ребенку развить эмпатию, демонстрируя результаты его действий и пробудив в нем чувство вины. А навешивание ярлыка “эгоист” ни к чему не приведет.

#5. “Обманщик”

Прозвище “обманщик”, как и “эгоист”, предполагает в ребенке злой умысел. Главная проблема заключается в том, что многие дети не злонамеренны в своей лжи. Кроме того, ребенок совершенно не ориентируется в невероятно сложном интеллектуальном лабиринте, в котором он плутает всякий раз, когда обманывает. Его еще нужно научить находить выходы из этого лабиринта.

Ярлык — это также хороший способ запутать малыша относительно того, что есть ложь, которую ежедневно поощряет в нас этикет. В конце концов, как бы бабушка ни пахла, мы никогда не скажем ей об этом.

#6. “Принцесса”

Только в одном случае ярлык “принцесса” не может повредить маленькой девочке: когда она сама приняла его, вдохновившись героинями своих любимых сказок — принцессами. Родители не должны препятствовать желанию дочки считать себя принцессой. Однако не стоит самовольно заключать девочку в тесные сказочные рамки «принцессы», не исследовав истинные проявления ее идентичности.
Это аргумент в пользу поощрения самодостаточности, целеустремленности и воображения, свободного от ролевых игр и далекого от замковых башен и сказочных принцев.

#7. “Сердцеед”

Называть маленького мальчика “сердцеедом” — излюбленный прием мам, пап и прочих родственников, полагающих, что делают тем самым комплимент ребенку. Однако достаточно немного поразмышлять, чтобы понять причины неуместности этого ярлыка.

Во-первых, он ставит ребенка в контекст романтической любви, которую ему предстоит испытать лет через десять. Во-вторых, он убеждает мальчика в том, что роль мужчины связана с властью и силой, способностью разбить чье-то сердце. И вообще, что в этом похвального?

Конечно, малолетний “сердцеед” не в состоянии еще разобраться в гендерных ролях и романтической любви, но взрослые-то все понимают. И в этом проблема многих ярлыков, которые родители бездумно цепляют на своих детей.

Многие вредные слова отражают не то, как дети идентифицируют себя, а то, как воспринимают их родители. И такое искаженное восприятие меняет поведение ребенка чаще всего к худшему.

30
100
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook