Многие родители теряются, как объяснить дошкольнику, что деньги имеют свойство заканчиваться, а также ценность валют и важность сбережений, не превращая его в материалиста или транжиру.
Главное — объяснить это как можно раньше, постепенно рассказывать о соответствующих возрасту темах, а также на личном примере показывать, как вы используете доходы для формирования расходов.
Вот способы обучить ребенка финансовой грамотности:
3-4 года: объясните смысл денег и товарно-денежного обмена
Тренер компании по финансовому планированию Financial Gym Джой Лью советует познакомить ребенка с деньгами, когда он учится считать. Начните со счета и распределения монет, научите различать монеты, даже если сложно запомнить достоинство. Она также предлагает играть в магазин, где дети смогут обменивать деньги на товары, чтобы познакомить их с основами шопинга.
Задача на этом этапе — объяснить, что за любой товар нужно заплатить, и что существуют разные формы денег.
5-6 лет: расскажите о ценности денег и стоимость товаров
Теперь пора объяснить стоимость игрушек и способы заработать. Расскажите о взаимосвязи между работой родителей и покупкой игрушек или оплатой семейных развлечений. Снова поиграйте в магазин, указав цены товаров.
В этом возрасте можно начать еженедельно давать ребенку небольшие суммы — из расчета 50-100 рублей, умноженные на каждый год возраста. Пусть он мал и не достает до прилавка, знакомство с получением дохода — это способ обучить распоряжаться деньгами и привить полезную привычку сбережения. Кроме того, по мнению специалистов, дети, которые получают деньги на карманные расходы, распоряжаются финансами более умело, чем те, которые не получают.
7-8 лет: объясните разницу между «хотелками» и потребностями и научите умному шопингу
К 7 годам ребенок начнет осознавать не только количество денег, но и ценность, почувствует разницу между копейкой и рублем, поймет, что за определенную сумму можно купить определенные товары. Позвольте ему взять пару сотен и купить что-то на свой выбор. Это заставит его задуматься о ценности денег, выбирая между парой шоколадок и игрушкой, и поможет понять, что оплачивая покупки, с деньгами придется расстаться навсегда.
Психологи советуют родителям установить правила шопинга и обсудить их перед походом в магазин. Это необязательно связано с недостатком средств, просто вы принимаете решение иначе распорядиться доходом.
9-10 лет: познакомьте со сбережениями, расходами и отложенными удовольствиями
В этом возрасте можно предложить ребенку разные варианты обращения с деньгами: вместо простого сбережения попросите его разделить сумму на расходы, сбережения, благотворительность и реальные инвестиции.
Важно привлекать детей к обсуждению семейного бюджета. Участвуя в принятии решений о расходах на семейный отдых и прогулки, они увидят, как получить желаемое с помощью денег.
Познакомьте их с еженедельным бюджетом на продукты; ежемесячно откладывайте определенную сумму, чтобы накопить на отпуск.
Смысл в понимании того, куда уходят деньги, чтобы принять верное решение о покупке самого необходимого.
11-12 лет: расскажите об умном потреблении, хитростях рекламы и тонком искусстве составления бюджета
В преддверии подросткового возраста самое время привлечь ребенка к планированию мероприятия. Будь то День рождения или просто семейный ужин, показывая детям, как вы планируете расходы, вы возлагаете на них реальную ответственность.
Попросите помочь вам сравнить цены при онлайн-покупках. Спросите о причинах принятия решений о том, что стоит покупать, а без чего можно обойтись.
13-14 лет: позвольте ощутить первый вкус финансовой независимости
Пора начать работать. В этом возрасте самое время испытать независимость, самостоятельно зарабатывая деньги несложной работой: дети могут понянчиться с малышом, убрать снег, подмести листья.
Некоторые эксперты считают, что не стоит платить ребенку за выполнение домашних обязанностей, поскольку он должен вносить свой вклад в семейный быт, но для вас это способ немного сэкономить и снять с себя часть хлопот.
15-16 лет: расскажите о кредитах и подводных камнях кредитных карт
Объясните суть финансовых займов, подчеркивая, что их всегда нужно вовремя возвращать, и что не стоит занимать больше, чем способен вернуть. Расскажите о процентах и как они незаметно могут вогнать в долги, как формируются кредиты.
Задача не в том, чтобы деньги стали для ребенка самоцелью, а в понимании, что с их помощью можно достигать цели и обеспечивать достойную жизнь: оплачивать впечатления, образование, развитие бизнеса и полезную еду. Чем больше он знает, на что уходят деньги, тем более эффективно сможет ими распоряжаться.