Рождение ребенка в королевской семье всегда было событием государственной важности. Все-таки это появление на свет не просто младенца, а наследника, вполне вероятно — будущего правителя. Поэтому начиная со Средних веков и беременность королевы, и сам процесс родов были окружены многочисленными традициями и ритуалами. Большинство из них осталось в прошлом, но некоторые — с изменениями, но дошли до наших дней и до сих пор практикуются в британской королевской семье.
Мы выбрали 7 самых интересных традиций, связанных с рождением наследников монархов, — от Средневековья до современности.
Закрываться в комнате, похожей на утробу
Во времена правления Тюдоров люди понимали, что во время беременности женщины уязвимы, а любой стресс или напряжение могут навредить ребенку. Поэтому последние недели беременности дамы голубых кровей проводили в специальной комнате: темной, теплой и тихой, напоминающей женскую утробу.
Все окна, кроме одного — для проветривания — были закрыты: считалось, что яркий свет может повредить. Стены были увешаны картинами с успокаивающими пейзажами, а пол — устлан душистой травой. Покой женщины никто не тревожил: если служанкам еще позволялось время от времени заходить в комнату для помощи, то мужчинам, даже родственникам, вход был запрещён.
Разумеется, средневековым женщинам из обычных семей везло меньше: они вынуждены были заниматься работой и домашними делами чуть ли не вплоть до родов. Современные же королевы тоже не так пекутся о своем покое: по крайней мере, во время беременности они уже не отгораживаются от мира.
Рожать в толпе
Если в последние недели беременности средневековые королевы наслаждались одиночеством и покоем, сами роды проходили отнюдь не так безмятежно. На такое «зрелище» могли собраться десятки людей. Например, Мария-Антуанетта рожала в Версале не только в окружении нянечек и повитух, но и на глазах всей королевской семьи и тех, кто пользовался при дворе особыми почестями.
Горничная Марии, мадам де Кампан, писала об этом в мемуарах:
«Людской поток ворвавшихся в комнату был таким бурным, что мы испугались, как бы королева не умерла».
Такой ажиотаж объяснялся тем, что неравнодушные подданные и даже сами члены королевской семьи боялись подлога. Все-таки ребенку предстоит взойти на престол, и нельзя допустить, чтобы правление передалось тому, кто кровно не связан с династией.
А подозрения охватывали народ часто. Например, так было, когда будущего наследника династии Тюдоров вынашивала жена Якова Второго. Еще до родов разнесся слух о том, что у королевы случился выкидыш, а ребенка хотят заменить «подставным». Поэтому на роды решено было пригласить более сорока человек, чтобы те воочию убедились, что никакого обмана нет. Кстати, не очень-то помогло: несмотря на количество свидетелей, страна полнилась слухами, будто бы младенца затащили в кровать на сковородке.
Конечно, такие столпотворения вызывали у рожениц стресс, поэтому обычай постепенно ушел в небытие. Но отголоски его остались: по сей день члены английской королевской семьи стремятся появиться на публике с младенцем сразу после родов. А до 1936 года при рождении наследника должен был присутствовать министр внутренних дел. Правда, на сам процесс он не смотрел, дожидаясь за дверью. Но королева Елизавета II решила отменить и эту традицию.
Не давать врачам смотреть на роженицу
Стоит сказать, до середины XVII века врачи и вовсе не имели права присутствовать на королевских родах. По-видимому, факт присутствия мужчины в непосредственной близости от беременной (а врачей-женщин тогда не было) считался аморальным. Врачей подключали только в редких случаях, когда ситуация становилась экстренной.Например, как в случае с Джейн Сеймур, которая умерла через несколько дней после родов.
В обычной же ситуации справлялись силами женщин: нянечек, повитух. Но и к ним предъявлялись строгие требования: каждая дама, желавшая помогать в родах, должна была предоставить послужной список и поклясться на Библии в своей добросовестности.
И даже когда допускать врачей до рожениц стало нормальной практикой, те все равно не должны были смотреть на ее тело: все необходимые манипуляции нужно было проводить на ощупь.
Пытаться предсказать по пуповине будущее малыша
Во времена средневековых династий не было медицинских методов выявления скрытых заболеваний новорожденного. А для королей это было важно: можно сказать, что от здоровья наследника зависело будущее государства.
Известно, что, когда Екатерина Медичи родила первого ребёнка, король Франсуа I потребовал принести «все, что вышло вместе с ним» — предположительно, плаценту и пуповину. Обсудив увиденное с итальянским послом, монарх пришел к выводу: все предзнаменования указывают на сильного и здорового будущего правителя. Но, видимо, знаки судьбы он прочитал неправильно. Ребенок, а это был Франсуа II, был настолько болезненным, что не дожил до 17 лет.
Крестить детей в одной и той же сорочке
Парчовая кружевная сорочка, в которой Виндзоры крестили всех своих новорожденных чуть ли не до конца нулевых годов, была сшита для королевы Виктории в 1841 году. Она прослужила 167 лет, но в конце концов использовать ее стало невозможно: за полтора века она слишком износилась. Тогда было приказано пошить новую крестильную рубашку — точную копию той, что пришла в негодность.
Крещение — важный ритуал для королевской семьи, как и сохранение таких традиций. Они поддерживают связь между поколениями. К слову, не только сорочке обеспечили долгую жизнь: купель, в которой и по сей день крестят королевских младенцев, тоже не менялась с середины XIX века.
Сообщать о пополнении в первую очередь королеве
Согласно протоколу, о рождении ребенка в семье Виндзоров необходимо первым делом сообщить королеве. То есть Елизавета II узнает о пополнении даже раньше, чем ближайшие родственники родителей.
При этом официально регистрируют ребенка позже — в течение 42 дней, как и прочие британские родители.
Давать 41 торжественный залп
Рождение ребёнка в королевской семье фактически приравнивается к празднику — поэтому народ оповещают многократными залпами из пушек в королевском парке. Так было, например, 3 года назад — после рождения второго сына Кейт Миддлтон и принца Уильяма.
Число 41 выбрано не случайно: 21 залп — это стандартное количество для королевских орудий в любой ситуации, а еще 20 к ним добавляется потому, что ритуал проводится в парке, принадлежащем королевской семье.
***
Сегодня никому из монархов и в голову не придет неделями держать беременную в темной комнате, пускать в родильные покои толпу людей, отгонять от роженицы врачей и гадать на пуповине. Все эти традиции либо совсем бессмысленные, либо небезопасные. Зато в семействе Виндзоров сохранились безобидные обычаи, подчеркивающие связь поколений: как крещение в одной сорочке или сообщение о пополнении лично королеве. Есть и те, что укрепляют связь с народом — как торжественные пушечные залпы.