72-летняя Клара Роше из «Ищите женщину». Узнаете ли вы Елену Соловей спустя 38 лет

Ольга Касьянова,
редакция Femmie

Узнаете ли вы ее сейчас?

"Ищите женщину" / «Мосфильм»

Народную артистку РСФСР Елену Соловей можно назвать одной из самых востребованных актрис 70-80-х. Еще бы — за 20 с небольшим лет она сыграла в кино 87 ролей. Среди них роль Ольги Вознесенской в «Рабе любви», Софьи в «Неоконченной пьесе для механического пианино», мадам Роже в «Ищите женщину», а также Ольги Ильинской в «Несколько дней из жизни Обломова».

Несмотря на насыщенную творческую жизнь, семья для Соловей всегда была дороже карьеры. Поэтому, когда в «лихие 90-е» в стране началась неразбериха, Елена оставила кино и эмигрировала с мужем и детьми в США. Вот уже около 30 лет Елена Яковлевна живет в небольшом американском городке. Но заниматься творчеством она не перестала — играла в театре, преподавала актерское мастерство в университете, вела авторскую передачу на радио и даже снималась в небольших ролях в кино.

Перспектива стать актрисой Малого театра была заманчивой, но Елена отказалась

В первый раз на экране Елена Соловей появилась еще во время учебы во ВГИКе. В 1967 году в картине тогда еще молодого режиссера Рустама Хамдамова «В горах мое сердце» она сыграла небольшую роль дочери булочника. В СССР фильм, стилизованный под немое кино, не выходил в прокат и не показывался по телевидению. Более того — из фильмотеки ВГИКа выкрали негатив картины, остались лишь ее копии.

«В горах мое сердце» / ВГИК

Кстати, образ неземной, отрешенной от всего обыденного женщины, придумал для Елены именно Хамдамов. И он настолько прочно закрепился за актрисой, что стал, своего рода, ее визитной карточкой.

А на последнем курсе института в 1969 году Соловей сыграла свою первую главную роль в фильме-спектакле «Цветы запоздалые». Дебют успешным. После него на молодую актрису обратили внимание многие кинорежиссеры. Елену пригласили в труппу Малого театра и даже обещали поставить «под нее» чеховскую «Чайку».

«Цветы запоздалые» / ТО «Экран»

Перспектива стать сразу же ведущей актрисой прославленного театра была очень заманчивой. Но, тем не менее, Елена Соловей от нее отказалась. Дело в том, что незадолго до этого на съемках картины «Драма из старинной жизни» она познакомилась с художником Юрием Пугачем и согласилась выйти за него замуж. Впоследствии она переехала к мужу в Ленинград.

«Михалков настроил меня так, что у меня началась самая настоящая истерика»

В 1975 году Елена Соловей сыграла одну из своих звездных ролей — Ольгу Вознесенскую в драме Никиты Михалкова «Раба любви». Интересно, что на работу в этом фильме Соловей долго не соглашалась «по семейным обстоятельствам».
Съемки картины велись в Одессе, и актриса не хотела надолго уезжать от дочери, которой тогда было всего 3 года. И только когда Михалков разрешил ей взять маленькую Иру с собой (а заодно и мужа), Елена согласилась сниматься.

«Раба любви» / «Мосфильм»

По словам Елены Соловей, Никита Михалков — просто удивительный режиссер, сниматься у которого — огромное счастье и огромная удача.

«Помню я боялась не сыграть эпизод, когда моя героиня стреляет в белогвардейского офицера и начинает рыдать. Но Михалков настроил меня так, что, когда я выстрелила, у меня началась самая настоящая истерика. И не потому что я такая замечательная артистка. Просто режиссер все сделал правильно, создал на съемках необходимую атмосферу», — рассказывала Соловей.

Елене повезло работать с Михалковым еще в двух картинах — «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Несколько дней из жизни Обломова». Последний фильм принес Елене Соловей приз Международного кинофестиваля в Оксфорде за лучшее исполнение женской роли.

После съемок Елена всегда спешила домой

В 80-х кинокарьера Елены Соловей продолжила набирать обороты. За десять лет с 1980 по 1990 годы она снялась в 38 картинах. Среди них — «Блондинка за углом», «Бешеные деньги» и «Ищите женщину».

Даже будучи уже сверхпопулярной актрисой, Елена практически никогда не принимала участие в киношных тусовках. Сняв после съемок грим, она всегда спешила домой — к любимому мужу и детям (вслед за дочерью у актрисы родился сын Павел).

Кстати, и на премьерных показах своих фильмов она тоже появлялась не часто. По словам актрисы, ей не хотелось лишний раз оставлять детей на попечение бабушек и лететь в Москву только для того, чтобы присутствовать на очередном светском мероприятии.

«В тот момент мне просто стало страшно жить»

С приходом 90-х, когда советское кинопроизводство стало разваливаться буквально на глазах, многие артисты остались без работы. То же самое произошло и с Еленой Соловей. За два года ей удалось сняться всего в трех фильмах — «Анна Карамазофф», «Рогоносец» и «Сороковой день». Причем первый так и не вышел на экраны, а два других оказались проходными и не имели успеха у зрителей. Жизнь в стране, между тем, становилась все сложнее — наступила перестройка. Поэтому когда Юрий предложил всей семьей уехать в Америку, актриса сразу же согласилась.

«Я должна была это сделать, чтобы быть спокойной за своих детей. В тот момент мне просто стало страшно жить. Появилась абсолютная неуверенность в будущем» — объясняла Елена Соловей свое решение.

«В первое время я занималась только домом»

В Америку они улетали впятером — Елена с мужем, 15-летний Павел и 18-летняя Ирина с новорожденной дочкой Соней. Обосновались в штате Нью Джерси в небольшом городке Фэйр-Лоун. Юрий совсем скоро нашел работу дизайнера в ювелирной компании, а Елена стала обычной домохозяйкой.

«Я первое время занималась только домом. Варила борщ, жарила котлеты, растила Соню. Когда мы уехали, Сонечка была совсем маленькая, дети должны были учиться. В то время Ира закончила один колледж, потом училась в другом. Пашка окончил школу, поступил в колледж» — вспоминала актриса.

«Со спектаклями мы объездили всю Америку, имели успех»

Только когда дети окончательно встали на ноги, у Елены появилась возможность вернуться к творчеству. Покорять Голливуд она не собиралась, но от предложения поработать в театре не отказалась.

«Дочь режиссера Леонида Варпаховского Аня пригласила меня в два антрепризных спектакля: «Дядюшкин сон» по Достоевскому и «Семейный ужин» по пьесе швейцарского драматурга Марка Камолетти. Мы объездили с ними всю Америку, имели успех» — рассказывала Соловей в одном из интервью.

После этого Елена некоторое время работала в полупрофессиональном театре «Блуждающие звезды», который создал известный композитор Александр Журбин. Кроме того, она вела на радио авторскую передачу «Кулисы», в рамках которой часто брала интервью у многих российских знаменитостей. Одновременно с этим Елена Яковлевна преподавала актерское мастерство в университете Нью-Йорка.

В 2001 году Елена Соловей создала собственную детскую студию «Этюд» с классами по танцам, музыке, живописи и театру. Обучение проводится только на русском языке.

Елене не понравилось, что в фильме слишком много крови

Кстати, актрисе даже удается время от времени сниматься в американском кино. Ее знакомый режиссер Джеймс Грэй во всех своих фильмах дает Елене небольшие роли. Ее последняя работа — мадам Кюмель в картине «Затерянный город Z» (2016).

А однажды пришлось Елене Соловей сыграть и в российском кино. В 2001 году режиссер Георгий Гаврилов пригласил ее на одну из главных ролей в фильм «ПМЖ» о русской мафии в Америке. Правда, по словам Елены, ей не слишком понравилось, что в фильме чересчур много сцен насилия и крови. Тем не менее, год спустя Соловей сыграла эпизодическую роль в культовом американском сериале о гангстерах «Клан Сопрано».

«Эти люди просто были друг другу предназначены свыше»

«Пусть говорят» / Первый канал

Дети Елены Соловей давно выросли и живут отдельно. Дочь Ирина защитила диссертацию по молекулярной антропологии, она с мужем и тремя детьми живет в Германии. Сын Павел закончил биологический факультет и вместе с семьей обосновался в Нью-Йорке.

«Благодаря скайпу мы постоянно видимся, и я могу наблюдать даже на расстоянии, как растут мои внуки», — говорит Елена Яковлевна.

В июне 2019 года в семье Елены Соловей произошло трагическое событие — ушел из жизни ее муж Юрий Пугач. По словам друзей актрисы, потеря самого дорогого человека стала для актрисы очень тяжелым ударом.

«Лена и Юра всегда говорили друг о друге, как будто они только вчера познакомились и влюбились. Такие крепкие браки надо еще поискать. У них не было позы, их отношения шли изнутри. Эти люди просто были друг другу предназначены свыше», — говорили они.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook