Роль Зои Молчановой в фильме Леонида Быкова «В бой идут одни «старики»» стала самой успешной в карьере Ольги Матешко. Хотя, кроме этой ленты, в фильмографии украинской актрисы еще почти 80 работ. Правда в 90-х, потеряв горячо любимого мужа, Матешко перестала сниматься и уехала в США. Но, прожив несколько лет за океаном, вернулась. Причем не только в Россию, но и в профессию. Рассказываем, как сегодня живет актриса, которой 26 октября исполнилось 73 года.
«Я делала все, чтобы моя мечта стала явью»
Однажды в интервью Ольга Матешко призналась, что стать актрисой мечтала чуть ли не с пеленок.
«Мне кажется, что я с этим желанием родилась. Поэтому с раннего детства я делала все, чтобы моя мечта стала явью»,— рассказывала Матешко.
В неполные шесть лет Оля уже участвовала в самодеятельности — читала стихи, пела и танцевала. А в школьные годы стала активно посещать театральный кружок.
Закончив 10-й класс, Ольга уехала из своего родного поселка Гостомель (находится в Киевской области) в Москву и с первой же попытки поступила во ВГИК.
«Я называю это «высокая химия»
ВГИК стал для Ольги не только воплощением ее детской мечты, но и местом, где она встретила любовь всей своей жизни.
С Александром Итыгиловым девушка однажды столкнулась в институтском коридоре. И оба чуть ли не сразу поняли, что созданы друг для друга.
«То, что между нами произошло, кто-то называет любовью с первого взгляда. Я же называю это «высокая химия», — говорила Ольга Матешко.
Александр приехал в Москву из Бурятии, учился на операторском факультете и мечтал снимать серьезное кино. Любую свободную минуту влюбленные использовали, чтобы побыть вместе и клялись друг другу, что никогда не расстанутся.
Их роман продолжился — в письмах, телеграммах, телефонных звонках
Правда, разлучиться им все-таки пришлось. В 1967 году Александр закончил институт и уехал по распределению сначала в Белоруссию, а затем в Пермь. Ольге же предстояло еще два года учиться.
Но их роман все равно продолжился — в письмах, телеграммах и телефонных звонках. Получив диплом, Ольга вернулась в Киев и поступила в штат киностудии имени А. Довженко. А вскоре в столицу Украины перебрался и Александр.
Почти сразу же после его приезда влюбленные сыграли свадьбу. А через пять лет, в 1974 году у них родился сын, которого назвали в честь отца — Сашей.
Для широкой зрительской аудитории Матешко оставалась неизвестной
Дебют Ольги Матешко как киноактрисы состоялся в 1970 году — в киноальманахе «Город первой любви». После этого она снялась еще в нескольких картинах — «Севастополь», «Сады Семирамиды», «Иду к тебе», «Включите северное сияние», «Семнадцатый трансатлантический».
Хотя роли актрисе доставались не только эпизодические, но и второстепенные (а в «Семнадцатом трансатлантическом» она и вовсе сыграла главную героиню), для широкой зрительской аудитории она все еще оставалась малоизвестной.
Прообразом Зои была настоящая летчица
Настоящая слава пришла к Матешко только в 1974 году, после выхода на экраны картины Леонида Быкова «В бой идут одни «старики»».
Прообразом Зои Молчановой, которую сыграла Матешко, стала Герой Советского Союза Надежда Попова, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков.
Кстати, сцена знакомства с летчицами, когда парни с удивлением обнаруживают, что у девушек больше орденов и медалей, чем у них, взята из реальных воспоминаний Надежды.
Только в отличие от киношной героини Ольги Матешко, Надежда Попова не погибла, а прошла всю войну. Позже она вышла замуж за Героя Советского Союза Семена Харламова, который был главным консультантом фильма.
«Рядом со мной был мой первый и единственный, неожиданный учитель танцев»
Кастинг Матешко прошла успешно и была утверждена на роль Зои. Первая сцена, в которой ей предстояло сниматься — вечер танцев. По словам актрисы, танцевать она умела, но тем не менее переживала — сумеет ли она двигаться так, как это делали в военных 40-х?
По воспоминаниям актрисы, когда включили танго «Утомленное солнце», они с Евгенией Симоновой (исполнительницей роли Маши) стали танцевать, пытаясь вжиться в тягучую и сладкую мелодию.
Двигаясь в паре с Симоновой, Ольга неожиданно услышала за спиной: «Разрешите?». И, оглянувшись, увидела режиссера картины Леонида Быкова.
«Танцуя с Быковым довоенное танго, я внезапно ощутила другой пульс, другую энергию. Рядом был он — актер, которого я знала и любила, режиссер, которого я слегка побаивалась, человек, который одним взглядом добрых глаз своих заставлял внутренне собраться — мой первый и единственный, неожиданный учитель танцев…», — вспоминала Ольга Матешко.
Успех «Стариков» стал неожиданностью
Интересно, что вместе с Ольгой Матешко в фильме «В бой идут одни «старики» снялся ее младший брат Анатолий, ныне известный артист и кинорежиссер.
Причем изначально он должен был играть одну из главных ролей — Виктора Щедронова по прозвищу «Смуглянка». Но, снявшись в нескольких сценах, Анатолий неожиданно отказался от работы и уехал на съемки другого фильма. В итоге, Смуглянку сыграл другой молодой артист — Сергей Подгорный.
А Анатолий Матешко остался лишь в нескольких кадрах и фамилии его даже не было в титрах.
На широкий экран фильм «В бой идут одни «старики» вышел 12 августа 1974 года. И уже к концу года собрал на своих сеансах почти 45 миллионов зрителей. Для киночиновников это стало большой неожиданностью: к тому времени фильмы о Великой Отечественной войне большой кассы никогда не делали.
Режиссеры активно приглашали Ольгу в свои картины
Все артисты, участвовавшие в фильме, в одночасье стали знаменитостями — слава пришла и к Ольге Матешко.
После премьеры «Стариков» режиссеры стали активно приглашать Матешко в свои картины. Но какие бы роли, большие или маленькие, она не играла, повторить успех Зои Молчановой актрисе так и не удалось.
Самыми заметными работами Матешко в 70-80-х стали фильмы «Черный капитан», «Дума о Ковпаке», «Рассказы о Кешке и его друзьях», «Рожденная революцией», «Быть братом», «Женщины шутят всерьез», «Жменяки», «Д’Артаньян и три мушкетера».
В картинах Итыгилова снималась его жена
Супруг актрисы, Александр Итыгилов тоже не сидел без дела. Одной из самых значительных его операторских работ стал многосерийный фильм «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского. За эту картину Итыгилов был в 1974 году награжден премией Ленинского комсомола и получил приз телевидения ГДР «Золотая пальмовая ветвь».
В 1978 году Александр закончил Высшие режиссерские курсы. Как режиссер он снял несколько картин: «Продается медвежья шкура», «Если можешь, прости», «Обвиняется свадьба», «Это мы, Господи» и другие. Почти во всех фильмах снималась его жена, актриса Ольга Матешко.
«Он полгода провел фактически в самом пекле»
Съемки последнего фильма Александра Итыгилова «Это мы, господи!..» велись в 1989 году в 200 км от Чернобыля. В картине было много взрывов и использовалось большое количество пиротехники. При этом вместе с землей в воздух поднималось огромное количество радиоактивной пыли, осевшей на почве после аварии на Чернобыльской АЭС.
Почти полгода работая в таких условиях, Итыгилов получил огромную дозу облучения. В июне 1990 года он скончался от скоротечной саркомы легких в московской клинической больнице им. Боткина.
«Когда его отвезла в Москву, там сказали — мужу с его щитовидкой нельзя было даже приближаться к зоне. А он полгода провел фактически в самом пекле. На одной из документальных хроник он сам попал в кадр, снимая у дышащего смертью блока», — вспоминала Ольга.
Оператору и режиссеру Александру Итыгилову было всего 45 лет.
Любимая работа не приносила радость
Смерть горячо мужа стала для Ольги огромным ударом. Но, тем не менее, нужно было продолжать жить и поднимать на ноги сына. И актриса, сцепив зубы, снова приступила к съемкам в кино.
Правда, теперь некогда любимая работа уже не приносила Ольге прежнюю радость. И когда в 1994 году во время творческой командировки в США ей предложили остаться, она с удовольствием согласилась.
«Приходится снимать сериалы и короткометражные ленты»
Несколько лет Матешко работала звукорежиссером на российском телеканале RTVI в Нью-Йорке и преподавала в Свято-Сергиевской академии на Манхэттене.
Сын Александр в это время учился в Киевском национальном университете театра, кино и телевидения, но, получив диплом, переехал к матери. За океаном молодой режиссер с сотрудничал с рекламным агентством, для которого снимал ролики.
Прожив несколько лет в США, Итыгилов-младший вернулся в родной Киев, где стал сам снимать кино и сериалы.
«К сожалению, киноиндустрия не набрала былую силу и приходится снимать сериалы и короткометражные ленты. Но это лучше, чем реклама. От нее тупеешь»,— говорит Александр.
«Рассказывать об этой части своей жизни не хочу»
Через несколько лет после приезда Александра вернулась на родину и Ольга Матешко. Причем вернулась не только в страну, но и в профессию. Начиная с середины 2000-х, актриса снова активно снимается в кино.
В последние годы Матешко можно было видеть в картинах «Колечко с бирюзой» (Нина Ивановна), «Гений пустого места» (Тамара Германовна), «Рябины гроздья алые» (Ольга Ефимовна), «Генеральская сноха» (Антонина Степановна Колчина), «Два Ивана» (Валентина Владимировна Воронцова), «Я буду ждать тебя всегда» (Клавдия Степановна), «Вторая жизнь Евы» (Тамара Леонидовна), «Путешествие к центру души» (комендант общежития).
Режиссер некоторых из этих лент — Александр Итыгилов-младший.
Ольга Матешко очень не любит, когда журналисты задают ей вопросы о личной жизни. Тем не менее, в одном из интервью она призналась, что у нее есть спутник жизни. Однако ни имени его, ни профессии, актриса не назвала.
«Он есть, но рассказывать об этой части своей жизни не хочу. Не приемлю стиль современности, когда нужно обязательно показывать что-то из своей кухни, спальни, коридора»,— сказала Ольга Матешко.