Люди старшего поколения хорошо помнят Ирину Мирошниченко по МХАТовским спектаклям и фильмам «Это сладкое слово — свобода», «Профессия — следователь», «Вам и не снилось», «Тайны мадам Вонг», «Зимняя вишня». А молодые телезрители знают ее как медийную персону и завсегдатая различных ток-шоу.
В последнее время 78-летняя актриса часто дает интервью, в которых откровенно рассказывает не только о творчестве, но и о личной жизни. Так, недавно Ирина призналась, что в молодости совершила несколько ошибок, о которых теперь сожалеет.
«Одним только обликом мама убеждала в необходимости всегда быть красивыми»
Красота и талант достались Ирине Мирошниченко от мамы Екатерины Антоновны, актрисы Москонцерта. Правда, в силу многих обстоятельств (война, арест мужа) она так и не смогла реализовать свои творческие способности.
«Стройная, с потрясающей фигурой, с вьющимися, слегка надушенными волосами, мама в любое время суток была прекрасно одета и одним только обликом своим убеждала меня и брата в необходимости быть красивыми, вести себя достойно», — вспоминала Ирина Мирошниченко.
Екатерина Антоновна очень хотела, чтобы дочка пошла по ее стопам и стала актрисой. Поэтому в старших классах Ирина стала посещать вечернюю студию при театре имени Ленинского комсомола.
«Это было очень деликатно, без приставаний, без двусмысленных намеков»
Руководили студией актер и режиссер Владимир Андреев, будущий создатель и ведущий программы «Что? Где? Когда?» режиссер Владимир Ворошилов и известный драматург Михаил Шатров.
Шатров с первых дней обратил внимание на красивую ученицу и начал за ней ухаживать. Но делал он это настолько необычно и деликатно, что Ирина поначалу даже не разобралась что к чему. Тем более, что Михаил был почти на 10 лет старше.
Однажды Шатров пригласил Ирину на премьеру в театр, потом повел ее на какую-то выставку, затем они отправились в музей. Постепенно такие «культпоходы» вошли у них в привычку.
При этом чтобы избежать двусмысленности (все-таки Ирина была еще школьницей), Шатров никогда не оставался с ней наедине — всегда рядом был кто-то из знакомых или друзей.
«Шатров стал вводить меня в мир писателей, знакомил с великими, интереснейшими людьми, развивал, причем все это было очень деликатно, без приставаний, без двусмысленных намеков. Много рассказывал о жизни, о людях, о своей, как оказалось, совсем нелегкой судьбе…», — рассказывала Мирошниченко.
Только когда, закончив школу, Ирина поступила в Школу-студию МХАТ, Михаил сделал ей официальное предложение. В 1960 году Михаил и Ирина стали мужем и женой.
«Иди делай аборт и работай»
Когда Мирошниченко училась на третьем курсе, ее впервые пригласили в кино. В лирической комедии Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» она сыграла старшую сестру главного героя.
Правда, для того, чтобы сняться в этом фильме, молодой актрисе пришлось решиться на нелегкий шаг — избавиться от беременности.
Но, как рассказывала впоследствии Ирина, в молодости она не думала ни о чем, кроме профессии. И Шатров ее в этом всегда поддерживал.
«Меня как раз утвердили в первый фильм, а у меня токсикоз. Миша сказал: «Иди делай аборт и работай». Он знал, как для меня это важно, и в то время это было нормально. Мы строили свою жизнь и потом не разговаривали о том поступке», — призналась Мирошниченко в одном из интервью.
Кинодебют Ирины оказался удачным. Красоту и талант молодой актрисы заметили не только зрители, но и режиссеры. Фильмы с участием Мирошниченко начали выходить один за другим.
Кроме того, закончив Школу-студию, Ирина поступила во МХАТ, где у нее тоже было много работы. При такой востребованности о ребенке уже не могло быть и речи.
Брак с Шатровым продолжался 12 лет, которые позже Ирина назовет самыми счастливыми в своей жизни. И все-таки их союз распался.
Кроме страсти, у них не было ничего общего
В 1972 году Ирина снималась в фильме «Это сладкое слово — свобода» у литовского режиссера Витаутаса Жалакявичюса. В процессе работы между ними вспыхнула искра, которая довольно быстро переросла в бурное пламя.
У Жалакявичюса тогда была семья, которую он, несмотря на страстный роман с Ириной, не собирался бросать. Но обстоятельства сложились так, что ему пришлось развестись.
Все дело в том, что совсем скоро отношения между режиссером и актрисой стали достоянием широкой общественности. И, чтобы избежать порицания высокого партийного руководства (что в те годы означало конец карьеры), Витаутас и Ирина были вынуждены перевести свои чувства в «официальное русло».
Но уже спустя 6 месяцев после свадьбы Ирина поняла, что у них с Жалакявичюсом нет ничего общего, кроме страсти. Да и страсть к тому времени давно угасла.
И супруги, не отметив даже первую годовщину свадьбы, разбежались в разные стороны.
«Мы не могли себе позволить такую роскошь — ребенка»
О своем третьем браке с актером Игорем Васильевым Мирошниченко не любит говорить. Известно, что познакомились они в 1974 году, когда вместе снимались в советско-югославской картине «Единственная дорога».
Их союз продлился всего 5 лет и распался по простой причине: Васильев очень хотел детей, а Мирошниченко, по-прежнему занятая карьерой, категорически отказывалась рожать.
«У нас был одна возможность стать родителями. Но тогда у Игоря уже было туго с работой, а я играла в одном крайне важном спектакле. И мы не могли себе позволить такую роскошь — ребенка», — рассказывает актриса.
Тем не менее, даже расставшись, Ирина и Игорь сохранили теплые дружеские отношения, которые длились вплоть до смерти артиста в 2007 году.
«Севка сказал мне: „Ирка же чудовище!»»
Хотя больше замуж Мирошниченко не выходила, отношения с мужчинами у нее, конечно же, были. Причем не только после разрыва с Васильевым, но и в промежутках между браками.
Так, еще в молодости у актрисы был роман с коллегой по МХАТу Всеволодом Абдуловым, с которым они вместе играли в спектакле «Соло для часов с боем». Кстати, по воспоминаниям одного близкого знакомого актрисы, именно Абдулов стал причиной ее расставания с Шатровым. А Жалакявичюс появился уже позже.
«Ирина ушла к Севе от драматурга Михаила Шатрова. На его глазах Ира увозила всю мебель из трехкомнатной квартиры Шатрова, и, несмотря на дикую влюбленность, Севка сказал мне: «Ирка же чудовище!»» — вспоминал мужчина.
По словам все того же знакомого, в браке с Шатровым Мирошниченко привыкла к роскоши, которую Абдулов не мог ей обеспечить. Поэтому Всеволод сам поставил точку в их романе, сказав однажды: «Прости, но я не могу тебя содержать».
«Ефремов был не из тех, кто путает работу и постель»
Между вторым и третьим замужеством у Мирошниченко были романтические отношения с художественным руководителем МХАТа Олегом Ефремовым. Они даже некоторое время жили в гражданском браке.
«Ира открыто жила с Олегом Николаевичем, ходила хозяйкой в театре, высоко задрав нос. Ей казалось, что сейчас-то у нее точно будут все главные роли. Но этого не случилось. Ефремов был не из тех, кто путает работу и постель», — вспоминали коллеги актрисы.
Семейная жизнь с Ефремовым продержалась всего три месяца. При этом немаловажную роль в их расставании сыграло не только нежелание режиссера давать жене главные роли, но и его стремительно прогрессирующее пьянство.
С Никольским актрису связывали не только деловые отношения
Ирина Мирошниченко всю жизнь активно занималась своей карьерой. Она реализовала себя не только как театральная и киноактриса, но и как эстрадная певица. Еще в 90-е годы Ирина начала выступать с концертами. Причем, что интересно, всегда исполняла песни только одного автора — Андрея Никольского.
Позже Никольский и Мирошниченко выпустили несколько совместных пластинок, самая известная из которых — альбом «Нежные Слова» 1994 года.
Кстати, по слухам, с Андреем Никольским актрису связывали не только деловые, но и романтические отношения.
«Я стремилась к независимости — я ее добилась»
Сегодня Ирина Мирошниченко редко, но все же снимается в кино. Кроме того, она по-прежнему играет в МХАТе, в котором служит уже 55 лет, и время от времени выступает с концертами.
А еще Ирина — завсегдатай различных актерских тусовок и других светских мероприятий. Частенько появляется она и на телевидении, например, в программах Андрея Малахова.
Правда, сама актриса называет все это «мишурой», с помощью которой она пытается скрыть свое бесконечное одиночество.
«Я стремилась к независимости — я ее добилась. Мне иногда бывает очень грустно, я думаю, что это была моя ошибка. А ведь как хорошо зависеть от человека, который рядом с тобой, и на которого ты можешь опереться», — призналась Мирошниченко в интервью.
Еще большей ошибкой Ирина считает то, что, увлекшись карьерой, лишила себя радости материнства. По словам актрисы, если бы можно было повернуть время вспять, она никогда бы не ушла от Шатрова и обязательно родила бы ребенка.