8 поворотных моментов в карьере Вячеслава Тихонова, которые станут открытием для вас

Редакция Femmie,
редакция Femmie

Парадокс, но актер называл своей любимой ролью вовсе не Штирлица.

«Дело было в Пенькове», Киностудия им.Горького / «Война и мир», Мосфильм

Имя Вячеслава Тихонова навсегда вписано в историю отечественного кинематографа. Но и в его профессиональной биографии немало неожиданных фактов. У него была татуировка, которая чуть не лишила его ролей аристократов. А еще во время съемок он в уме считал математические примеры и мечтал сняться в культовом фильме Владимира Меньшова. Вот 8 фактов о творчестве Вячеслава Тихонова, которые мало кто знает.

Татуировка, которая сыграла против актёра

Однажды юный Вячеслав Тихонов, 13-летний ученик ремесленного училища, в порыве подростковой бравады решил сделать татуировку. Но вместо имени возлюбленной, как у сверстников, он набил на тыльной стороне левой ладони собственное имя — «Слава». Эта надпись, ставшая символом военного времени, преследовала его всю жизнь.

«Нельзя было не сделать наколку: не хочешь — значит, чужак», — позже признавался актёр в мемуарах.

На съёмках «Войны и мира» (1966) татуировка едва не лишила Тихонова роли князя Болконского. Режиссёр Сергей Бондарчук сомневался: аристократ с наколкой? Решение нашли неожиданное.

В «Войне и мире» татуировку Тихонов спрятал под перчатками / «Война и мир» / Мосфильм

Руки князя «спрятали» в кожаные перчатки, органично вписавшиеся в костюм XIX века. А вот в «Семнадцати мгновениях весны» пришлось идти на хитрости. В сценах с крупными планами рук Штирлица, где он складывает фигурки из спичек, в кадре появлялись руки художника-постановщика Феликса Ростоцкого. Гримёры признавались: полностью скрыть рельефные буквы не удавалось даже плотным тональным кремом.

Математика как секрет легендарного взгляда Штирлица

В это сложно поверить, но математика стала главным союзником Вячеслава Тихонова в создании образа Штирлица. Чтобы передать «напряжение мысли» разведчика, актёр во время съёмок мысленно решал арифметические примеры. Этот необычный приём родился из школьной любви Тихонова к точным наукам.

«Семнадцать мгновений весны» / Киностудия им.Горького

Режиссёр Татьяна Лиознова специально удлиняла паузы, доверяя внутренней игре Тихонова. В сцене с радисткой Кэт, где Штирлиц молча гладит собаку, зритель буквально чувствует, как в голове героя рождаются планы.

Сценарист Юлиан Семёнов раскрыл секрет: «Таблица умножения — именно её он прокручивал в голове». Этот метод помог избежать шаблонности — вместо «супермена-шпиона» Тихонов создал образ интеллектуала, чьи эмоции читались в микроскопических движениях бровей.

Любопытно, что трюк с арифметикой перекликался с характеристикой Штирлица в фильме.

«У меня лицо профессора математики, а не шпиона», — говорит герой в диалоге с Борманом.

Немая встреча в кафе: как Тихонов переписал сценарий Штирлица

«Семнадцать мгновений весны» / Киностудия им.Горького

Мало кто знает, но культовая сцена безмолвного свидания Штирлица и жены в кафе изначально не существовала ни в книге, ни в сценарии. Снять этот эпизод предложил именно Вячеслав Тихонов, который подсмотрел идею… у жизни.

Разведчик-нелегал Конон Молодый, с которым актёр дружил, рассказал, как ему тайно устроили свидание с супругой после долгих лет разлуки.

«Хотелось показать, что Штирлиц — не машина, а человек», — объяснял Тихонов режиссёру Татьяне Лиозновой.

Та сначала сомневалась, но после эмоционального рассказа согласилась. Условие поставила одно — убрать из кадра сына Исаева, чтобы не отвлекать внимание от главных героев.

«Семнадцать мгновений весны» / Киностудия им.Горького

Съёмки превратились в актёрский подвиг: 5,5 минут молчания, где эмоции передавались только взглядами.

«Там должны говорить только глаза. Иначе эпизод не нужен», — настаивал Тихонов.

Любопытно, что в день съёмок у актёра был выходной, но он пришёл на площадку поддержать Элеонору Шашкову, игравшую его жену.  На следующий день Тихонов потребовал: «Без „жены“ не сыграю!» — и Шашкову срочно привезли на студию.

Юлиан Семёнов, увидев готовую сцену, был потрясён: «Теперь впишу встречу в книгу». Так кино повлияло на литературу — редкий случай, когда экранная история стала частью романа. А зрители до сих пор гадают, о чём думали герои в те минуты.

Случайный князь: как Тихонов «ворвался» в «Войну и мир»

Готовясь к съемкам киноэпопеи «Война и мир», режиссер Сергей Бондарчук видел в роли князя Болконского Олега Стриженова, а позже — Иннокентия Смоктуновского. Но первый обиделся на «неуважительное» приглашение, второй выбрал Гамлета.

«Болконский остался без актёра», — вспоминал оператор Анатолий Петрицкий.

Спасла ситуацию министр культуры Екатерина Фурцева, которая настояла: «Попробуйте Тихонова!». Актер, узнав о кастинге, сам пришёл к Бондарчуку, но получил отказ — режиссёра смущали «простоватые» руки с татуировкой «Слава». Лишь после проб, где буквы скрыли перчатками, Тихонова утвердили.

«Да, с такими руками только князя играть», — иронизировал Бондарчук.

«Война и мир» / Мосфильм

Съёмки стали испытанием. «Болконский буквально опустошил меня», — признавался актёр. Четыре года он отказывался от других ролей, а Бондарчук требовал «нового качества» игры, называя их сотрудничество «поединком». Сцена ранения под Аустерлицем, где князь созерцает «высокое небо», снималась 12 раз.

Его Болконский — не холодный аристократ, а человек, переживающий экзистенциальный кризис.

«Он передал то, что ускользнуло бы от других», — позже отмечали кинокритики.

Фильм получил «Оскар», но актёр до конца дней считал работу над ролью личной неудачей. Лишь годы спустя зрители оценили, как случайный выбор подарил кино одного из самых человечных Болконских.

Тракторист против амплуа: как Тихонов вырвался из клетки «красавчика»

Казалось, судьба смеялась над Вячеславом Тихоновым. В 29 лет он уже смирился с затянувшейся неудачей: худсоветы раз за разом отвергали его из-за «слишком правильных» черт лица. Даже жена, Нонна Мордюкова, к тому времени стала звездой, а он оставался в тени. Всё изменил случай.

Молодой режиссёр Станислав Ростоцкий искал артиста на роль Матвея в фильме «Дело было в Пенькове». Он и разглядел в «городском красавце» бунтаря, способного сыграть деревенского тракториста. Худсовет студии им. Горького взбунтовался: «Где вы видели таких трактористов? Это же франт из журнала!».

«Дело было в Пенькове» / Киностудия им.Горького

Ростоцкий настоял на месячной «стажировке» — отправил Тихонова жить в вагончике с настоящими механизаторами. Вернувшись, актёр привёз не только загар, но и новую походку — ту самую, чуть вразвалку. А научился особенному «простецкому» говору и осветлил волосы перекисью.

Чтобы руки огрубели и выглядели как у настоящего тракториста, Тихонов мазал их вазелином и царапал ногтями пол до черноты. Вячеслав вспомнил и свою юность, когда трудился токарем на заводе. Попадание в образ получилось идеальным.

«Дело было в Пенькове» / Киностудия им.Горького

Фильм «Дело было в Пенькове» за год посмотрели 30 миллионов зрителей — Тихонов из «неудачника» превратился в кумира. Зрители и режиссеры увидели в нем не шаблонного героя, а живого человека с внутренним конфликтом.

Роль принесла не просто славу — она открыла дверь к сложным характерам. Сам Тихонов называл Матвея своей «творческой реабилитацией»: «Если бы не „Пеньково“, не было бы и Штирлица».

Именно после этого фильма режиссёры перестали видеть в нём только «аристократа» — начали доверять разноплановые роли.

Как Штирлиц стал тенью, от которой не мог убежать Вячеслав Тихонов

Штирлиц стал главной ролью в карьере Тихонова — именно с ней миллионы людей ассоциировали актера. После выхода «Семнадцати мгновений весны» он проснулся знаменитым. Но вот парадокс: вскоре вместо радости почувствовал горечь. Он мечтал, чтобы зрители видели в нём многогранного артиста, а не ходячий мем из анекдотов.

«Семнадцать мгновений весны» / Киностудия им.Горького

Всё началось с мелочей: прохожие на улицах кричали ему «Смотрите, Штирлиц!», а письма приходили с адресом «Москва, Штирлицу». Даже коллеги по цеху в шутку называли его разведчиком, не замечая, как это раздражает. Так культовая роль штандартенфюрера СС для актёра обернулась ловушкой.Ту же роль учителя Мельникова из «Доживем до понедельника» Тихонов считал куда глубже.

Как Тихонов сам себе «закрыл» путь в культовый фильм «Москва слезам не верит»

Казалось бы, после Штирлица двери всех киностудий должны были распахнуться перед Вячеславом Тихоновым. Но в 1979-м случился курьёз, о котором актёр предпочитал не вспоминать. Режиссёр Владимир Меньшов искал исполнителя на эпизодическую роль светского любовника для героини Веры Алентовой в «Москва слезам не верит». Его выбор пал на Тихонова — тот согласился на встречу, но с хитринкой в глазах.

«Пригласил меня к себе домой, будто бы обсудить роль. А сам ждал, что я предложу ему Гошу», — позже признавался Меньшов. Но тогда он не распознал намёков. Когда режиссёр предложил сыграть женатого любовника, Тихонов вспыхнул:

«Вы что! Мне до сих пор зрители не простили, как я Наташу Ростову бросил. А тут — этакий хлюст!»

Отказ прозвучал резко, Меньшов растерялся и ушёл ни с чем. А Володю в итоге сыграл Олег Табаков.

«Москва слезам не верит» / Мосфильм

Но для режиссера все встало на свои места лишь через год. На закрытом показе Тихонов вдруг сказал: «А роль-то для меня у вас была…». Тут Меньшов и понял свою ошибку — звезда «Семнадцати мгновений» метила в главные герои, а не в проходные эпизоды.

Трижды у «Оскара»: как Тихонов стал рекордсменом советского кино

Мало кто догадывается, что Вячеслав Тихонов вошёл в историю как единственный советский актёр, чьи фильмы трижды покоряли «Оскар». Причём каждый раз его герои оказывались в эпицентре нравственных драм, раскрывая зрителю новые грани таланта.

Первый триумф случился в 1968-м: «Война и мир» Сергея Бондарчука получила золотую статуэтку за лучший иностранный фильм. Тихонов, игравший князя Болконского, превратил сцену ранения под Аустерлицем в философский манифест — его взгляд в «высокое небо» критики назвали «визуализацией экзистенциальной пустоты».

«Белый Бим Чёрное ухо» / киностудия им. Горького

Через 11 лет номинацию получила трогательная история «Белый Бим Чёрное ухо». Роль писателя Ивана Ивановича, спасающего собаку, требовала от Тихонового полного слияния с персонажем. Он месяцами выгуливал сеттера Стива, пока тот не начал скулить у его двери. Сцена прощания с Бимом перед операцией снята с первого дубля — слёзы актёра были настоящими.

«Утомленные солнцем» / Студия ТРИТЭ, Мосфильм

Неожиданным финальным аккордом стал «Оскар» 1994 года для «Утомлённых солнцем». В эпизодической роли Всеволода Головина Тихонов мастерски передал трагедию интеллигента на фоне репрессий. Его персонаж, словно чеховский герой, стал символом уходящей эпохи.

Сам актёр относился к наградам с иронией. Но факт остаётся фактом: ни один советский актёр не приблизился к его рекорду. Три фильма, три эпохи, три истории, где Тихонов доказал: настоящее искусство не знает границ.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook