У миллионов зрителей до сих пор захватывает дух при просмотре «Пиратов XX века». Только представьте, какой фурор этот фильм произвел тогда, в 1980-м! Но самая кассовая картина советского кинематографа могла и вовсе не выйти на экраны. Вот самые интересные факты о культовом боевике эпохи СССР.
Кого зрители могли увидеть в роли Сергея вместо Еременко-младшего
Когда «Пираты XX века» вышли на экраны, Николай Еременко-младший стал кинозвездой № 1 в СССР. Женщины были влюблены в него, а мужчины тайком завидовали его невероятной физической форме и силе.
Поэтому невозможно представить кого-либо другого в роли старшего механика Сергея. Но такая вероятность была — и весьма высокая. Этот персонаж мог выглядеть примерно вот так:
Сначала в главной положительной роли видели литовского артиста Костаса Сморигинаса. Он не был известным, поэтому такой ход был многим непонятен. Все изменилось, когда на пробы пришел Еременко-младший.
Его сначала не хотели утверждать на роль — во многом из-за амплуа романтического героя. К тому моменту он успел прославиться несколькими главными ролями, в том числе в экранизации классики «Красное и черное», а также в фильме «31 июня».
Режиссер считал, что интеллигентный романтик не справится с ролью, в которой нужно проявить физическую силу и резкость.
«Я сказал режиссеру, что он может проверить мои бицепсы. Он подошел, пощупал мои руки. В итоге меня утвердили на роль. Я очень хотел ее получить», — рассказывал Николай Еременко-младший.
Но в тот момент Николай даже предположить не мог, с чем ему придется столкнуться на съемках.
Эту сцену для Еременко-младшего считали самой опасной. Что было на самом деле
Помните эту захватывающую сцену в конце боевика? Сергей с высокой скалы прыгает на корабль, на котором плывут пираты, а в следующую секунду он хватается руками за поручни судна.
Но самое интересное зрители так и не увидели. Сцену снимали с двух заходов: сначала актер прыгнул со скалы, а затем он взбирался на палубу судна. После прыжка Николай оказался под водой — и в этот момент сильно рисковал своей жизнью.
«Он упал в воду и его чуть не затянуло под винт», — рассказывала актриса Наталья Хорохорина.
Участники съемки вспоминали, что Еременко-младший чудом поднялся с глубины. Правда, сам актер, рассказывая о трудностях во время съемок фильма, об этом моменте почему-то не упоминал.
Скорее всего, история с винтами была придумана актерами, чтобы привлечь внимание к картине. На самом деле в момент съемки винты корабля были отключены. Зато в следующей сцене все было по-настоящему.
Как 3-минутную сцену спасения снимали целую неделю
Эпизод, когда Сергей спасает Айну и Машу с тонущего корабля, в фильме длится три минуты. Но снимали его целую неделю, а подготовка к нему заняла еще несколько недель. От съемок под водой в море отказались — природные условия были непредсказуемыми. Корабль решили «утопить» в бассейне гостиницы «Ялта» в Массандре.
В течение двух недель готовили декорации — ту часть корабля, которая по сюжету должна оказаться под водой: длинный коридор и библиотеку.
Актрисы Наталья Хорохорина и Майя Эглите сразу сказали, что им потребуется дублер, поскольку они не смогут быть под водой так долго. В итоге в кадрах, где их героини полностью под водой, снялась профессиональная спортсменка.
Зато Еременко-младший нырял и плавал сам — за одну рабочую смену он проводил в воде примерно семь часов.
Роль на ⅔ состояла из трюков, которые артист вызвался исполнить сам. Если бы вместо него работал дублер, то Николаю почти нечего было бы играть.
Самый кассовый фильм в истории СССР мог не выйти на экраны. Вот кто его спас
14 июля 1980 года в советских кинотеатрах состоялась премьера «Пиратов XX века». Сложно подобрать определение к тому успеху, который обрушился на картину. Это был настоящий триумф: только за первый год проката ее посмотрели 90 млн человек! Абсолютный рекорд по кассовым сборам за всю историю кинематографа СССР. Парадокс, но этот боевик мог вовсе не выйти на экраны.
У чиновников от кино было много претензий к «Пиратам XX века». Картину сочли слишком легкомысленной и вместе с тем тяжелой — из-за обилия боевых сцен. Фильм собирались отправить на полку, и неизвестно, сколько лет он бы пролежал так, если бы не Леонид Брежнев.
Первое лицо государства обожал первым смотреть все киноновинки. Каким-то образом ему на дачу привезли копию фильма. Генсек был в восторге от непривычного (для советского кино того времени) насыщенного сюжета. После его реакции фильму присвоили высшую прокатную категорию и выпустили на экраны.
Даже Нигматулин не мог достать билет на фильм со своим участием
В первые дни показа билет на сеанс не мог достать даже Талгат Нигматулин, сыгравший Салеха.
Актер, чья популярность подскочила после премьеры, выложил круглую сумму, чтобы посмотреть вместе с девушкой фильм со своим участием. В Ташкенте в кассе кинотеатра билет стоил 50 копеек, а Нигматулину пришлось заплатить 30 рублей спекулянтам, вспоминал режиссер Борис Дуров.
Первые четыре года после премьеры «Пираты XX века» не сходили с экранов советских кинотеатров — фильм был в прокате постоянно. При этом зрительский интерес к нему не угасал. И если в 1980-м его посмотрели 90 млн человек, то к 1990 году эта цифра выросла уже до 120 млн. Тем парадоксальнее выглядят оценки критиков.
«Критика разнесла фильм в пух и прах. Его не считали никаким боевиком, а просто плохим, одиозным фильмом. А теперь это золотой фонд нашего кинематографа <…> А зрители просто ломали кинотеатры», — рассказывал Петр Вельяминов, снявшийся в фильме.
Главная идея фильма возмутила. Как режиссер заставил чиновников принять его вариант
Посмотрите внимательно на кадр внизу: пираты отдыхают в каюте. Для того времени эта сцена выглядела смело и совсем не по-советски. Но что не понравилось худсовету, как думаете?
Чиновники остались недовольны «атрибутами западной жизни» — пивом в жестяных банках. Декораторы покупали этот реквизит у моряков, задействовав все свои знакомства.
А еще персонаж Николая Еременко на протяжении всего фильма одет в настоящие джинсы — не индийские, на минуточку. За этим предметом гардероба в те годы гонялись все модники и модницы СССР. Еременко-младший потом выкупил джинсы у киностудии и носил их в обычной жизни.
Также чиновников не устроила главная идея фильма. Борис Дуров и Станислав Говорухин (да-да, именно он соавтор сценария) сразу видели «Пиратов XX века» как фильм о настоящих мужчинах, поэтому отказались от сантиментов.
Изначально по задумке сценаристов на корабле должны были перевозить уран. Но худсовет был категорически против, поэтому авторы заменили его на сильнодействующее вещество для медицинских целей. Однако чиновники снова не одобрили и этот вариант.
«Я разозлился: „Это же для фармацевтической промышленности! А что же везти кораблю: пустые бланки партбилетов?“ Потерять такой документ — преступление», — рассказывал Борис Дуров.
Но идея с партбилетам возмутила цензоров еще больше, поэтому они согласились на вариант с сильнодействующим веществом.
Что общего у «Пиратов XX века» с фильмами «Человек-амфибия» и «Три плюс два»
У советского боевика есть одна общая деталь с такими легендарными фильмами, как «Человек-амфибия» и «Три плюс два». Как думаете, что именно?
Все три картины частично снимали в одном и том же месте — на берегу Голубой бухты в Крыму. Кстати, этот пляж нередко называют «царским», потому что когда-то на нем отдыхал император Николай II.
Режиссер Борис Дуров решил, что Азию, где разворачивается сюжет, изобразит Крымский полуостров и Черное море. Азиатский порт разместили в Ялте — именно там судно «Нежин» был на загрузке. Лагерь туземцев разбили в Коктебеле. А в качестве пиратского острова использовали Карадаг.
Какой советский фильм должен был стать продолжением «Пиратов XX века». Вы ни за что не догадаетесь
Несмотря на триумф «Пиратов XX века» в прокате, фильм не удостоился каких-либо наград. Только Николая Еременко журнал «Советский экран» назвал лучшим актером 1980 года.
Невероятный зрительский интерес к боевику вдохновил его авторов снять продолжение. Борис Дуров и Станислав Говорухин написали сценарий, но вряд ли были готовы к тому, что случилось дальше.
Актеры, сыгравшие основных персонажей в «Пиратах XX века», были не в восторге от сценария и отказались сниматься. А без них сценаристы не видели продолжение киноистории. Но выход все же нашли.
Они скорректировали сценарий под других персонажей. А режиссер Степан Пучинян снял по нему фильм «Тайны мадам Вонг» с Ириной Мирошниченко и Арменом Джигарханяном в главных ролях.
Позднее Николай Еременко-младший говорил, что не сожалеет о том, что отказался от съемок. Он сам вынашивал идею сделать продолжение «Пиратов XX века», но не успел…