8 звезд СССР, которые раньше времени ушли в тень. Что с ними стало

Редакция Femmie,
редакция Femmie

Они были на пике популярности, а потом зрители потеряли их из виду.

Наталья Трубникова в фильме «31 июня» / Мосфильм

В эпоху СССР их голоса звучали из каждого радиоприемника, а лица постоянно мелькали в телеэфире. Но в какой-то момент они исчезли из публичного пространства, оставив миллионы поклонников в недоумении. «Тетя Валя» Леонтьева, Майя Кристалинская, Аида Ведищева и другие советские женщины-знаменитости. Расскажем, почему пропали с экранов и как жили после всесоюзной славы.

Валентина Леонтьева: как «тетя Валя» покорила СССР и оказалась не нужна в новую эпоху

Голос Валентины Леонтьевой сразу узнавали и маленькие, и взрослые зрители. Дети засыпали под «Спокойной ночи, малыши!», а их родители плакали у экранов, слушая истории о воссоединённых семьях в программе «От всей души».

«Спокойной ночи, малыши!» / Первая программа ЦТ

Валентина Леонтьева не просто вела передачи — она создавала иллюзию, что телевизор стал частью семьи. Улыбка, медленный тембр голоса и умение слушать сделали ее лицом советского телевидения. Но в 1990-х страна резко изменилась — вместе с ней исчезла и «тетя Валя».

«От всей души» / Первая программа ЦТ

Всё началось с безжалостного «неформата». Новое руководство каналов закрыло ее проекты, назвав их устаревшими. Леонтьева, привыкшая к письмам от благодарных зрителей, тяжело переносила такие перемены. Отчаявшись, 73-летняя женщина согласилась на пластическую операцию — лишь бы вернуться в эфир. Но даже после этого ее ждал отказ.

Личная драма усугубила профессиональный крах. Сын Дмитрий, которого она почти не видела из-за работы, перестал с ней общаться. Последние годы легенда телевидения доживала в пятиэтажке под Ульяновском — почти слепая, без денег и славы. Единственной поддержкой стала сестра, да редкие гости вроде Владимира Познера, который выхлопотал для неё пенсию.

Сегодня, пересматривая архивные выпуски, сложно поверить, что Валентина Леонтьева, объединявшая миллионы, ушла в полном забвении.

Алиса Мон: как хиты 80-х подарили славу, а мужья-продюсеры украли будущее

«Песня года-1988» / Первый канал ЦТ

В 1988-м её «Подорожник» звучал повсюду, а клип крутили в «Утренней почте». Путь на эстрадный Олимп был открыт: гастроли по Союзу, фестиваль в Финляндии, пластинка с группой «Лабиринт». Но к началу 90-х Алиса Мон словно растворилась. Поклонники гадали — то ли эмигрировала, то ли с ней что-то случилось. Реальность оказалась другой.

Муж и продюсер Сергей Муравьёв, благодаря которому она взлетела, превратил её жизнь в клетку.

«Он называл меня „девочкой с мусорки“, закрывал дома, прятал сына», — вспоминала певица.

После побега в сибирскую глушь — город Ангарск с его домом культуры «Энергетик» — она сменила имя и пять лет пряталась от всего мира. Пока не написала песню «Алмаз». 1997-й стал годом триумфа: клип в Майами, ротация на MTV. Но продюсер Андрей Неклюдов, как когда-то Муравьёв, устроил ловушку для певицы.

«Он украл деньги на продвижение. Я снова осталась ни с чем», — признавалась Алиса.

Алиса Мон сейчас / @alisamon_vsartist, соцсети

Второй уход со сцены продлился почти 20 лет. Возвращение в 2017-м началось с пластики лица в шоу «На 10 лет моложе». «Теперь я уверена в себе», — заявила она, но зрители ждали не новых песен, а старых хитов. Сегодня 60-летняя певица всё так же поёт «Подорожник» на ретро-концертах.

Мария Пахоменко: как первая красавица советской эстрады растворилась в тени

Её голос сравнивали с шелестом шёлка, а песни становились саундтреком целой эпохи. Мария Пахоменко стала знаменитой на всю страну в 1960-х, когда эстрада искала новые лица. Девушка из Ленинграда с белорусскими корнями не просто пела — она создала уникальный стиль, смешав народные напевы с лёгкостью эстрады.

Мария Пахоменко, «Любовь останется» / Гостелерадиофонд

«Лучше нету того цвету» напевали от Прибалтики до Дальнего Востока, а пластинки с «Ненаглядным моим» расходились миллионами. В 1971-м она вписала свое имя в историю как первая советская певица, получившая Гран-при престижного «Золотого Орфея» в Болгарии.

Но к середине 1980-х Пахоменко почти перестали показывать по центральному ТВ. Причина — негласная борьба между московскими и ленинградскими чиновниками. После триумфа в Болгарии столичные продюсеры обиделись: почему ленинградку отправили представлять страну? Место на экранах начали отдавать «своим» — Толкуновой, Сенчиной, Ободзинскому. Последний удар нанесла перестройка: новое поколение хотело рок, а не лиричные баллады.

К 1989-му Мария окончательно исчезла с федеральных каналов, хотя до 1992 года ещё вела программу на ленинградском ТВ. Певица не сдавалась: выпускала переиздания хитов, давала камерные концерты. Но в 2000-х серьезные проблемы со здоровьем поставили точку в карьере.

Мария Пахоменко на церемонии вручения премии «Музыкальное сердце театра», 2009 / Википедия

Сегодня ее имя вспоминают все реже, но стоит включить «Стоят девчонки» — и вы услышите ту самую Марию. Ту, что пела о любви так, будто перешептывалась с каждым слушателем.

Голос без лица: как Аида Ведищева заставила США аплодировать советским хитам

В СССР ее голос знали все, но лицо оставалось загадкой. Аида Ведищева — та самая невидимка, чьи хиты из «Кавказской пленницы» и «Бриллиантовой руки» напевали миллионы. В 1960-х ее песни «Лесной олень», «Чунга-Чанга», «Помоги мне» разлетелись тиражами в миллионы пластинок. Но власти сочли её стиль вызывающим.

Аида Ведищева / Википедия

Когда в 1968 году она осмелилась нарушить регламент на фестивале в Сопоте, исполнив запрещенные песни Шаинского, министр культуры Фурцева потребовала «прекратить это безобразие». А потом записи певицы стирали, концерты отменяли под надуманными предлогами. К 1975 году Ведищева стала персоной нон-грата — словно ее и не существовало.

В 1980-м она уехала в США с матерью и сыном. В 40 лет начала все с нуля: училась в театральном колледже, подрабатывала медсестрой, сменила имидж на блондинку и взяла псевдоним Amazing Aida. Ее театр в Лос-Анджелесе стал островком русской культуры для эмигрантов, а в 1982-м она вышла на сцену Карнеги-холла.

Ведищева пела романсы, еврейские песни и даже советские хиты — те самые, что власти пытались стереть. Сегодня 83-летняя артистка реже выходит на сцену, но ее голос остался в памяти миллионов как символ ушедшей эпохи.

Как Майя Кристалинская вынужденно ушла со сцены из-за абсурда

В 1960-е ее песни «Нежность», «А снег идёт», «Два берега» превратились в народные хиты. Кристалинскую обожали за искренность: она не просто поёт, а доверяет зрителю сокровенные мысли. Этот голос стал символом оттепели — времени, когда казалось, что всё возможно.

Майя Кристалинская / Википедия

Но в начале 1970-х певица внезапно исчезла с экранов. Формальная причина: чиновники Гостелерадио обвинили ее в «пропаганде грусти». Песню «В нашем городе дождь» назвали «упаднической», а манеру исполнения — «нытьем».

Настоящим же мотивом стала национальность. Новый глава ведомства Сергей Лапин начал кампанию против артистов с еврейскими корнями. Кристалинская, чей отец был евреем, попала в чёрный список.

Майя Кристалинская / Википедия

Запрет на телеэфир не сломал певицу. Она переключилась на провинциальные гастроли: выступала в сельских клубах Тульской и Рязанской областей, где зрители встречали ее овациями. В 1975-м даже прорвалась на «Песню года» с композицией «Судьба» — но крупные концертные залы для нее остались закрыты.

Параллельно Кристалинская переводила мемуары Марлен Дитрих и писала статьи о культуре для «Вечерней Москвы». Ее жизнь напоминала тихую борьбу: вместо эстрадной славы — скромные выступления, вместо телевизионной карьеры — литературный опыт. Но даже тогда она оставалась собой: певицей, которая умела говорить с людьми на языке сердца.

Наталья Трубникова вдохновила канадского математика и осталась без ролей

Эту актрису и балерину называли «красавицей-аристократкой». Наталья Трубникова стала звездой мгновенно — после премьеры мюзикла «31 июня» (1978), где сыграла принцессу Мелисентy.

«31 июня» / Мосфильм

Зрители писали ей письма с признаниями в любви. Образ девушки из Средневековья, перенесшейся в будущее, вдохновил канадского математика на исследования временных переходов, рассказывала актриса. А позднее эти работы легли в основу технологий мобильной связи.

Казалось, после «31 июня» Трубникову ждут новые горизонты в кино. Но вместо этого актриса на десятилетия пропала с экранов. Причина оказалась не в ней. Когда ее коллега по фильму Александр Годунов сбежал в США, власти СССР ввели негласный запрет на съёмки артистов балета — их считали «ненадежными».

«Клоун» / Одесская киностудия при участии Гостелерадио СССР

Несмотря на идеальное попадание в образы, Наталью перестали утверждать даже на эпизоды. Режиссеры находили новые предлоги: то «слишком молода для возрастных героинь», то «не та энергетика».

Но Трубникова не сломалась. Всю жизнь она параллельно танцевала в Музыкальном театре Станиславского, исполнив 30 ведущих партий. А в 1990-х вместе с мужем, балетмейстером Анатолием Кулаковым, создала «Русскую академию моделей» — их методики до сих пор используют в индустрии.

«Если бы бросила балет ради кино — осталась бы ни с чем», — уверена Наталья.

Юлия Борисова сказала «нет» большому кино

Юлия Борисова в роли Настасьи Филипповны в фильме «Идиот» / Мосфильм

Юлию Борисову называли «театральной богиней». Но она могла достичь таких же высот и в кинематографе. После роли Настасьи Филипповны в «Идиоте» (1958) ее фотографии не сходили с журналов, а режиссеры мечтали снять «ту самую Борисову». Но уже через десятилетие актриса пропала с киноэкранов, оставив поклонников в недоумении.

«Посол Советского Союза» / Мосфильм

После съемок в фильме «Посол Советского Союза» (1969), где она сыграла дипломата Елену Кольцову, актриса неожиданно заявила: «Я не киноактриса». За этим решением стоял осознанный выбор. Борисова еще в юности отдала свое сердце театру имени Вахтангова, где создала более 60 ролей — от шекспировской Клеопатры до ироничной Принцессы Турандот.

Зрители шли именно «на Борисову», даже если спектакль шёл десятилетиями. Кино же она считала ремеслом, где «нет места душе». Даже в 90 лет Борисова выходила на сцену в спектакле «Пристань», доказывая: настоящая слава — в аплодисментах, которые не смолкают 75 лет подряд.

Наталья Климова: от ледяной королевы к тихой жизни в провинции

Ее холодную красоту и пронзительный взгляд запомнили миллионы советских зрителей. Наталья Климова прославилась после «Снежной королевы» (1966). Кстати, многие верили, что актриса и в жизни такая же неприступная и гордая, как ее героиня.

«Снежная королева» / Ленфильм

За шесть лет она сыграла в десяти фильмах, включая культовые «Гиперболоид инженера Гарина» и «Сказы Уральских гор». Казалось, карьера только набирает обороты: в 1969 году она снялась в «Чайковском», номинированном на «Оскар». Но в начале 1970-х Климова внезапно исчезла.

Причиной стал резкий поворот судьбы: тяжелая болезнь вырвала ее из мира кино, начались духовные поиски. Наталья и ее муж, актёр Владимир Заманский, уехали из Москвы, сменив софиты на тихий дом в Муроме. Они вырастили сад, завели огород и навсегда отказались от публичности. Сейчас ей 87, а Заманскому — 98. Именно здесь, в провинциальной тиши, супруги обрели настоящее счастье.

3
4
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook