К/ф «Тихий Дон» / Киностудия имени М. Горького
Мало кто знает, что роль Дуняши Мелеховой в знаменитой киноэпопее Сергея Герасимова «Тихий Дон» играла не профессиональная актриса, а выпускница 10 класса Наталья Архангельская. Просто в один прекрасный день девушка увидела объявление о наборе артистов и решила попытать счастья. И счастье ей улыбнулось — после выхода «Тихого Дона» на экраны Наталья стала настоящей звездой.

Правда с кино у Архангельской так и не сложилось, зато в театре она добралась до самой вершины популярности и успеха. И сегодня в свои 82 Наталья по-прежнему продолжает играть на любимой сцене.

«Смотрите, да это же Дуняшка к нам пожаловала»

К окончанию школы Наташа Архангельская твердо знала, что хочет быть актрисой. Поэтому, сразу после выпускного собрала документы и отправилась во ВГИК. Но до приемной комиссии она в тот раз так и не дошла. Потому что еще в вестибюле института ей бросилось в глаза объявление: «В аудитории такой-то проводится набор актеров в фильм „Тихий Дон“ по роману Михаила Шолохова».

«А почему бы не попытать счастья?» — подумала Наталья и, забыв, что пришла совсем по другому поводу, побежала по коридору в поисках нужной комнаты.

Раскрасневшаяся от бега и собственной смелости девушка вихрем ворвалась в аудиторию и… замерла на месте: прямо перед ней за длинным столом сидела вся съемочная группа во главе с режиссером Сергеем Герасимовым и его женой Тамарой Макаровой. Тамара очень внимательно посмотрела на Наташу и произнесла:

«Смотрите, да это же Дуняшка к нам пожаловала».

Так вчерашняя школьница Наталья Архангельская стала киноактрисой.

К/ф «Тихий Дон» / Киностудия имени М. Горького

«Благодаря этой гремучей смеси я и получилась вылитая Дуняшка»

Несмотря на полное отсутствие актерского мастерства, сниматься в «Тихом Доне» Наталье было совсем не трудно и в свою роль она вжилась на удивление быстро.

«Как-то сразу все пошло очень органично. Эта роль мне сразу показалась родной, простой, легкой. У меня ведь отец кубанский казак, мама на четверть грузинка, благодаря этой гремучей смеси я и получилась вылитая Дуняшка, такая же черноокая и с косой!», — рассказывала актриса.

Работа над картиной велась целых три года. К моменту окончания съемок Наталья уже была студенткой третьего курса. Правда не ВГИКа, а ГИТИСа — поразмыслив, она все-таки решила отдать предпочтение театральному образованию. И, как показала дальнейшая жизнь, поступила правильно. С кино у нее большой любви так и не получилось, а вот театр на долгие годы сделался для актрисы родным домом.

«Я тогда совсем не понимала, кто такой Тарковский»

После премьеры «Тихого Дона» Наталья Архангельская стала настоящей звездой. Однако кинорежиссеры почему-то не спешили присылать молодой актрисе сценарии новых картин. Даже от своего «крестного отца» Сергея Герасимова, называвшего Наталью «актрисой первого дубля», она ни разу не получила приглашения.

Вспомнили об Архангельской после «Тихого Дона» только два режиссера. Первым был Андрей Тарковский, снявший молодую актрису в своей дипломной короткометражной картине «Каток и скрипка».

«Я тогда совсем не понимала, кто такой Тарковский. Это была его первая работа в кино, но все вокруг уже говорили: «Гений!», — вспоминала Архангельская.

К/ф «Каток и скрипка» / Мосфильм
Еще через год режиссер Владимир Каплуновский предложил Наталье сыграть небольшую роль в фильме «Любушка». Картина рассказывала о нелегкой судьбе знаменитой орловской кобылы по кличке Любушка, которая в годы гражданской войны переходила от белых к красным и обратно, пока не погибла от холода и голода.
К/ф «Любушка» / Мосфильм

В большое кино Архангельская вернулась только в 2000-х

После этого фильма Наталья Архангельская на долгих 40 лет «выпала из кинообоймы». Тем не менее, поклонники актрисы все-таки имели возможность насладиться ее мастерством. Правда не на большом, а только на домашнем экране.

В те годы по телевизору часто показывали телевизионные спектакли различных театров, в том числе и Театра имени Ермоловой, в котором Наталья была ведущей актрисой. Самые известные телепостановки с ее участием — «Время и семья Конвей», «Зеленая комната», «И свет во тьме светит», «Костюмер», «Блажной».

Телеспектакль «Зеленая комната» / Главная редакция литературно-драматических программ
И только в 2000-х годах Наталья Архангельская снова появилась в кино. В 2004 году режиссер Борис Бланк пригласил ее на роль старой актрисы в картину «Смерть Таирова» о жизни знаменитого театрального режиссера.

Буквально следом на экраны вышла картина «Я люблю тебя», в которой Наталья сыграла эпизодическую роль женщины-врача.

Последней работой Архангельской стала документальная картина «Тихий Дон» из цикла «Тайны кино», в которой она вместе с другими артистами вспоминала о съемках этого знаменитого фильма.

Д/ф «Тайны кино» / «Москва Медиа»

«Жизнь пролетает мгновенно, ее, как будто бы и не было»

В декабре 2019 года Народной артистке России Наталье Сергеевне Архангельской исполнилось 82 года. Несмотря на солидный возраст, она по-прежнему выходит на сцену своего родного Театра имени Ермоловой.

В 2016 году специально для старейшин театра актер Олег Меньшиков поставил пьесу «Счастливчики» по произведению австрийской писательницы Констанции Деннинг. Сюжет пьесы довольно необычный:

2076 год. Все население старше 80 лет подлежит добровольно-принудительной эвтаназии. И только пяти избранным дается шанс доказать, что они еще чего-то стоят. Для этого им нужно пройти специальный тест. Тот, кто справится с ним, получит право на еще один год жизни. Остальные должны будут добровольно покинуть этот мир.

Театр имени Ермоловой, спектакль «Счастливчики»
Наталье Архангельской в этом спектакле досталась роль бывшей талантливой музыкантши Гертруды. По словам актрисы, работая над ней, она не переставала думать о себе и о своей маме.

«Жизнь пролетает мгновенно, ее, как будто бы и не было. И поэтому человек страдает, а в душе он всегда молод. Моей маме, например, 104 года. И вот она до сих пор еще абсолютно нормальный человек — вменяемый, адекватный. Ей хочется жить, ей хочется гулять», — рассказывала Наталья.

«Я его ухаживания приняла, хотя совсем не была влюблена»

В последнее время Наталья нечасто соглашается на интервью. Тем не менее, общаясь с журналистами она откровенно отвечает на любые вопросы, в том числе и о своей личной жизни.

Актриса была трижды замужем. В первый раз узами брака она связала себя еще во время съемок «Тихого Дона». Ее избранником стал режиссер и актер Яков Сегель. Любители советского кино хорошо помнят его по роли Роберта в первой экранизации романа Жюль Верна «Дети капитана Гранта».

«Сегель был интересный мужчина, старше меня на четырнадцать лет, после ранения на фронте ходил с тросточкой, как Грушницкий. Конечно, это не могло не подействовать на воображение юной девушки. Вскоре он начал настойчиво за мной ухаживать, а я, как под гипнозом, его ухаживания приняла, хотя совсем не была влюблена», — признавалась Архангельская.

А уже через три месяца, устав от бесконечных сцен ревности, Наталья собрала свои вещи и ушла от Сегеля.

«Бесконечные „люблю тебя“ привели к тому, что я ему просто осточертела»

После этого у актрисы в течение нескольких лет был бурный роман с Александром Фадеевым, сыном актрисы МХАТа Ангелины Степановой и пасынком автора «Молодой гвардии» писателя Александра Фадеева.

«Я все время твердила ему о своих чувствах. И, видимо, эти бесконечные „люблю тебя, люблю тебя“ привели к тому, что я ему просто осточертела. До сих пор не могу забыть этот день. Мы собирались куда-то пойти, и я, как всегда, ждала Сашу. Он приехал и прямо с порога объявил, что мы расстаемся. Я тогда чуть не умерла от горя», — откровенничает Наталья.

«Ты любишь ее? Да… Ну тогда давай разводиться»

Вскоре в жизни Архангельской появился молодой артист Владимир Андреев, ее коллега по Театру имени Ермоловой.

«Володя, тогда еще начинающий актер, был совершенно прелестным, с ямочками на щеках, курносым», — вспоминает актриса.

Семь лет Наталья и Владимир прожили в гражданском браке. В 1963 году у них родилась дочь Оля.

В 1968 году супруги решили наконец узаконить свои отношения. А буквально через месяц после этого Андреев объявил, что уходит к другой. А именно к актрисе Наталье Селезневой, с которой Владимир познакомился на съемках фильма-сказки «Калиф-аист».

Владимир Андреев в к/ф «Калиф-аист» / ТО «Экран»

Наталья Селезнева в к/ф «Калиф-аист» / ТО «Экран»

«Для меня не было секретом, что у мужа роман с партнершей по картине. Я замечала Селезневу в зрительном зале на Володиных спектаклях, видела, как она подвозила его на машине к нашему дому. Как-то прямо спросила Володю:

— Ты любишь ее?

— Да…

— Ну тогда давай разводиться", — вспоминает Наталья.

«Считаю, что все, что с нами происходит, уже где-то наверху написано»

В третий и последний раз Наталья Архангельская вышла замуж за французского журналиста Влада Вишневски, московского корреспондента газеты «Франс пресс».

«С Вишневски я окунулась в совершенно другой мир. Каждый вечер Влад приезжал за мной на спортивном „мерседесе“, в то время ни у кого в Москве не было такой машины. А после замужества у меня началась новая жизнь: к нам на дачу без конца приезжали послы, мы ходили на приемы в иностранные посольства», — рассказывает Наталья.

С Вишневски Наталья прожила в любви и согласии около 30 лет. И жила бы и дальше, если бы на мужа актрисы не свалилась страшная болезнь — Альцгеймер.

10 лет Наталья Сергеевна мужественно ухаживала за любимым супругом. А после его смерти так больше и не вышла замуж.

«Я фаталистка и считаю, что все, что с нами происходит, уже где-то наверху написано. С кино у меня не сложилось. Успеха, который принесла шолоховская Дуняшка, я больше не достигла. Зато сыграла много интересных ролей на сцене и встретила свою настоящую любовь — моего Влада», — призналась актриса в одном из последних интервью.

24
4