Лия Ахеджакова не нуждается в особом представлении: ее хорошо знают и поклонники советского кино, и молодые зрители. Расскажем, почему актриса никогда не знала своего биологического отца, из-за чего сомневалась, что станет актрисой и как в 63 года нашла свое счастье.
Ахеджаков усыновил Лию
Лия Ахеджакова родилась 9 июля 1938 года в Днепропетровске. Ее мама, Юлия Александровна, была актрисой, а кто был ее отец, Лия не знает и по сей день.
В 1941 году театр, в котором служила Юлия Александровна, эвакуировали в Майкоп. Там Юлия познакомилась с главным режиссером Адыгейского драмтеатра Меджидом Ахеджаковым и через время вышла за него замуж.
Ахеджаков удочерил Лию и дал ей не только свою фамилию, но и отчество. Именно его актриса всегда считала родным отцом. В 2000 году в картине Эльдара Рязанова «Старые клячи» Меджид и Лия Ахеджаковы сыграли отца и дочь. На тот момент Меджиду было 85 лет, а скончался он в 2012 году на 98-м году жизни.
Лия до последнего часа заботилась об отце. И когда он за два года до смерти полностью ослеп, постаралась создать в его квартире максимально комфортную обстановку.
«Лучше бы я помолчала тогда»
Лие было 10 лет, когда ее мама и тетя заболели открытой формой туберкулеза. Местные врачи были бессильны помочь и обе женщины вот-вот должны были умереть. Правда, однажды кто-то из докторов проговорился, что есть одно лекарство. Но получить его можно только по личному указанию товарища Сталина.
И Лия решила написать Сталину письмо и попросить лекарство для мамы и тети. А в качестве благодарности пообещала, что закончит школу с золотой медалью.
«Лучше бы я помолчала тогда. Я не способна была получить золотую медаль, но я ее выгрызла. Я много в этом письме пообещала, только чтобы прислали моей маме лекарства», — рассказывала актриса.
Конечно же, до самого Сталина письмо майкопской школьницы не дошло. Но из секретариата, где регистрировались все подобные послания, его направили на Рижский фармацевтический завод. И вскоре Ахеджаковы получили посылку с лекарством для мамы и тети.
Препарат действительно подействовал, и обе женщины быстро пошли на поправку.
«Кого я только не играла! Даже ноги курицы»
Выросшая в буквальном смысле за кулисами театра, Лия с детства хотела быть только актрисой. Но родители, в особенности отец, были против. Меджид Салехович говорил, что с таким ростом (150 см) и внешностью она будет вечной травести и ни в один театр кроме ТЮЗа не сможет устроиться.
Лия послушалась отца и по его совету поступила в Московский институт цветных металлов и золота. Но уже через полтора года поняла, что быть инженером категорически не хочет. И, забрав документы, отнесла их в ГИТИС.
В том, насколько прав был отец, Лия смогла убедиться в 1962 году, когда вместе с дипломом об окончании института она получила распределение в Московский ТЮЗ. А первой ролью, которую сыграла Ахеджакова в театре, стал Ниф-Ниф в сказке «Три поросенка».
Кроме того, ей доставались Ослик Иа, Воробышек и многочисленные роли мальчишек — Федор («Два клена»), Дилл («Убить пересмешника»), Дениска Кораблев («Денискины рассказы»), Тараска («Будьте готовы, Ваше величество»).
«Кого я только не играла! Даже Ноги курицы, когда мы с подругой изображали избушку Бабы Яги», — вспоминала впоследствии Лия.
«Вашу кинопробу мы включили в фильм»
В кино поначалу была подобная ситуация. Впервые на экране Ахеджакова появилась в 1968 году в фильме-спектакле «Возвращение». В этой картине 30-летняя актриса сыграла мальчика Петрушку.
Первую настоящую женскую роль Лия получила в 1973 году в фильме режиссера Михаила Богина «Ищу человека». Она сыграла Аллу Кузнецову, которая через много лет после окончания войны продолжает разыскивать своих близких.
Те, кто смотрел этот фильм, наверняка обратили внимание, что сцена, когда героиня Лии Ахеджаковой рассказывает свою историю, снята на черно-белую пленку (все остальное — на цветной).
О том, почему так получилось, со слов самой актрисы рассказал ее бывший коллега по ТЮЗу.
Когда Ахеджакову пригласили на пробу, ей дали текст именно из этого эпизода. Быстро выучив наизусть, Лия произнесла его перед камерой. А, поскольку это были всего лишь пробы, то снимали на черно-белую пленку.
«Пообещали позвонить. Но не звонят, а съемки давно начались. Ну, что делать… Вдруг звонок со студии: «Вашу кинопробу мы решили прямо вставить в фильм, приезжайте доснять эпизодик во дворе», — рассказывала Ахеджакова.
Оказывается, Михаил Богин был настолько впечатлен игрой Ахеджаковой во время кинопробы, что решил не рисковать и не переснимать сцену.
Кстати, за этот трехминутный эпизод Лия Ахеджакова получила приз за актерский дебют на Международном кинофестивале в Локарно. Правда, получал награду кто-то из советского посольства, а актриса узнала о ней только через несколько лет.
Расстались супруги вполне мирно
Еще в начале 60-х Ахеджакова в первый раз вышла замуж за своего коллегу по ТЮЗу Валерия Носика. Но этот брак оказался недолгим. Просто Лия не смогла выдержать частые загулы Носика и его многочисленные любовные интрижки.
Тем не менее, расстались супруги вполне мирно и в дальнейшем не сказали друг о друге ни одного плохого слова.
«На моем сердце лейбл «Рязанов»
Картина «Ищу человека» стала хорошим стартом в кинокарьере Ахеджаковой. Своей талантливой игрой она привлекла к себе внимание многих режиссеров, в числе которых был и Эльдар Рязанов.
1 января 1976 года по телевидению состоялся премьерный показ новой комедии Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром». Никто, в том числе и сам режиссер, тогда не догадывался, что и через 45 лет для миллионов людей этот фильм на долгие десятилетия станет главным новогодним атрибутом.
Ахеджаковой в картине досталась совсем небольшая роль подруги главной героини. Но она сыграла ее настолько жизненно и проникновенно, что с первого же показа запомнилась и полюбилась миллионам зрителей. А Эльдар Рязанов, сраженный талантом Лии, тут же внес ее в перечень своих самых любимых актрис.
Помимо «Иронии» Ахеджакова снялась в шести картинах Рязанова — «Служебный роман», «Гараж», «Небеса обетованные», «Старые клячи», «О бедном гусаре замолвите слово» и «Андерсен. Жизнь без любви».
В последнем фильме актриса сыграла гадалку. Причем изначально ее роль была довольно объемная, но при монтаже Рязанов вырезал большинство эпизодов (оказалось, что режиссер отснял намного больше материала).
Но Лия не обиделась — своему любимому режиссеру она могла простить что угодно и всегда вставала на его защиту.
Например, когда Тимур Бекмамбетов звал Ахеджакову в продолжение «Иронии судьбы», она ответила категоричным отказом.
«На моем сердце лейбл «Рязанов», — сказала актриса.
В фильмографии Ахеджаковой более 70 работ
Успех в кино повлиял на театральную карьеру Ахеджаковой. В 1977 году она перешла из ТЮЗа в «Современник», в котором служит по сей день.
За эти годы актриса сыграла десятки разноплановых ролей — тетю Соню в «Спешите делать добро», Варвару в «Мелком бесе», Рахель в «Трудных людях», Фонсию Дорси в Игре в джин» и многие другие.
Одна из последних театральных работ Ахеджаковой — бабушка Нурия в спектакле «Первый хлеб».
Кроме того, Ахеджакова уже много лет принимает участие в антрепризе. Например, спектакль «Персидская сирень» по пьесе Н. Коляды, в котором она играла в паре с Михаилом Жигаловым, более 15 лет с успехом гастролировал по всей России.
Но, безусловно, подавляющее большинство зрителей знают Ахеджакову по ее киноработам. Тем более, что фильмы и сериалы с участием актрисы выходят практически каждый год. И на сегодняшний день фильмография Ахеджаковой насчитывает более 70 картин.
Среди недавних киноработ Ахеджаковой — мелодрама «Комета Галлея», в которой она сыграла бабушку Янгу Львовну
Еще одна картина «Этаж», в которой Лие досталась одна из главных героинь, выйдет на экраны в 2022 году. Действие этой драмы разворачивается вокруг истории расселения коммунальной квартиры, когда совершенно чужие друг другу люди становятся настоящей семьей.
«Он этого не ценил»
Зато в личной жизни у Ахеджаковой долго была сплошная черная полоса. Ее второй брак с художником Борисом Кочейшвили тоже оказался неудачным.
О том, что послужило причиной семейного разлада, Ахеджакова никогда не говорила. А вот ее отец Меджид Салехович однажды в интервью немного приподнял завесу тайны.
«В их паре она была лидером. Она участвовала в его судьбе. Она старалась ему помогать. И при этом на ней был дом, готовка. Но он этого не ценил», — вспоминал Ахеджаков.
По словам отца актрисы, решив развестись с Кочейшвили, Лия не стала долго тянуть — в тот же день собрала его вещи, отвезла к нему в мастерскую и попросила больше никогда не появляться в ее жизни.
Более 10 лет жила одна
Расставшись со вторым мужем, актриса более 10 лет жила одна. И даже не думала, что сможет снова выйти замуж. Но в 2001 году на одной из вечеринок 63-летняя Лия познакомилась с фотографом Владимиром Персияниновым. Несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте, Владимир начал активно ухаживать за актрисой.
Правда, Лия поначалу не верила в искренность его чувств, но Персиянинов сумел найти ключик к ее сердцу и даже уговорил выйти за него замуж. Владимир стал не только мужем, но и личным агентом Лии и помощником во всех ее делах.
Многие коллеги Ахеджаковой с сомнением относились к ее позднему браку. Но за двадцать лет, которые Лия и Владимир счастливы вместе, даже самые большие скептики поняли, что ошибались.
А друзьям Ахеджаковой импонирует, что в отличие от других мужчин, женившихся на знаменитых женщинах, значительно старше себя, Владимир не гонится за публичностью и не старается прославиться за счет своей звездной супруги.
Лия Ахеджакова, которой в июле исполнилось 83 года, говорит, что никогда не чувствовала себя более счастливой и в творчестве, и в личной жизни.
Единственное, что огорчает актрису, — то, что годы идут слишком быстро.
«Возраст — это такая жуткая сволочь. Незаметно подбирается. Я так и не узнала, в чем смысл жизни», — сетует Ахеджакова.