86-летний Николай Сличенко. Почему жил на вокзале, как заставил прослезиться Брежнева и что с ним сегодня

Ольга Касьянова,
редакция Femmie

Большую часть своей жизни Николай Сличенко посвятил единственному в мире Цыганскому Театру «Ромэн».

К/ф «Свадьба в Малиновке» / Ленфильм

Любители старого кино помнят Николая Сличенко как исполнителя роли Петри Бесарабца в музыкальной комедии «Свадьба в Малиновке». А между тем кино — лишь небольшая составляющая творчества этого артиста.

Большую часть своей жизни Николай Сличенко посвятил единственному в мире Цыганскому Театру «Ромэн», которым руководит уже почти 45 лет. Кроме того, Сличенко широко известен как исполнитель цыганских, русских народных песен и старинных романсов.

Расскажем, как цыганские семьи помогли артисту перебраться в Москву, почему он первое время вынужден был жить на вокзале, зачем ему, уже будучи известным актером, пришлось получать школьный аттестат и как удалось заставить прослезиться Брежнева.

«Во время войны я потерял много родных»

Николай Сличенко родился 27 декабря 1934 года в Белгороде в семье оседлых цыган-сэрвов (одна из цыганских этнических групп). Когда началась Великая Отечественная война, Николаю было всего шесть с половиной лет, но он очень хорошо запомнил все ужасы немецкой оккупации.

«Во время войны я потерял много родных. Моего папу фашисты убили ударом приклада по голове прямо на моих глазах», — рассказывал Сличенко.

«С таким талантом тебе нужно не в колхозе работать, а в театре „Ромэн“ выступать»

Но и после победы семье Сличенко, оставшейся без кормильца, жилось очень нелегко. И мать Николая приняла решение отправить его, как самого старшего, к дальним родственникам в Воронежскую область в цыганский колхоз.

По воспоминаниям Сличенко, воронежские родственники сами еле сводили концы с концами. Тем не менее, они очень тепло приняли парня и поделились с ним всем, что имели.

Работа в колхозе была тяжелой, но Николай все равно не унывал. Уже тогда он знал множество цыганских и русских народных песен и часто по вечерам устраивал для своих односельчан импровизированные концерты.

Однажды после такого выступления к Сличенко подошла цыганка и сказала:

 «С таким голосом и талантом тебе нужно не в колхозе работать, а в театре „Ромэн“ выступать».

Так Сличенко впервые узнал о существовании знаменитого московского цыганского театра.

Слова цыганки запали парню в душу и он загорелся желанием стать артистом Театра «Ромэн». Вот только денег на дорогу у него не было ни копейки. И тут на помощь пришли односельчане.

«Цыганские семьи скинулись по полмешка пшеницы, продали зерно и на вырученные деньги купили мне билет до Москвы», — рассказывал Сличенко.

«Драматургия просто потрясающая, это чудо какое-то!»

Добравшись до Москвы, Николай первое время жил на вокзале. По словам артиста, о том, что существуют гостиницы, он не только не подозревал, но даже слова такого никогда не слышал.

Телеспектакль «Мой остров синий» / Гостелерадио СССР

Поскитавшись по столице несколько дней, Сличенко наконец-то нашел цыганский театр. После прослушивания его приняли артистом, но не основного, а вспомогательного состава. А знаменитая Ляля Черная, которая тогда была примой театра, взяла парня под свою опеку.

Уже через год Сличенко доказал, что способен на большее, чем выходы в массовке. Произошло это в 1952 году на гастролях в Загорске. Ведущий артист театра Сергей Шишков внезапно заболел и Николая срочно ввели на его роль в спектакле «Четыре жениха».

Наконец-то у Сличенко появилась возможность показать себя. И он не замедлил этим воспользоваться — играл, пел и плясал так, что зрительный зал разразился бурными овациями.

После такого триумфа Сличенко моментально перевели в основной состав.

Телеспектакль «Мой остров синий» / Гостелерадио СССР

За время работы в Театре «Ромэн» Николай Сличенко сыграл несколько десятков ролей. Среди них Дмитрий в «Грушеньке», Марко в «Доме шатров», Яшка-король в «Кабачке «Макрель», Лацо в спектакле «Я— цыганка», Ярго в «Любовь и смерть», Протасова в «Живом трупе» по пьесе Льва Толстого.

Кстати, последнюю роль Сличенко до сих пор считает самой значительной, а потому и самой любимой.

«Драматургия Толстого просто потрясающая, это чудо какое-то! Сколько лет прошло, а эта роль все живет в моей душе», — говорит артист.

«Ромэн» — единственный в мире профессиональный цыганский театр»

В конце 60-х Сличенко поступил на режиссерский факультет ГИТИСа. Правда, предварительно ему, уже известному артисту и семейному человеку, пришлось закончить школу рабочей молодежи.

Дело в том, что, сорвавшись в юности в Москву, Николай не успел получить среднего образования. А без школьного аттестата в институт кинематографии не принимали.

В 1977 году Сличенко стал главным режиссером и художественным руководителем Театра «Ромэн» и занимает эти должности до сих пор.

Между прочим, «Ромэн» по сей день — единственный в мире профессиональный цыганский театр. Основан он был еще в 1931 году, а значит, в 2021 у него юбилей — 90 лет.

«Это ностальгия моя по времени и партнерам, с которыми так славно работал»

Еще в конце 50-х Николая Сличенко начал сниматься в кино. Первый раз на экране он появился в советско-югославском фильме «Олеко Дундич».

С Маргаритой Шумской в к/ф «Олеко Дундич» / Киностудия им. М.Горького, Avala Film

Среди других картин с участием Сличенко — социальная драма «В дождь и в солнце», фильм-спектакль «Мы — цыгане», картина «Мой остров синий».

Но, конечно же, самая известная роль Николая — красноармеец Петря в комедии «Свадьба в Малиновке». Кстати, сам Сличенко тоже очень любит этот фильм и с удовольствием пересматривает.

К/ф «Свадьба в Малиновке» / Ленфильм

«Когда по телевизору показывают и я свободен — обязательно смотрю. Это ностальгия моя по времени и партнерам, с которыми так славно работал», — говорит артист.

«Брежнев со слезами кричал: «Спасибо!»

Сличенко известен не только, как театральный и киноартист, но и как эстрадный исполнитель цыганских, русских народных песен и старинных романсов. В советские времена без его участия не обходился ни один торжественный концерт.

Большим ценителем творчества Сличенко был генеральный секретарь Леонид Брежнев. По рассказам Николая, последний раз он пел для Брежнева за несколько дней до его смерти на концерте, посвященном годовщине Октябрьской революции.

«По просьбе Леонида Ильича я спел есенинское «Письмо к матери». И Брежнев, будучи совсем уже больным, вдруг встал, поднял руки, развел их над головой и со слезами кричал: «Спасибо!». Здорово было!», — вспоминал Сличенко.

Новогодний «Огонек» 1965 года /ТО «Телефильм»

Также в 60-70-х Сличенко часто принимал участие в одной из самых популярных телепрограмм — «Голубом огоньке».

В 1978 году на базе Музыкального училища имени Гнесиных Николай создал студию подготовки профессиональных кадров для театра «Ромэн». А в 2005 году открыл Цыганский национальный курс при Театральном институте им. Б. Щукина и стал его художественным руководителем.

В 1981 году Сличенко, единственный из цыган, был удостоен высокого звания «Народный артист СССР».

Причина развода была банальной

В первый раз Сличенко женился спустя год после прихода в театр «Ромэн». Его избранницей стала актриса и танцовщица Сетара Казымова. Их брак продлился восемь лет. Но вскоре после рождения сына Алексея супруги разошлись.

Причина развода была банальной — просто Николай полюбил другую девушку.

«Она была необыкновенно музыкальной и пластичной»

Тамилла Агамирова была по национальности азербайджанкой. Она родилась и выросла в Баку, там же закончила театральный институт.

В 1952 году Тамилла выступала с концертами в Свердловске. И в этом же городе гастролировал Театр «Ромэн».

Однажды в вестибюле гостиницы Тамилла случайно столкнулась с Лялей Черной. Еще не зная, что перед ней профессиональная актриса, Ляля каким-то чутьем сразу поняла, что встретила настоящий талант.

Там же, на гастролях, состоялся просмотр, на котором Агамирова с необыкновенной легкостью покорила сердца всего ромэновского художественного совета и была единогласно принята в труппу театра.

Тамилла Агамирова в к/ф «Дон Кихот» / Ленфильм

По воспоминаниям ромэновских артистов-старожилов, Тамилла Агамирова была просто обворожительно красивой.

«В ее облике было столько достоинства и внутренней силы и в то же время хрупкости и женственности, столько утонченности и грациозности, открытости и в то же время таинственности… К тому же она была необыкновенно музыкальна, пластична и имела прекрасную актерскую школу», — рассказывал об Агамировой один из ее коллег.

В 50-60-х Тамилла успешно снималась в кино. Первую роль, придворную даму Альтисидору, она сыграла в 1957 году в картине «Дон Кихот». После этого красавица-актриса появилась в нескольких фильмах Бакинской киностудии — «Ее большое сердце», «Настоящий друг», «Кер-оглы», «Непокоренный батальон» и других.

С Тамиллой Агамировой в спектакле «Я — цыганка» / Театр Ромэн

«Когда мы объяснились, я будто на крыльях летал»

Как вспоминал Николай Сличенко, он с первого взгляда влюбился в Тамиллу. Но, будучи уже связанным узами брака, несколько лет молча страдал. И только в 1960 году, расставшись с первой женой, признался Агамировой в своей любви.

«Когда мы объяснились, я будто на крыльях летал. У нас не было денег на свадьбу — в театре платили сущие гроши, начинали мы жизнь в запущенной 14-метровой комнатушке коммунальной квартиры, которую не на что было даже отремонтировать, зато была любовь», — вспоминал Сличенко.

С женой Тамиллой Агамировой / @ teatr_romen_

«Ты где?». — «Здесь». «Что же ты там так долго?»

Николай Сличенко и Тамила Агамирова прожили вместе больше 60 лет. И все эти годы они практически не расставались. Даже когда Николай учился в школе рабочей молодежи, Тамилла (у которой было высшее образование) сидела с ним за одной партой.

Вспоминает Сличенко и еще один интересный случай. Однажды, находясь на гастролях за рубежом он так затосковал без Тамиллы, что не мог ни есть, ни спать и решил сбежать домой. И тогда, чтобы не сорвать концерты, приносящие государству немало валюты, руководители Госконцерта в один день оформили Агамировой визу и она приехала к мужу в Европу.

«Даже сейчас, если супруга где-то в другой комнате, я зову: «Ты где?». — «Здесь», — отвечает. «Что же ты там так долго?» — ворчу», — смеется Сличенко.

Тамилла Агамирова (слева) в спектакле «Грушенька» / Театр Ромэн

У пары родились двое сыновей Тамилла  — Петр и Алексей и дочку, которую, по настоянию Николая, назвали Тамиллой. Кстати, это имя носит также одна из внучек Сличенко.

«Эта лошадка до сих пор стоит у меня на видном месте»

Как самый настоящий цыган, Николай Сличенко просто обожает лошадей. По словам артиста, их у него целых 400 — настоящий табун. Правда, все они — скульптурки, которые Сличенко привозил из гастрольных поездок или получал в качестве подарка.

К/ф «Больше, чем любовь» / ГТРК «Россия — Культура», Студия » Фишка-фильм

Историю одной такой подаренной лошади Сличенко очень любит вспоминать. Однажды, лет 40 тому назад, на гастролях в Киеве он сказал со сцены, что собирает фигурки лошадей. А на следующий день за кулисы к артисту пришел мальчик и вручил ему пластилиновую лошадку, которую, как оказалось, лепил целую ночь.

Прошло много лет и в одной из телепередач Николай Сличенко, рассказывая о своей необычной коллекции, показал пластилиновую лошадь и рассказал ее историю. После этого в квартире артиста раздался телефонный звонок — звонил тот самый мальчик, теперь уже взрослый мужчина.

«Я ему по сей день благодарен — искренне, от души, и до сих пор эта лошадка стоит у меня на видном месте», — говорит Сличенко.

@teatr_romen_

«У меня замечательная семья»

В декабре 2020 года Николаю Сличенко исполнилось 86 лет. Поздравляя народного артиста с этой датой, журналисты задали вопрос: если бы удалось начать жить заново, изменил бы он что-то в своей судьбе?

И Николай Сличенко ответил:

«Нет, все бы так и оставил. Я встречался с потрясающими людьми — невероятной доброты, разума, таланта. Кроме того, у меня замечательная семья: трое детей, семь внуков, два правнука, одна праправнучка. И красавица жена, с которой мы уже 60 лет вместе».

50
1
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook