9 фактов о съемках «Калины красной», которые изменят ваше мнение о фильме

Ольга Касьянова,
редакция Femmie

Сценарий «Калины красной» Шукшин написал всего за две недели.

К/ф «Калина красная» /Мосфильм

Картина Василия Шукшина «Калина красная», премьера которой состоялась в марте 1974 года, стала настоящим прорывом в советском кинематографе. Только за первый год фильм посмотрело более 60 миллионов зрителей.

Увы, «Калина красная» стала последней режиссерской работой Шукшина — через полгода, в октябре 1974 года, он скончался.

Интересно, что и сегодня, спустя 46 лет, «Калина красная» пользуется большой популярностью, причем не только у старшего поколения, но и у молодых зрителей. Решили вспомнить несколько интересных фактов о съемках фильма.

Чухраю не понравилось, что преступник показан, как положительный герой

Еще в середине 60-х, закончив роман о Степане Разине «Я пришел дать вам волю», Василий Шукшин задумал снять по нему масштабный фильм. Режиссер неоднократно подавал заявки в Госкино, но на все получал отказ.

Наконец, в 1973 году, придя в очередной раз на прием к начальству, Шукшин услышал утешительную новость. Ему разрешают экранизировать фильм о Степане Разине, но при условии, если перед этим он снимет картину на современную тематику. Причем в качестве основы киношники предложили использовать киноповесть самого Шукшина «Калина красная», не так давно опубликованную в журнале «Наш современник».

Окрыленный Шукшин за две недели написал сценарий. Но Григорий Чухрай, руководитель «Экспериментального творческого объединения», под эгидой которого должен был сниматься фильм, сценарий не принял.

К/ф «Калина красная» / Мосфильм

Мэтру отечественного кинематографа не понравилось, что преступник Егор Прокудин показан режиссером как положительный герой. Чухрай потребовал переработки, но Шукшин отказался и продолжил отстаивать свою точку зрения.

После долгих препирательств Шукшин понял, что Чухрай просто перестраховывается и не хочет брать на себя ответственность за проблемный фильм. Тогда Василий Шукшин отнес свой сценарий Сергею Бондарчуку, возглавлявшему другое объединение на «Мосфильме», и картина наконец-то была запущена в производство.

Шукшин отомстил Френкелю

Идею повести «Калина красная» Шукшин взял из реальной жизни — одна из его двоюродных сестер переписывалась с заключенным, который обещал приехать к ней после освобождения. Писатель даже не стал придумывать имя главной героини, а назвал ее, как свою родственницу — Люба Байкалова. Эту роль Шукшин сразу решил отдать своей жене, Лидии Федосеевой-Шукшиной.

Кстати, название повести, а потом и фильма, появилось с легкой руки Лидии Федосеевой. Когда они с Шукшиным еще только встречались, Лидия однажды спела ему «Калина красная, калина вызрела…». Василию  слова песни запали в душу и он решил, что в фильме Люба и Егор обязательно должны спеть ее вместе.

Василий Шукшин и Лидия Федосеева в к/ф «Калина красная» / Мосфильм

Однако включить песню в фильм так и не удалось. Дело в том, что бюджет картины был весьма небольшим, а автор музыки — композитор Ян Френкель (слова, к счастью, были народные) за использование своего произведения запросил солидный гонорар.

Позволить себе лишние затраты Шукшин не мог, поэтому от «Калины красной» в картине осталось только название.

Правда, Шукшин все-таки отомстил Френкелю, включив в сценарий фразу:

«В газете пишут, что «Ямщик, не гони лошадей» уже имеет автора и композитора. Глядишь, появятся свежие авторы и у песен разинских времен…».

Импортную пленку берегли, как зеницу ока

«Калина красная» стала единственной картиной Шукшина, снятой в цвете. Причем, по протекции Бондарчука, ему выделили супедефицитный в те времена «Кодак», который съемочная группа берегла, как зеницу ока.

По воспоминаниям оператора картины Анатолия Заболоцкого, первые, «разгонные», дубли снимали на отечественную пленку «Свема», и только после этого заряжали «Koдак» и делали один «чистовой» дубль. Правда, это не всегда получалось и приходилось на импортную пленку снимать два, а то и три дубля.

Использование цветной пленки позволило не только во всей красе показать красоту и богатство русской природы, но и подчеркнуть характеры главных героев.

Василий Шукшин и Лидия Федоссева в к/ф «Калина красная» / Мосфильм

Так, красная рубашка, в которую одет Егор в начале фильма символизирует его бурную и неукротимую натуру, кипение страстей. Ведь красный — цвет крови, цвет рока.

Как противоположность, все спокойное и умиротворенное, показано в белом цвете — блузка Любы, одежда Байкаловых, стволы березок. Да и сам Егор в конце картины тоже надевает не алую, а белую рубаху.

Кстати, еще одним символом в фильме стала периодически появляющаяся репродукция картины Ивана Крамского «Неизвестная» (например, на кулоне у Любы). По задумке Шукшина эта картина знаменует собой некий идеал, исповедуемый Прокудиным.

Эпизодические роли играли непрофессиональные артисты

Главную роль Егора Прокудина исполнил сам Василий Шукшин, Любу Байкалову сыграла, как уже говорилось, его жена Лидия Федосеева.

На остальные ведущие роли Шукшин пригласил, по его собственному выражению, «насмотренных» им артистов  — тех, с которыми уже работал раньше или планировал работать в дальнейшем: Георгия Буркова, Алексея Ванина, Ивана Рыжова, Льва Дурова, Марию Скворцову.

Василий Шукшин, Алексей Ванин и Лидия Федосеева в к/ф «Калина красная» / Мосфильм

Зато во второстепенных или эпизодических ролях режиссер зачастую снимал непрофессионалов. Например, Бульдю, одного из членов банды, сыграл писатель Артур Макаров, приглянувшийся Шукшину своей колоритной внешностью. А в небольшой роли конферансье, объявляющего в начале фильма «хор бывших рецидивистов» снялся заместитель директора картины Жаров.

Е. Жаров в к/ф «Калина красная» / Мосфильм

Самые же маленькие роли в «Калине красной» сыграли жители города Белозерска, в котором снималась большая часть эпизодов. Причем некоторых «артистов» Шукшин находил случайно, как бы мимоходом — на базаре, в столовой, а то и просто на улице.

Олег Корчиков, Татьяна Гаврилова, Артур Макаров и Георгий Бурков в к/ф «Калина красная» / Мосфильм

Хроника очень удачно вписалась в фильм

Готовясь к съемкам фильма о бывшем преступнике, Василий Шукшин не только бывал в местах заключения, но и просматривал документальные пленки.

К/ф «Калина красная» / Мосфильм

Однажды среди архивов МВД ему попалась запись, на которой заключенный очень душевно поет романс «Письмо матери» на слова Сергея Есенина. Это выступление так запало Шукшину в душу, что он решил врезать черно-белую хронику в картину — она очень удачно вписалась в эпизод с воспоминаниями Егора.

Старушка рассказывала настоящую историю своей семьи

Одна из самых пронзительных сцен в картине — когда Егор и Люба приезжают в гости к старушке Куделихе.

Интересно, что изначально роль Куделихи должна была играть известная артистка Вера Марецкая. Но она по каким-то причинам отказалась. И тогда Шукшину пришла мысль доверить эту роль не профессиональной актрисе, а обычной деревенской бабушке Офимие (Ефимие) Быстровой, в доме которой планировалась съемка.

Ефимия Быстрова в к/ф «Калина красная» / Мосфильм

Кстати, мало кто знает, что 81-летняя Быстрова была неграмотной, а потому никак не могла выучить роль. Поэтому в кадре старушка говорит не заученные фразы из сценария, а рассказывает настоящую историю своей семьи. А Люба-Лидия Федосеева только изредка задает ей наводящие вопросы.

Чтобы камера не смущала старушку, ее установили не в избе, а на улице и снимали через открытое окно. Синхронно велась запись голоса Ефимии Быстровой, который без всякого переозвучивания вошел в картину.

Ефимия Быстрова в к/ф «Калина красная» / Мосфильм

Через два года после выхода картины Ефимия Быстрова скончалась. На ее могиле односельчане установили памятник с фотографией — кадром из фильма «Калина красная».

«Ведь это мать моя, Люба, мать моя…»

В «Калине красной», как и в любом шукшинском фильме, органично сочетаются трагические и комические эпизоды. Но одна сцена получилась настолько душераздирающей, что глядя на экран не только женщины, но и взрослые мужчины не могут сдержать слезы.

Речь идет об эпизоде, когда после посещения Куделихи Егор останавливает грузовик, в изнеможении падает на придорожную траву и бьет в бессильной злобе кулаками по земле. А на вопрос Любы, что случилось, рыдая навзрыд, отвечает:

«Не могу больше, Люба, не могу! Не могу так больше жить! Тварь я последняя, тварь… Господи, прости меня, Господи, если можешь, не могу больше муку эту терпеть. Да как же сердце-то у меня не разорвалось… Что же там, камень, что ли? Ведь это мать моя, Люба, мать моя…»

К/ф «Калина красная» / Мосфильм

Кстати, многие зрители обратили внимание, что на заднем плане этого эпизода находится церковь. По словам оператора Анатолия Заболоцкого, это режиссером сделано неспроста.

Шукшин говорил, что трактовать эту сцену нужно не просто, как плач о матери, а как плач всего русского народа по брошенной матери-церкви, покаяние и мольбу о прощении.

«Шукшин намеренно прошивал свой фильм религиозным подтекстом и намеренно говорил об этом не в лоб, а пытаясь затронуть потаенные уголки зрительских душ, поговорить с их подсознанием», — говорил Заболоцкий.

Следующий дубль получился еще хуже

Самым технически сложным оказался финальный эпизод картины, в котором Петро на грузовике таранит «Волгу» бандитов и сбрасывает ее с пристани в воду. Поэтому он и получился не таким, как задумывался изначально.

Режиссер и оператор хотели снять сцену одним кадром. Для этого на пароме установили операторский кран, который должен был снимать столкновение как бы сверху, приближаясь и удаляясь в нужные моменты.

Однако с двух первых дублей добиться необходимого эффекта катастрофы не удалось — грузовик слишком слабо ударял такси.

Следующий дубль получился еще хуже — грузовик пролетел мимо «Волги», врезался в бетонное заграждение и, едва не задев людей, упал в воду.

Алексей Ванин в к/ф «Калина красная» / Мосфильм

После этого было принято решение снимать эпизод по частям, а потом собрать при монтаже. При этом самым сильным и убедительным стал фрагмент, когда Алексей Ванин-Петро выныривает из кабины затонувшего грузовика и садится на нее сверху.

Уголовники обвинили Шукшина в неправдоподобии

Картина «Калина красная», премьера которой состоялась в марте 1974 года, имела огромный успех. Причем не только у простых зрителей, но и у профессионалов.

Летом того же года фильм получил главный приз на Всесоюзном кинофестивале в Баку. А польские кинокритики присудили ему приз «Варшавская сирена» за лучший иностранный фильм 1973 года, показанный в Польше.

В 1974 году журнал «Советский экран» назвал «Калину красную» лучшим фильмом года, а Василия Шукшина — лучшим актером.

К/ф «Калина красная» / Мосфильм

Правда, среди миллионов восторженных зрителей нашлись и недовольные. Ими оказались некоторые представители преступного мира. В своих письмах на киностудию они обвиняли Шукшина в неправдоподобии. По словам уголовников, в их среде не принято убивать того, кто решил «завязать». Ну разве только в том случае, если он стал предателем и заложил бывших друзей.

После выхода «Калины красной» Василий Шукшин вновь вернулся к мысли о создании фильма про Степана Разина. Но снять эту картину ему было уже не суждено. 2 октября 1974 года Шукшин скоропостижно скончался от сердечного приступа на 46-м году жизни.

На могилу знаменитого режиссера на Новодевичьем кладбище и сегодня, спустя 46 лет, благодарные зрители несут гроздья красной калины.

59
9
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook