Андрей Соколов из «Судьбы человека», Аксинья из «Тихого Дона», Леночка из «Карнавальной ночи» — вместе с этими киногероями зрители переживали и слезы, и горечь, и радость, и победы. И хотя прошло уже почти 70 лет, мы вновь и вновь пересматриваем их истории. Вспоминаем главных героев советского кино 1950-х и разбираемся, почему их так любят зрители.
Храбрый советский солдат Андрей Соколов из «Судьбы человека», которого уважал даже злодей
История главного героя из «Судьбы человека» вызывает слезы у зрителей всех поколений. Андрей Соколов не дрогнул даже тогда, когда стоял перед лагерфюрером Мюллером.
И лишь когда Соколов повернулся спиной к Мюллеру и медленно шел к выходу, то на мгновение вздрогнул, когда услышал звук, похожий на щелчок затвора пистолета. И все зрители в этом моменте вздрагивают вместе с ним.
Автор повести «Судьба человека» Михаил Шолохов сразу согласился на то, что его произведение будет экранизировать Сергей Бондарчук. Но вот в роли Андрея Соколова он его не видел — считал неубедительным то, что у Бондарчука слишком белые руки.
Но когда режиссер пришел к нему измазанный сажей, писатель изменил свое мнение и никогда не жалел об этом. Соколов в исполнении Бондарчука — один из сильнейших киноперсонажей.
Маленький Ваня из «Судьбы человека» заставил плакать даже суровых мужчин
Когда Андрей Соколов увидел голодного маленького мальчика, его сердце сжалось. Главный герой потерял всю семью и, как малыш, был совершенно одинок. Он решил стать отцом для Ванечки и обрел смысл жизни.
Сцена в грузовике — самая пронзительная во всем фильме, которая заставила плакать даже повидавших всё военных.
Роль Вани досталась пятилетнему Паше Борискину, сыну актера Владимира Борискина. Поскольку в том возрасте он не мог читать, то текст учил на слух вместе с мамой. Чтобы добиться максимально естественных эмоций в кадре, Бондарчук пошел на хитрость.
Сначала режиссер с Пашей приехали в поле, где мальчик во весь голос кричал: «Папка! Родненький!..». Этот звук затем положили на кадры, снятые в кабине машины. Получилось невероятно пронзительно. Но сыграть все чувства ребенка, который вновь обрел семью, Паше помогло личное обстоятельство.
К тому моменту его мама и папа расстались, малышу не хватало отца, поэтому он, сам того не понимая, вложил в крик все свои переживания.
Аксинья из «Тихого Дона» покорила даже старейшин казачьего общества
А за несколько лет до «Судьбы человека» на экраны вышел «Тихий Дон» — экранизация другого одноименного произведения Михаила Шолохова. В этом фильме нет ни одного персонажа, к которому зрители остались бы равнодушными. Но больше всего запомнилась Аксинья в исполнении Элины Быстрицкой.
Актриса, никогда в жизни не имевшая никакого отношения к казакам, передала всю суть настоящей казачки: непокорная, смелая, пылкая, сильная, волевая.
Помните, как грациозно она несет тяжелые ведра с водой, чувствуя на себе заинтересованный взгляд Гриши Мелехова? А уже через несколько минут гонит его отца со своего двора.
После выхода фильма на «Мосфильм» приходили мешки писем для Элины Быстрицкой. И среди них было одно особенное послание — от 30 старейших донских казаков.
«Они писали, что признают меня настоящей казачкой, и просили называться Аксиньей Донской. Это дорогого стоит», — вспоминала Быстрицкая.
Зрители полюбили Алешу из «Баллады о солдате» всем сердцем и желали ему другой судьбы
19-летний солдат Алеша Скворцов покорил сердца миллионов зрителей не только в нашей стране, но и за рубежом. Главный персонаж «Баллады о солдате» вместо награды за подвиг на фронте попросил всего несколько дней отпуска, чтобы навестить мать.
Командование пошло ему навстречу, но из-за череды обстоятельств у Алеши получилось увидеть маму лишь на несколько минут. Уезжая, он обещает маме вернуться, но этому не было суждено случиться…
Историю юного Алеши невозможно смотреть без слез: уже с первых кадров нам сообщают, что Скворцов никогда не вернется домой. Хотя большинство зрителей, конечно, желали ему другой судьбы.
«Так хотелось, чтобы герой Ивашова выжил», — пишут в соцсетях.
Среди тех, кого этот персонаж тронул до глубины души, были и мировые звезды. Чарли Чаплин рассказывал, как с замиранием сердца смотрел сцену, в которой испуганный Алеша по полю бежит от танка противника.
А Лайза Минелли почти наизусть знала историю русского солдата Скворцова: она посмотрела «Балладу о солдате» пять раз подряд за день в кинотеатре.
Кто-то осуждал Веронику из «Летят журавли», но она стала символом эпохи
Эта драма о событиях 1941–1945 годов тоже особенная, поскольку в ней акцент смещен с фронта на личную драму главных персонажей. Вероника в исполнении Татьяны Самойловой попала под шквал критики: часть зрителей осуждала ее за то, что она вышла замуж за другого. Никита Хрущев и вовсе повесил на Веронику ярлык девушки легкого поведения. Но большая часть аудитории сопереживала героине и даже не думала о том, чтобы назвать ее предательницей.
Героиня долго сдерживает свои переживания и лишь в финале осознав, что больше никогда не увидит Бориса, дает волю эмоциям. Она трогательно обнимает букет, словно это ее возлюбленный, по ее лицу льются горькие слезы, вокруг ликуют люди. А мы, зрители, в этой сцене плачем вместе с Вероникой.
И что бы ни говорили об этой героине, она была и остается одним из главных символов нашего кино.
Леночке Крыловой из «Карнавальной ночи» подражали миллионы советских женщин
Лена Крылова из «Карнавальной ночи» спела песенку про пять минут накануне 1957 года и моментально стала любимицей зрителей. Очаровательная и задорная героиня была эталоном красоты того времени.
Женщины хотели такую же тонкую талию, а еще просили парикмахеров сделать такую же легкую завивку на волосах, как у Леночки. Ну, а белая муфта была вообще пределом мечтаний. Кстати, этого персонажа могла сыграть вовсе не Людмила Гурченко.
Первые пробы актрисы оказались неудачными из-за оператора — он плохо выставил свет и взял неправильный ракурс. Оператора заменили, Гурченко подготовили к нужному образу и сделали повторные пробы — ее Леночка Крылова была идеальна.
Как Татьяна Левченко из «Весны на Заречной улице» заслужила уважение советских зрителей
В главную героиню «Весны на Заречной улице» влюбился не только Саша Савченко, но и миллионы зрителей. Когда водитель грузовика, предложивший подвезти ее, начинает заигрывать, Татьяна сразу дает понять, что она вовсе не легкомысленная особа.
Учительница так же строга и с учениками вечерней школы, многие из которых ее ровесники и даже немного старше. Левченко идеально воплотила на экране образ советского учителя тех лет. Она не просто преподает литературу, но старается сделать так, чтобы молодежь думала, размышляла и узнавала бы нечто интересное на ее уроках.
Сначала кажется, что Татьяна демонстрирует высокомерие по отношению к ученикам и Саше Савченко. Но на самом деле она лишь грамотно выстраивает границы в отношениях с ними, поэтому не допускает панибратства.
Этой фразой Левченко дает понять, что не делает никому поблажек, несмотря на личные симпатии учеников в ее адрес. И после этого ее еще больше уважают зрители. Хотя современные школьники вряд ли поймут такое поведение, но в те годы именно это было нормой. Учитель есть учитель. В конце концов, даже Саша Савченко в какой-то момент бросает свои привычные заигрывания и понимает, что ее уважение дорогого стоит и готов его заслужить.
И хотя Татьяну Левченко сыграла непрофессиональная актриса Нина Иванова, этот образ стал эталоном советского преподавателя того времени.
Чем Саша Савченко из «Весны на Заречной улице» удивил зрителей
В этой же картине зрители с удовольствием наблюдали за еще одним персонажем. В начале фильма Саша Савченко — сталевар-передовик, душа компании, веселый и открытый парень. И хотя он не очень интересуется учебой, зато на заводе он на хорошем счету.
Савченко уже привык к тому, что девушки быстро влюбляются в него, но вдруг «новенькая» — не просто молодая красавица, а его учитель. К тому же Татьяна Сергеевна сразу ставит его на место и пресекает несколько попыток объясниться в чувствах.
Саша и сам не заметил, как Татьяна Сергеевна заполнила все его мысли. И хотя он пока не понимает, что такого прекрасного она нашла в музыке Рахманинова, ему уже неинтересно проводить вечера на танцах и участвовать в застольях, как это было совсем недавно. В этот момент и начинается удивительная трансформация Савченко, за которой так интересно наблюдать зрителям.
Именно любовь к Татьяне привела его к качественным переменам. Несмотря на то что он бросил учебу в вечерней школе, в прежнюю компанию не вернулся. Это уже не его уровень — он перерастает своих сверстников. И в финале фильма Татьяна Левченко оценила трансформацию Саши и дает ему надежду: их история еще не закончена и все самое интересное еще впереди.
Первая деловая леди в нашем кино. Как Екатерина Воронина стала образцом новой советской женщины
В 1957-м в фильме «Екатерина Воронина» советские зрители впервые увидели новый типаж — деловую женщину.
Сегодня такие дамы встречаются и в кино, и в повседневной жизни. Но в те годы для СССР это было нечто совершенно новое, а для кинематографа тем более. Прежде не снимали фильмов, которые полностью посвящены судьбе женщины, занимавшей руководящий пост.
В драме показана жизнь Екатерины Ворониной с юности и до зрелого возраста, прошедшей путь от девчонки до начальника участка в речном порту. В картине уравновешены и личные, и производственные отношения.
Воронина пережила предательство мужчины, поэтому личная драма сделала эту героиню близкой для миллионов советских женщин.
«Можно и замужем быть одинокой», — говорит Воронина. Ее слова потрясли многих зрительниц.
В конце 50-х Екатерина Воронина стала образцом для подражания. Новый тип женщины-руководительницы как нельзя кстати вписался в реалии того времени. А Людмила Хитяева запомнилась в этой роли на долгие десятилетия.