Окружающий мир постоянно меняется, а это значит, что знания, полученные в школе, тоже устаревают. Например, с 30-х годов прошлого века учебные программы в школе изменились примерно на 30 процентов. Оказывается основной источник кислорода — не леса, а Китай теперь не самая многочисленная страна. Разбираемся, почему некоторые факты, которым учили в советское время, уже неактуальны.
Нас учили, что океана всего 4. Но это уже не так
Еще каких-то 30 лет назад нас учили, что существуют четыре океана: Атлантический, Тихий, Индийский и Северный Ледовитый. Но оказалось, что эта информация не соответствует действительности и есть еще один океан. О его существовании говорили давно, но официальное признание он получил только в 2000 году.
В 2000 году государства — члены Международной гидрографической организации приняли решение выделять Южный океан как самостоятельный пятый океан, соединяющий в себе южные части Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Принятая площадь Южного океана 20,327 млн км² (между побережьем Антарктиды и 60-й параллелью южной широты). При этом не все страны согласны с предложенными границами.
Во всем мире пятый океан вошел в обиход еще в середине прошлого века. А во всех русскоязычных практических морских пособиях (морские навигационные карты, лоции, огни и знаки и т. д.) понятие «Южный океан» отсутствовало вплоть до 1978 года, термин не употреблялся даже среди мореплавателей.
Только с конца XX века Южный океан начали подписывать на картах и в атласах, изданных Роскартографией. В частности, он подписан в 3-м издании фундаментального Атласа мира и в других атласах, изданных уже в XXI веке
Учебники утверждали, что Аральское море мелеет. Что изменилось с тех пор
Наверняка, каждый со школьной статьи помнит, что Аральское море мелеет. Прошло много лет, а о том, каковы результаты обмеления почти никто не задумывался.
Долгие годы Аральское море считалось вполне благополучным, было четвертым в мире по величине, занимая площадь около 68 тысяч квадратных км, наибольшая глубина — 68 м. В Арале обитали 34 вида рыб, добыча в лучшие времена достигала 60 тысяч тонн в год.
Предвестником будущих неприятностей стало начавшееся в 30-х годах прошлого века масштабное строительство каналов для орошения, прежде всего плантаций хлопка. Их площади стремительно увеличивались, соответственно рос объем потребляемой воды, которая отбиралась из двух главных поставщиков Арала — рек Амударья и Сырдарья.
В 1989 году море распалось на два водоёма, соединённых исчезнувшим в данное время проливом Берга. До начала обмеления Аральское море было четвёртым по величине озером в мире.
«В тысячелетней истории моря были периоды, когда оно высыхало до нынешнего уровня, а потом снова возвращалось в прежние берега. Причина — циклические изменения климата, — сказал заместитель директора Института океанологии РАН Петр Завьялов. — Недавно археологи нашли на обнажившемся дне моря поселения XVI века. Значит, здесь была суша и жили люди. А самое сильное обмеление случилось 2000 лет назад, когда уровень Арала был еще ниже. Так что думаю, Арал еще вернется»
У школьной доски мы отвечали, что самая высокая точка мира — гора Эверест. И с этим теперь можно поспорить
Еще со школьного курса географии каждый знает, что самая высокая точка на планете Земля — гора Эверест (Джомолунгма). Ее высота над уровнем моря составляет 8849 метров. А за ней следует горная вершина Чогори (8614), которая считается самым северным восьмитысячником мира.
Но некоторые ученые утверждают, что Эверест — далеко не самая высокая гора на планете. Это при условии, что точкой отсчета является не уровень моря, а дно океана.
Например, вулкан Мауна-Кеа на Гавайях расположен на высоте 4 207 метров над уровнем моря, но остальная его часть — около 6000 метров — скрыта в глубинах Тихого океана. То есть абсолютная высота Мауна-Кеа составляет примерно 10 207 метров. И это на 1358 метров выше, чем Эверест.
Оказывается, что Марианская впадина — не самая глубокая точка
Еще одно знание, полученное на уроках географии — самое глубокое в мире место — Марианская впадина. Оно и понятно, сегодня максимальная глубина ее составляет 10 898 метров.
Но уже 1997 году скважина на Кольском полуострове была занесена в Книгу рекордов Гиннесса, как «самое глубокое вторжение человека в земную кору». Ее глубина составила 12 262 метра, и это — абсолютный мировой рекорд.
Скважина бурилась для того, чтобы ученые и геологи могли изучать породы, находящиеся в недрах земли, и до сих пор с ней связывают множество легенд и мифов.
Алмаз считался самым твердым материалом, но теперь это уже не так
Драгоценный камень некоторое время назад потерял свой титул самого твердого материала в мире, уступив искусственным наноматериалам немного большей твердости. Сегодня открытое редкое натуральное вещество, по всей видимости, оставит всех прочих позади — оно на 58% тверже алмаза.
Зиченг Пэн из Шанхайского университета совместно с коллегами смоделировал, как атомы двух веществ могут взаимодействовать друг с другом. Первый — вюрцит бор нитрид имеет сходную с алмазом структуру, но состоит из других атомов. Второй — минерал лонсдейлит, или гексагональный алмаз, состоит из атомов углерода, таких как алмаз, но они организованы по-другому.
Оба материала не часто встречаются в природе. Редкое вещество лонсдейлит формируется, когда метеориты, содержащие графит падают на Землю, а вюрцит бор нитрид формируется в процессе вулканических извержений при высоких температурах и давлении.
Мы привыкли считать, что в Солнечной системе 9 планет. Что изменилось
Раньше считалось, что в нашей Солнечной системе 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Хотя в научном мире всегда говорили о 11 планетах, к имеющемуся списку добавляли Эриду и Цереру. Хотя к школе это знание уже не относилось.
В 2006 году Плутон исключили из списка планет, и внесли эту информацию в школьную систему. Это космическое тело признано карликовой планетой и является самым крупным объектом пояса Койпера.
Дело в том, что, хоть Плутон и вращается на орбите вокруг Солнца и имеет шарообразную форму, он не способен очистить свою орбиту от других небесных объектов. Небесные тела, находящиеся на орбите Плутона, обладают практически той же массой, что и сама планета. По этой причине Плутон не может «поглотить» их. Из-за размеров и своеобразной орбиты Плутон стали относить в число карликовых планет.
Каждый школьник знал, что больше всего людей — в Китае. Но теперь это не так
В СССР учили: в Китае живет больше всего людей в мире. Справедливости ради, так было до недавнего времени. Население Индии на конец 2022 года, по оценке World Population Review (WPR), составило 1,417 млрд человек, что на 5 млн больше, чем в Китае, где показатель, согласно официальным данным, составил 1,412 млрд.
По прогнозу ООН, отрыв Индии от Китая по численности населения в ближайшее годы значительно увеличится. К 2050 году, считают в организации, индийское население составит 1,688 млрд человек, в то время как в Китае будет проживать 1,317 млрд человек.
Почему мы заблуждаемся, когда по привычке думаем, что главный поставщик кислорода на планете — деревья
Зеленые леса считались самым главным источником кислорода в знаниях прошлого века. Но подавляющую часть кислорода в мире производят не джунгли Амазонки или леса Сибири. Они действительно создали кислородную атмосферу Земли, но есть один важный факт: большая часть кислорода расходуется самими же лесами.
Самым крупным поставщиком кислорода на планете является океан. А точнее его жители — фитопланктон. Микроскопические океанические водоросли, невидимые простым глазом, наблюдаются в океане в очень большом количестве (порядка миллиона миллиардов) и вырабатывают в 10 раз больше кислорода, чем ему нужно для дыхания.
Нет носков или носок? Советские учителя были бы не в восторге от изменившихся правил
Известно, что русский язык, как и любой другой, все время меняется. Русская орфография частично корректируется постоянно, чаще всего, кстати, — в сторону упрощения. Так что сегодня многие правила, которые старшее поколение учило в школе еще во времена СССР, стали не актуальны.
О том, как правильно говорить, «носок» или «носков», нам всем рассказывали еще в школе. Учителя даже придумали специальную формулу, по которой дети якобы могли запомнить окончания слов «носки» и «чулки» во множественном числе. Звучала она так: чем короче предмет, тем длиннее слово.
По меньшей мере три авторитетных словаря — Орфографический, Орфоэпический и Словарь трудностей русского языка — предлагают нам две равноправные формы: «нет носков» и «нет носок». «Равноправные» — значит, никакой разницы между ними нет, выбирайте любую, в неграмотности вас не уличат.
Хотя, похоже, привела к такому положению вещей именно малограмотность, не могли люди запомнить, что говорить надо «нет чулок» — но «нет носков», вот и смешивались постоянно формы «носков» — «носок». В результате пришлось форму узаконить. С «чулками», правда, такого не произошло: ни один словарь не предлагает нам говорить «нет чулков».