92-летняя Настасья из «Белого солнца пустыни». Как сегодня выглядит Раиса Куркина и почему осталась одна

Ольга Касьянова,
редакция Femmie

Актрисе, сыгравшей Настасью в "Белом солнце пустыни", 7 октября исполнится 93 года.

К/ф «Белое солнце пустыни» / Мосфильм, Ленфильм

Раисе Куркиной часто приходилось играть простых русских женщин — терпеливых, преданных, умеющих жертвовать собой. Таких, как Настасья, жена таможенника Верещагина из культового фильма «Белое солнце пустыни». Кстати, в жизни Куркина была очень похожа на свою героиню — она хранила верность и не прощала предательства и обмана. Поэтому, узнавая об измене мужей, без раздумий подавала на развод. Как живет сейчас 92-летняя актриса и почему она осталась совсем одна?

Вместо театрального вуза Куркина устроилась в детский сад

В семье Раисы Куркиной никто не имел отношения к искусству. Правда, ее бабушка по линии отца в свое время была знаменитой на всю округу певуньей: послушать ее приходили даже из соседних деревень. А, по рассказам родных, бабушкин брат еще в молодости сбежал с какой-то проезжей актерской труппой.

Тем не менее, Рае в детстве нет-нет, да и приходила в голову мысль стать актрисой. В своих мечтах девочка видела себя такой же знаменитой, как Любовь Орлова или Марина Ладынина. А в старших классах Раиса уже твердо решила, что после школы будет поступать в театральный институт.

Но начавшаяся война нарушила планы девушки. И вместо театрального вуза она устроилась воспитательницей в детский сад, в котором проработала почти семь лет.

От волнения Раиса прочитала монолог слишком эмоционально

Только в 1950 году Куркина вновь вернулась к своей давней мечте и подала документы в Высшее театральное училище имени М. Щепкина.

Председателем приемной комиссии в тот год была Народная артистка СССР Вера Пашенная. Узнав об этом, Раиса распереживалась — как бы не оплошать перед легендарной актрисой. От волнения она прочитала приготовленный монолог Катерины из «Грозы» слишком эмоционально, с надрывом, буквально выкрикивая фразы.

Но Пашенная поняла, что девушка сильно волнуется и попросила прийти на следующий день прямо к ней на кафедру, чтобы прочитать в более спокойной обстановке.

Но Куркина не рискнула еще раз пройти испытание. Забрав документы из Щепки, она отнесла их в Московский институт востоковедения. Этот вуз был выбран не случайно: еще со школы Раисе хорошо давались языки и в старших классах она вполне свободно говорила по-французски. В институте девушка стала изучать английский и китайский.

К/ф «Гость с Кубани» / Мосфильм

Ульянов и Этуш посоветовали «не зарывать талант в землю»

Но тяга к актерству у Раисы все равно не пропала. Поэтому, став студенткой, она начала посещать самодеятельный театр «Каучук». Здесь она познакомилась с Михаилом Ульяновым и Владимиром Этушем, которых пригласили ставить спектакли с самодеятельными артистами. Они-то и заметили в Куркиной талант и посоветовали ей «ни в коем случае не зарывать его в землю».

Послушавшись советов, Раиса поступила в Щукинское училище на курс Веры Львовой. Закончив Щуку, стала актрисой Театра киноактера, в котором трудилась всю свою жизнь.

В 1955 году, еще во время учебы, состоялся дебют Куркиной в кино: в фильме «Гость с Кубани» она сыграла небольшую роль знатной комбайнерши. Затем последовало еще несколько эпизодических ролей в картинах «Ваня», «На острове дальнем», «Березы в степи».

В 1958 году Куркиной повезло поработать со знаменитым режиссером Иваном Пырьевым — в его картине «Идиот» по роману Федора Достоевского она сыграла Аделаиду Епанчину. Интересно, что роль матери ее героини в фильме исполнила Вера Пашенная. Та самая, которая когда-то принимала у Раисы экзамен.

К/ф «Идиот» /Мосфильм

Вернувшись со съемок Куркина узнала, что у мужа другая женщина

Еще на первом курсе училища Куркина познакомилась с театральным режиссером Борисом Скоморовским. Через некоторое время она вышла за Бориса замуж и родила дочь Ирину.

Первые годы до окончания училища молодые прожили в любви и согласии. Проблемы в семье начались сразу после получения дипломов.

Дело в том, что и Куркина, и Скомаровский сразу оказались востребованными. Бориса постоянно приглашали ставить спектакли в других городах, а Раиса много времени проводила в киноэкспедициях. Поэтому «пересекались» супруги довольно редко. Воспитанием же Иры большую часть времени занимались бабушка и дедушка.

Однажды, вернувшись со съемок очередного фильма, Куркина узнала, что у Скоморовского появилась другая женщина. При этом особенно обидным актрисе показалось, что муж променял ее на дочку заместителя министра внешней торговли.

Оскорбленная женщина, не задумываясь ни на минуту, указала неверному супругу на дверь.

Куркина стала для Мотыля не только женой, но и музой

В 1962 году Куркину пригласили на студию «Таджикфильм» и предложили сыграть роль врача в фильме «Дети Памира». Постановщиком картины был молодой режиссер Владимир Мотыль. С первых же дней работы он стал оказывать Раисе знаки внимания. Но Куркина, зная, что у Мотыля есть семья, не спешила отвечать ему взаимностью.

К/ф «Дети Памира» / Таджикфильм

Мотыль действительно уже больше 10 лет был женат на актрисе Людмиле Подаруевой, у них подрастала дочь. Причем женился режиссер, по его же словам, по большой любви.

Правда, в последние годы брак Мотыля дал трещину и неумолимо приближался к разводу. Поэтому Владимир и стал ухаживать за Куркиной.

Но Раиса, которая терпеть не могла супружеских измен и предательства, поставила Владимиру условие — их отношения начнутся только после того, как он будет свободен. И Мотыль, по уши влюбленный в актрису, тут же оформил развод.

Куркина стала для Мотыля не только женой, но и музой. За годы совместной жизни он снял ее в трех своих картинах — «Дети Памира», «Белое солнце пустыни» и «Звезда пленительного счастья».

«Я чувствовала свое сходство с Настасьей»

На роль Настасьи, жены таможенника Верещагина, Куркину, по просьбе Мотыля, утвердили без проб. По словам актрисы, она сразу же почувствовала свою героиню, ведь по сути ей предстояло сыграть … саму себя.

«Мне всегда было важно, чтобы в актере просвечивалась его сущность, помимо того, что требует от него режиссер… Я заразилась темой фильма и чувствовала свое сходство с Настасьей. Во мне также есть и терпение, и жертвенность. Ничего придумывать не пришлось», — говорила актриса.

К/ф «Белое солнце пустыни» / Мосфильм, Ленфильм

«Сидела и дрожала будто осиновый лист»

Снимаясь в «Белом солнце пустыни» Куркина чуть не утонула. Произошло это на съемках эпизода, когда Настасья выбрасывала из лодки оружие своего мужа.

По словам Куркиной, уже отплыв далеко от берега, она обнаружила, что лодка дырявая. А плавать актриса, выросшая в городских условиях, совсем не умела.

«Потом Мотыль мне сказал, что другой лодки, мол, не нашли. Слукавил Володя или на самом деле было так, я не знаю. Но помню, как сидела и дрожала будто осиновый лист. Пыталась даже вычерпывать воду из лодки, но это было практически невозможно — воды было много», — вспоминала актриса.

С Павлом Луспекаевым в к/ф «Белое солнце пустыни» / Мосфильм, Ленфильм

«Звезда пленительного счастья» стала последней работой Куркиной и Мотыля

Роль Настасьи Верещагиной не только принесла Раисе Куркиной известность, но и положила начало целому ряду других ярких работ в кино.

И хотя актриса появлялась на экране в основном в ролях второго плана и эпизодах, ей повезло сниматься во многих популярных картинах: «Белорусский вокзал», «Возвращение Святого Луки», «Черный принц», «Афоня», «Совесть».

К/ф «Белорусский вокзал» / Мосфильм
К/ф «Возвращение Святого Луки» / Мосфильм
К/ф «Афоня» /Мосфильм

В 1975 году Куркина вновь снялась в фильме своего мужа Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья». Она сыграла Софью Алексеевну Раевскую, дочь которой Мария стала женой декабриста Сергея Волконского.

Этот фильм стал последней совместной работой Куркиной и Мотыля. Вскоре после окончания съемок они расстались.

К/ф «Звезда пленительного счастья» / Ленфильм

Замечательная актриса с тяжелым характером

Причиной, как и в первом браке актрисы, стала супружеская неверность. Однажды, готовя одежду к стирке, Раиса обнаружила в кармане мужа записку весьма фривольного содержания.

Владимир Мотыль в документальном фильме «Тайны советского кино» / ТВЦ

И хотя Куркина была вне себя от гнева, Мотылю все же удалось тогда вымолить ее прощение. Прошло всего пару месяцев и ситуация повторилась: снова любовное письмо, написанное тем же женским почерком.

На этот раз Раиса была неумолима и сама подала на развод.

Владимир Мотыль и Людмила Подаруева в документальном фильме «Больше,чем любовь» /ГТРК «Россия — Культура», Студия » Фишка-фильм

Самое интересное, что, разойдясь с Куркиной, Мотыль ушел не к любовнице, а вернулся к первой жене Людмиле Подаруевой.

«В отличие от Раисы, Людмила не стала тогда ничего выяснять, ни в чем меня упрекать. И я по сей день благодарен ей за это», — говорил позже Владимир Мотыль.

Тем не менее, Мотыль никогда не сказал в адрес Куркиной ни одного плохого слова. А, вспоминая о ней в интервью, называл «замечательной актрисой, но с тяжелым характером».

Во второй раз вступив в брак, Людмила Подаруева и Владимир Мотыль прожили вместе более 30 лет, вплоть до смерти актрисы в 2008 году.

Поставив крест на личной жизни, Куркина все силы отдала работе

А Раиса Куркина, пережив два предательства, не только больше не вышла замуж, но даже близко не подпускала к себе мужчин. Поставив крест на своей личной жизни, она все силы отдала любимой работе.

В 70-80-х годах фильмы с участием актрисы один за другим появлялись на экране — «Жизнь и смерть Фердинанда Люса», «Два капитана», «Мимино», «Голубка», «Дождь в чужом городе», «Мужество», «Мелодия на два голоса», «Не могу сказать «прощай», «Картина» и многие другие.

В 1974 году Раисе Куркиной присвоили звание Заслуженная артистка РСФСР.

К/ф «Картина» / «Мосфильм» по заказу Гостелерадио СССР

В отличие от советского, с российским кинематографом у Куркиной не сложилось. Правда, в 90-х она еще снималась, хотя и не так активно, как раньше. А в 2000-х появилась всего в двух проектах — сериале «Евлампия Романова» и картине «МУР есть МУР».

К/ф «МУР есть МУР» / Кинокомпания «МакДос» при участии кинокомпании «Луч»

«Я снимаюсь где-то. Меня нет, бабушка заботится о ней»

Сегодня 92-летняя актриса живет одна в московской квартире. Ее единственная дочь Ирина от брака с Борисом Скоморовским еще в 90-х уехала на ПМЖ в Канаду.

Рассказывая о дочери, Раиса жалеет, что не уделяла в свое время девочке должного внимания, перепоручив ее заботам своих родителей.

«Я снимаюсь где-то. Меня нет, бабушка заботится о ней. Она думала, что мама живет, как актеры некоторые, а вот бабушка обо мне заботиться… Это я ведь предложила развод», — рассказывала актриса в одном из интервью.

И хотя Ирина постоянно зовет маму к себе, переезжать за океан Куркина не собирается. По ее словам, она не хочет нагружать своими проблемами родных людей. Кроме того, актриса находится в таком возрасте, когда уже страшно что-то менять в своей жизни.

«Единственной подкормкой моих небольших сил остаются воспоминания и возможность хотя бы мысленно общаться со своими близкими: у меня вся комната увешана их фотографиями», — говорит Куркина.

Раиса Куркина в телепередаче «Пусть говорят» 2018 год

«Я прожила счастливую жизнь»

Кстати, выглядит актриса для своих лет просто замечательно и по-прежнему сама о себе заботится — готовит, убирает. Тем не менее, к ней несколько раз в неделю приходит социальный работник: приносит продукты, помогает по хозяйству.

Теперь большую часть времени Куркина проводит за чтением любимых книг. А, глядя на фотографии, развешанные по стенам, актриса вспоминает прошлое.

«Я прожила счастливую жизнь. Судьба ко мне благоволила, а на пути попадались очень хорошие и талантливые люди», — говорит она.

55
3
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook