Рома — младший, и я всегда внушала ему, что старший брат для него это самый главный человек, он должен слушаться его, как маму и папу, бабушку и дедушку. А старшему, Вадиму, когда мы оставались наедине, обязательно рассказывала, как ему вести себя, чтобы младший брат его уважал. Вадима не никогда не ругала при Роме, заботилась о его авторитете. Но и Рому ругать не приходилось, потому что разбираться с ним — это была работа Вадима.
Я любила общаться с сыновьями и старалась найти игры, которые были бы и им интересны, и полезны для семьи. Очень удачной оказалась игра в войнушку: я обычно была командиром, а Вадим, как капитан по званию, докладывал мне обо всех ситуациях на поле битвы, пока я готовила обеды и ужины.
«Товарищ капитан, пройдите в казарму и посмотрите, чем занят рядовой Иванов (Роме тогда было несколько месяцев)!». Через несколько минут слышу сообщение: «Товарищ командир, разрешите доложить, рядовой Иванов описался!».
Когда нужно было сходить в магазин, я звала Вадима и отправляла его в служебную командировку в другой город, давая приказ, что он там должен добыть. Он старательно загибал пальчики, чтобы чего-нибудь не забыть. Садился на свой велосипед и кружил вокруг дома. А когда возвращался, по пальчикам рассказывал мне, что он купил для семьи, и в конце с гордостью сообщал, что, помимо всего, он купил мне красивое платье! Я была просто счастлива! Уже потом, когда он учился в школе, мои дети частенько с классом ездили на экскурсии в разные города, и учительница Елена Николаевна всегда мне рассказывала с восхищением, что только Вадим и Рома из всего класса тратили свои деньги на подарки маме, папе, бабушке и дедушке. Все остальные никогда даже не вспоминали о своих родных и покупали себе всякие вкусности. Я думаю, что наши игры воспитывали в детях внимательность, доброту и заботливость.
Младшего мы практически никогда не ругали, потому что он воспитывался при помощи волшебной шапки-невидимки. Однажды, когда Роме было года четыре и я работала в школе в младших классах, Вадим быстро завел меня на кухню, закрыл дверь и сообщил: «Мама, сейчас ты зайдешь в комнату и увидишь Рому. На нем будет папина шапка, и если на шапке две дырочки впереди, значит, ты его не видишь». Оказывается, он нашел где-то на чердаке отцовскую солдатскую шапку-панамку, и сказал брату, что эта шапка-невидимка. Только она работает, если Рома себя ведёт хорошо. А у того, кто ведет себя плохо, свойства этой шапки-невидимки теряются. Отличная оказалась игра!
Помню такой случай, прихожу домой, иду в свою комнату переодеваться, и вижу своего младшего, стоящего в углу комнаты в шапке-невидимке с двумя дырочками впереди. Ясное дело, я его в упор не вижу, но переодеться надо, а глаза у мальчика горят, что же он сейчас может увидеть недозволенное?! Медленно снимаю блузку, а сама думаю, что же предпринять? Ура, придумала! Кричу: «Вадик, я же забыла тебе сказать!» — и с этими словами выбегаю из комнаты. «Вадик, выручай, зови этого любопытного, любыми способами выводи его из моей комнаты». Потом возвращаюсь, чтобы продолжить переодевание и наблюдаю, как Роман, услышав зов брата, нехотя, с таким ярким недовольством на лице, выходит из комнаты – ведь ослушаться нельзя, свойства шапочки теряются. Еще долго мы играли в эту замечательную игру, только когда сынок подрос, шапка куда-то задевалась…
Теперь, в семьях моих детей, порядки те же: старшие заботятся о младших, младшие любят старших.
Когда они приходят ко мне погостить, я удивляюсь их организованности. Старшая моя внучка Майя у младшего сына для всех непререкаемый авторитет (а ей ведь всего десять лет), она выслушивает их по любому поводу, жалеет, прижмет к себе, когда увидит, что кому-то из них плохо, больно или обидно, может и сама, в знак солидарности, вместе с ними поплакать. Младшие ее слушаются: Майя перед сном предупреждает меня, чтобы я не волновалась и ночью к ним не вставала, так как она сама почитает им книжку, ночью поведет их по очереди в туалет. А утром всех смешит рассказами о том, как они сонные встают, в каких позах спят, как она их укрывает. У себя дома дети по выходным дням стараются не будить рано своих родителей – такой у них уговор. Мама, конечно, с вечера все для детей приготовит, старшая накладывает каждому еду в тарелку, греет в микроволновке и кормит своих подопечных.
Дети по-настоящему растут добрыми. В других семьях я нередко видела, как один ребенок с криками что-то отнимает у другого, а у нас такого не было никогда. Младшая Таисия, увидев, что Майя лежит на диване без подушки, встает и подкладывает ей под голову подушку.
Похоже, что детям нравится о ком-то заботиться — при условии, конечно, что ребенок получает за это статус. И это касается не только наших детей. Моя внучка как-то пожаловалась своим родителям, что ее в детском саду постоянно обижает мальчик Ваня, толкает, дергает за косички. Хорошо, и что делать? На следующий день утром в приемной комнате группы папа попросил дочку позвать этого мальчика к себе, усадил его рядом, поздоровался, пожав тому руку, и на полном серьезе попросил Ваню защищать Майю, так как она дома рассказала родителям о том, что самый сильный в группе именно он. С какой гордостью Ваня дал обещание, что с этого дня никто не посмеет обидеть Майю, он всегда будет ее защищать! И волки сыты, и овцы целы!
Может быть, этот принцип приживется и в вашей семье? Старшие заботятся о младших, младшие любят и слушаются старших.
Автор: Равиля Вавилова