История косметики. Тушь: от свинцового блеска до «первой современной косметики для глаз»

Алексей,
редакция Femmie

С глубокой древности и до наших дней женщины пользуются косметикой. Не мудрено, что многие продукты, наполняющие косметички современных женщин, были изобретены не одно столетие назад.

1. Древний Египет

египет 1.jpg

Прообраз первой туши для ресниц появился еще в Древнем Египте. Черную краску для глаз изготавливали на основе природных красителей различного происхождения – древесного угля, галенита (сульфида свинца, или, по-старинному «свинцового блеска»), сурьмы. В качестве связующего элемента использовались растительные масла и животные жиры. Тушь наносили на верхнее веко и ресницы, ею же чернили брови.

Египетские красавицы, ресницы которых, надо полагать, были и без того довольно темными, использовали макияж вовсе не для того, чтобы выглядеть привлекательнее. Считалось, что обильный мейкап отгоняет злых духов, а также защищает глаза от «прелестей» обитания в пустыне – летнего зноя, резких перепад температур, палящего солнца и песка.

Надо сказать, что краска на основе сурьмы действительно обладала бактерицидными и антисептическими свойствами. Угольная тушь защищала глаза не настолько эффективно, однако и вреда от нее особенного не было. А вот соединения свинца таили в себе реальную опасность – злоупотребление такой косметикой грозило полной потерей зрения.

2. Древняя Греция и Рим

2.jpg

В отличие от египтянок, женщины Древней Греции и Рима не боялись ни злых духов, ни жаркого солнца пустыни и использовали макияж исключительно в декоративных целях. Однако, несмотря на то, что философия мейкапа изменилась, рецепты косметических средств остались прежними. Подобно египтянам, римляне и греки экспериментировали со свинцом и сурьмой.

Конечно, античные врачи знали о последствиях от такого рода окрашивания. Чтобы решить эту проблему, стоило лишь вычеркнуть из рецептуры свинец, но сделать это было не так-то просто. Дело в том, что в течение многих столетий сурьму, свинец, а также олово считали разными видами одного и того же металла. Скажем, Плиний Старший называл олово «плюмбум альбум», а свинец — «плюмбум нигрум». Турецким словом sürmä могли обозначать как саму сурьму (химический элемент Stibium – Sb), так и порошок свинцового блеска (сульфид свинца – PbS).

Таким образом, единственное, что могли предложить медики – это отказаться от всех металлических или полуметаллических соединений в производстве косметики, оставив лишь безопасные растительные ингредиенты – сажу, например.

Но без свинца и сурьмы краска становилась менее стойкой, в цвет менее насыщенным. Разумеется, потребитель был против. Единственное, что спасало дам античности от поголовной слепоты – это стойкость окрашивания. Наносить «металлическую» тушь нужно было не как сегодня, каждый день, а гораздо реже.

3. Средние века и Новое время

новое время.jpg

Христианская церковь, самый влиятельный социальный институт в эпоху Средневековья, начиная с V века нашей эры, развернула масштабную кампанию против греховности человеческой натуры.

Женщинам строго-настрого запретили вводить мужчин в заблуждение, пытаясь сделать свое бренное тело чуточку красивее, чем оно есть на самом деле. За использование губной помады можно было легко угодить на костер.

Чтобы окончательно избавиться от флёра сексуальности в своем облике, средневековым аристократкам предписывалось, в том числе, выщипывали брови и ресницы. Словом, красить было просто нечего.

Эпоха Возрождения и последующие за ней столетия вернули интерес общества к декоративной косметике. Однако никаких доказательств использования туши для ресниц или подводки в это время не найдено. Вероятно, девушки все же подкрашивали глаза, но не делали из этого большого события.

С уверенностью можно утверждать лишь то, что к Новому времени античные рецепты туши успели изрядно подзабыться, и европейским модницам, желающим подчеркнуть выразительный взгляд, скорее всего, приходилось «изобретать велосипед» заново.

4. XIX век

4.jpg

К проблеме красоты ресниц Европа вернулась только в XIX столетии.

Британская королева Виктория, чьи именем была названа целая эпоха, пропагандировала отказ от декоративной косметики в пользу естественной красоты. Приличным девушкам рекомендовалось пощипывать себя за щеки, чтобы придать лицу свежий вид, а чтобы ресницы росли густыми и длинными следовало использовать касторовое масло.

юджин риммель.jpg

В 50-х годах XIX века Юджин Риммель, сын известного французского парфюмера, сам прославившийся на косметическом поприще, представил на суд публики «красящий камень» – черную краску для ресниц, спрессованную в аккуратный брикет и снабженную щеточкой для нанесения. В состав «камня» входил хорошо известный природный краситель уголь, а в качестве связующего вещества выступал вазелин.

Тогда, в середине позапрошлого столетия, модницы отнеслись к новинке скептически. Самые отчаянные использовали «камень» в качестве подводки, но наносить на ресницы не решались.

Впрочем, время расставило всё по своим местам. Сегодня именно Юджину Риммелю приписывают авторство первой туши, а слово rimmel закрепилось в ряде языков мира в качестве обозначения «краски для ресниц».

5. Первая половина XX века

5.jpg

Следующим после Риммеля трюк с вазелином и угольной пылью повторил американский химик Т. Л. Уильямс в 1915 году. Согласно официальной легенде, Уильямс застал свою младшую сестру Мейбл за изготовлением краски для ресниц аналогичного состава и решил оказать ей профессиональную помощь.

Результатом его работы стал продукт под названием «Lash-Brow-Ine», который Уильямс пытался запустить в продажу. Увы, спрос на краску был не особенно высок. Тогда изобретатель решил доработать новинку: он переименовал продукт в Maybelline (Mabel + Vaseline) и уложил его в маленькую коробочку, снабдив её удобной щеточкой для нанесения.

Когда дела Уильямса пошли в гору, в гонку за внимание женской аудитории вступил гигант косметической промышленности Мах Factor. Конкурировать с дешевой (тушь от Maybelline стоила всего 10 центов) «современной косметикой для глаз на каждый день» было довольно сложно. Но Фактор нашел выход – в состав своей туши для ресниц он включил карнаубский воск, придающий ресницам выразительный блеск.

В конце 30-х годов XX века, когда густо накрашенным ресницам девушек уже никто не удивлялся, перед производителями туши возникла новая проблема: как сделать краску для глаз устойчивой к воде.

Первая разработка подобного рода увидела свет в 1938 году. Её запатентовала австрийская певица Хелена Винтерштейн-Камберски, у которой регулярно возникали проблемы с макияжем во время выступлений. К несчастью, изобретение оказалось не самым удачным – тушь плохо пахла и вызывала сильнейшую аллергию.

6. Вторая половина XX века

елена рубинштейн.jpg

В 1958 году владелица одноименного бренда Элена Рубинштейн совершила революцию в мире декоративной косметики.

Она разработала новую жидкую формулу туши и революционную упаковку для этого продукта – хорошо знакомый нам цилиндрический тюбик с кисточкой, встроенной в крышку.

7.jpg

Примерно в это же время Рубинштейн запустила в продажу новую водостойкую тушь, не вызывающую аллергических реакций.

В 1960-м году, в ответ на веяния моды, на рынке появилась первая цветная тушь. Новинку представили сразу 2 косметических бренда – Revlon и Мах Factor.

А в 1988 году в косметичках девушек появилась Мах Factor No Color – бесцветная тушь, укрепляющая и подпитывающая ресницы.

тушь и тушь.jpg

Автор: Валентина Гольцберг

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook