Самое интересное об искусстве быть женщиной
В нашем канале в Яндекс Zen Femmie.ru вы найдете экспертные советы по последним трендам, научитесь отличать устаревшую и безвкусную одежду от актуальной, а также подбирать любую вещь по фигуре. Обзор брендовых коллекций и модных образов - все, чтобы вы не совершали модных ошибок и удивляли своим вкусом.
Подпишитесь!
1. Древний Египет
Прообраз первой туши для ресниц появился еще в Древнем Египте. Черную краску для глаз изготавливали на основе природных красителей различного происхождения – древесного угля, галенита (сульфида свинца, или, по-старинному «свинцового блеска»), сурьмы. В качестве связующего элемента использовались растительные масла и животные жиры. Тушь наносили на верхнее веко и ресницы, ею же чернили брови.
Египетские красавицы, ресницы которых, надо полагать, были и без того довольно темными, использовали макияж вовсе не для того, чтобы выглядеть привлекательнее. Считалось, что обильный мейкап отгоняет злых духов, а также защищает глаза от «прелестей» обитания в пустыне – летнего зноя, резких перепад температур, палящего солнца и песка.
Надо сказать, что краска на основе сурьмы действительно обладала бактерицидными и антисептическими свойствами. Угольная тушь защищала глаза не настолько эффективно, однако и вреда от нее особенного не было. А вот соединения свинца таили в себе реальную опасность – злоупотребление такой косметикой грозило полной потерей зрения.
2. Древняя Греция и Рим
В отличие от египтянок, женщины Древней Греции и Рима не боялись ни злых духов, ни жаркого солнца пустыни и использовали макияж исключительно в декоративных целях. Однако, несмотря на то, что философия мейкапа изменилась, рецепты косметических средств остались прежними. Подобно египтянам, римляне и греки экспериментировали со свинцом и сурьмой.
Конечно, античные врачи знали о последствиях от такого рода окрашивания. Чтобы решить эту проблему, стоило лишь вычеркнуть из рецептуры свинец, но сделать это было не так-то просто. Дело в том, что в течение многих столетий сурьму, свинец, а также олово считали разными видами одного и того же металла. Скажем, Плиний Старший называл олово «плюмбум альбум», а свинец — «плюмбум нигрум». Турецким словом sürmä могли обозначать как саму сурьму (химический элемент Stibium – Sb), так и порошок свинцового блеска (сульфид свинца – PbS).
Таким образом, единственное, что могли предложить медики – это отказаться от всех металлических или полуметаллических соединений в производстве косметики, оставив лишь безопасные растительные ингредиенты – сажу, например.
Но без свинца и сурьмы краска становилась менее стойкой, в цвет менее насыщенным. Разумеется, потребитель был против. Единственное, что спасало дам античности от поголовной слепоты – это стойкость окрашивания. Наносить «металлическую» тушь нужно было не как сегодня, каждый день, а гораздо реже.
3. Средние века и Новое время
Христианская церковь, самый влиятельный социальный институт в эпоху Средневековья, начиная с V века нашей эры, развернула масштабную кампанию против греховности человеческой натуры.
Женщинам строго-настрого запретили вводить мужчин в заблуждение, пытаясь сделать свое бренное тело чуточку красивее, чем оно есть на самом деле. За использование губной помады можно было легко угодить на костер.
Чтобы окончательно избавиться от флёра сексуальности в своем облике, средневековым аристократкам предписывалось, в том числе, выщипывали брови и ресницы. Словом, красить было просто нечего.
Эпоха Возрождения и последующие за ней столетия вернули интерес общества к декоративной косметике. Однако никаких доказательств использования туши для ресниц или подводки в это время не найдено. Вероятно, девушки все же подкрашивали глаза, но не делали из этого большого события.
С уверенностью можно утверждать лишь то, что к Новому времени античные рецепты туши успели изрядно подзабыться, и европейским модницам, желающим подчеркнуть выразительный взгляд, скорее всего, приходилось «изобретать велосипед» заново.
4. XIX век
К проблеме красоты ресниц Европа вернулась только в XIX столетии.
Британская королева Виктория, чьи именем была названа целая эпоха, пропагандировала отказ от декоративной косметики в пользу естественной красоты. Приличным девушкам рекомендовалось пощипывать себя за щеки, чтобы придать лицу свежий вид, а чтобы ресницы росли густыми и длинными следовало использовать касторовое масло.
В 50-х годах XIX века Юджин Риммель, сын известного французского парфюмера, сам прославившийся на косметическом поприще, представил на суд публики «красящий камень» – черную краску для ресниц, спрессованную в аккуратный брикет и снабженную щеточкой для нанесения. В состав «камня» входил хорошо известный природный краситель уголь, а в качестве связующего вещества выступал вазелин.
Тогда, в середине позапрошлого столетия, модницы отнеслись к новинке скептически. Самые отчаянные использовали «камень» в качестве подводки, но наносить на ресницы не решались.
Впрочем, время расставило всё по своим местам. Сегодня именно Юджину Риммелю приписывают авторство первой туши, а слово rimmel закрепилось в ряде языков мира в качестве обозначения «краски для ресниц».
5. Первая половина XX века
Следующим после Риммеля трюк с вазелином и угольной пылью повторил американский химик Т. Л. Уильямс в 1915 году. Согласно официальной легенде, Уильямс застал свою младшую сестру Мейбл за изготовлением краски для ресниц аналогичного состава и решил оказать ей профессиональную помощь.
Результатом его работы стал продукт под названием «Lash-Brow-Ine», который Уильямс пытался запустить в продажу. Увы, спрос на краску был не особенно высок. Тогда изобретатель решил доработать новинку: он переименовал продукт в Maybelline (Mabel + Vaseline) и уложил его в маленькую коробочку, снабдив её удобной щеточкой для нанесения.
Когда дела Уильямса пошли в гору, в гонку за внимание женской аудитории вступил гигант косметической промышленности Мах Factor. Конкурировать с дешевой (тушь от Maybelline стоила всего 10 центов) «современной косметикой для глаз на каждый день» было довольно сложно. Но Фактор нашел выход – в состав своей туши для ресниц он включил карнаубский воск, придающий ресницам выразительный блеск.
В конце 30-х годов XX века, когда густо накрашенным ресницам девушек уже никто не удивлялся, перед производителями туши возникла новая проблема: как сделать краску для глаз устойчивой к воде.
Первая разработка подобного рода увидела свет в 1938 году. Её запатентовала австрийская певица Хелена Винтерштейн-Камберски, у которой регулярно возникали проблемы с макияжем во время выступлений. К несчастью, изобретение оказалось не самым удачным – тушь плохо пахла и вызывала сильнейшую аллергию.
6. Вторая половина XX века
В 1958 году владелица одноименного бренда Элена Рубинштейн совершила революцию в мире декоративной косметики.
Она разработала новую жидкую формулу туши и революционную упаковку для этого продукта – хорошо знакомый нам цилиндрический тюбик с кисточкой, встроенной в крышку.
Примерно в это же время Рубинштейн запустила в продажу новую водостойкую тушь, не вызывающую аллергических реакций.
В 1960-м году, в ответ на веяния моды, на рынке появилась первая цветная тушь. Новинку представили сразу 2 косметических бренда – Revlon и Мах Factor.
А в 1988 году в косметичках девушек появилась Мах Factor No Color – бесцветная тушь, укрепляющая и подпитывающая ресницы.
Автор: Валентина Гольцберг