Рассказываем о 10 самых распространенных фразах, которые родители говорят своим детям по поводу еды, как дети на них реагируют и как можно их перефразировать для наилучшего результата.
Вы сравниваете
Вы говорите: «Смотри, твоя (сестра, брат, двоюродный брат, друг) ест эту еду, бери с них пример».
Как эту фразу воспринимает ребенок: «Он / она лучше меня, так как едят лучше, чем я».
Лучше сказать: «Я знаю, что тебе когда-нибудь понравится такая еда. Нужно время, чтобы научиться любить новую еду».
Обоснование: вместо чувства неполноценности прививайте ребенку уверенность в том, что он полюбит подобную пищу в свое время.
Вы возмущаетесь вкусами ребенка
Вы говорите: «Раньше ты любил чернику – ты такой придирчивый!»
Перевод: «Может быть, я всегда буду таким придирчивым?»
Лучше всего: не обращайте внимания на придирчивое питание. Вместо этого, сделайте прием пищи для ребенка приятным опытом.
Обоснование: избегайте маркировки детей как «придирчивых», поскольку это нормальная стадия развития.
Вы наказываете едой
Вы говорите: «В последний раз говорю, нет, ты не получишь мороженого!»
Перевод: «Я больше никогда не получу мороженое!»
Лучше сказать: «У нас сейчас нет мороженого, потому что обед через полчаса. У нас будет один день на этой неделе для десертов».
Обоснование: дети воспринимают слово «нельзя» намного лучше, когда они знают, почему они не могут что-то получить и когда у них такая возможность появится.
Вы ограничиваете в пространстве
Вы говорите: «Ты съел очень мало. Съешь еще немного, а затем можешь уйти из-за стола».
Перевод: «Мама / папа лучше знают, когда я закончу есть, и для них не имеет значения, чувствую ли я голод внутри или нет».
Лучше сказать: «Убедись, что ты насытился, потому что следующий прием пишу будет лишь через несколько часов».
Обоснование: когда дети сами отвечают за то, сколько они съели, они учатся эффективно справляться с голодом.
Вы награждаете едой
Вы говорите: «Если вы съедите несколько овощей, я дам вам десерт».
Перевод: «Я не могу дождаться того дня, когда мне не придется есть овощи и я смогу сразу перейти к десерту».
Лучше: вместо занудных просьб, предлагайте детям вкусные овощи и последовательно приучайте их к здоровому питани.
Обоснование: исследования показывают, что дети учатся отдавать предпочтение наградной пище, а не «есть».
Вы делаете из приема пищи достижение
Вы говорите: «Хорошая работа!» (после того, как ребенок съел больше, чем обычно)
Перевод: «Мама и папа гордятся мной, когда я ем больше еды или опустошаю всю тарелку».
Лучше сказать: «Ты всегда хорошо ешь, когда слушаешь свой животик».
Обоснование: хвалить детей есть больше пищи – значит учить их тому, что количество важнее реального аппетита.
Вы настаиваете на приеме пищи
Вы говорите: «Съешь это, это хорошо для тебя».
Перевод: «Это невкусно, но нужно съесть».
Лучше сказать: «Это, действительно, очень вкусно, попробуй – тебе должно понравится!»
Обоснование: исследования показывают, что вкус правит предпочтениями детей в еде, и они выигрывают от получения дополнительной информации о новом продукте.
Вы заманиваете едой
Вы говорите: «Если будешь хорошо себя вести в магазине, получишь печенье», или «Если не прекратишь делать это, не получишь мороженое сегодня вечером».
Перевод: «Каждый раз, когда я веду себя хорошо, я должен получать что-то вкусное!»
Лучше: заранее сообщите ребенку о последствиях, которые произойдут, если они будут плохо себя вести – и к еде это совершенно не относится.
Обоснование: подумайте о долгосрочных последствиях постоянного обогащения продуктами питания. Например, в исследовании, опубликованном в 2003 году о пищевом поведении, дети, которые получали/не получали еду в качестве вознаграждения/наказания, взрослея, чаще склонны к перееданиям и диетам.
Вы диктуете правила
Вы говорите: «Я не разрешаю тебе часто есть сладкое, потому что это плохо для тебя»
Перевод: «Мне нравится все, что на самом деле плохо для меня (плохо = удовольствие)».
Лучше сказать: «Торт и многие сладости – это не еда, которую мы едим все время. Торт можно будет съесть на этих выходных на дне рождении друга или в гостях».
Обоснование: маркировка продуктов питания как «хороших» и «плохих» создает у ребенка неверное суждение о еде. Вместо этого объясните детям, что все продукты вписываются в сбалансированную диету, основанную на частоте приема пищи.
Вы подстраиваетесь под капризы
Вы говорите: «Тебе не нравится ужин? Хочешь, я сделаю тебе что-нибудь еще?»
Перевод: «Я никогда не должен соглашаться на то, что есть, потому что мама / папа всегда будут давать лишь мои любимые блюда!»
Лучше сказать: «У нас у всех одна и та же еда на ужин. Иногда ты получаешь свои любимые блюда, а иногда я готовлю то, что нравится другим членам семьи».
Обоснование: совместное питание учит детей, что еда – это семейное дело, и это побуждает их привыкать со временем к более широкому ассортименту пищи.