Эстетика черно-белого кино и фотографии середины ХХ века завораживает и действует на зрителей магнетически спустя многие десятилетия. Это утверждение относится и к фотографии Робера Дуано «Поцелуй у Отель-де-Виль», ставшей символом Парижа.
История создания снимка
В 1950 году по заказу журнала Life французский фотограф выполнял серию работ с романтическим изображением парижских улиц. Снимки Дуано «Поцелуй в кафе», «Букет нарциссов» и «Поцелуй в Версале» интересны с художественной точки зрения, однако популярность автору принесли не они. В искусстве фотографии всегда ценился выхваченный объективом из вороха жизненных событий момент, остановившееся мгновенье бытия. Таким сюжетом, который поразил миллионы людей своей, стал чувственный поцелуй пары, снятой на фоне городской мэрии среди бегущих по своим делам парижан.
В 50-е годы французский кинематограф изобиловал сюжетами чувственной любви. «Лифт на эшафот» и «Любовники» с Жанной Моро, «Монпарнас 19» с Жераром Филиппом, фильмы с Жаном Гобеном и юной Бриджит Бордо… Послевоенный кинематограф жаждал любви, она буквально выплескивалась с экранов и затапливала сердца зрителей. Робер Дуано поддался общему порыву и создал свой шедевр, который имеет второе название — «Поцелуй у городской мэрии».
Снимок, растиражированный миллионы раз, стал символом города, восхваляющим свободное поведение и чувственность в эпоху пуританских 50-х годов. Сам Дуано, слегка кокетничая, говорил о своей работе как о фотографии-проститутке — она лишена глубокого смысла, поверхностна и не представляет интереса как объект искусства. Автор считал более удачными свои снимки освобожденного от немцев Парижа, центром композиции которых также являются целующиеся пары.
Разрушение мифа
После того, как знаменитую фотографию напечатали на постере в 1986 году, сразу несколько человек заявили о том, что они не давали разрешения на демонстрацию изображения эпизода из их личной жизни. На роль героев «Поцелуя у Отель-де-Виль» одновременно претендовали супруги Жан и Денис Лавернь и некая Франсуаза Дельбар. Они подали на фотографа иск в суд, требуя возмещения морального ущерба и получения гонорара за эту и дальнейшие публикации работы.
Робер Дуано был вынужден приоткрыть завесу тайны и признаться, что снимок является постановочным, а все целующиеся любовники, снятые им в 50-х годах, моделями. Героями скандальной работы выступили начинающие актеры Франсуаза Борнэ и Жак Карто. Напечатанную фотографию Дуано оставил паре на память с автографом и комментарием, что передает ее не для личного пользования — снимок сделан по заказу журнала.
Скандальное разоблачение не снижает ценности и очарования работы Дуано. Увидеть Париж и умереть! Мечтать и верить, что фантазии рано или поздно воплотятся в жизнь. Перефразировав известное выражение, в адрес фотографии Робера Дуано можно смело заявить: «Увидеть «Поцелуй у Отель-де-Виль» и влюбиться в Париж навсегда!»