Фильм «Место встречи изменить нельзя» вышел на телеэкраны в 1979 году. Варя Синичкина на руках с подкидышем в финальном кадре навсегда врезалась в память зрителям. На съемках Владимир Высоцкий помог справиться с тяжелыми чувствами молодой актрисе Наталье Даниловой, пережившей трагедию с собственным ребенком.
Самая звездная роль
Хотя она сыграла в кино до и после этого пятисерийного телевизионного фильма более 50 ролей, но «проснулась знаменитой» Наталья именно после первого выхода сериала на экран. Согласилась Данилова принять участие в пробах на роль после уговоров Владислава Стржельчика. Он сам планировал сыграть Груздева, но не сложилось.
На роль Вари Синичкиной было много претенденток. Владимир Высоцкий уговаривал Говорухина снять свою жену Марину Влади. Но советское киноруководство отвергло категорически такое предложение. Играть должна была только наша гражданка с безупречной репутацией, а не легкомысленная француженка. В итоге, после просмотра кинопроб 20 актрис, худсовет утвердил Данилову.
По мнению критиков, сюжетная линия об истории любви Вари и Володи Шарапова внесла в сериал трогательную яркую краску. Без нее фильм был бы менее драматичным и сухим.
Кстати, не Марина Влади, а ее младший сын все-таки «засветился» в одном эпизоде с Натальей Даниловой. Он сыграл беспризорника, которого в самом начале картины ловит на улице доблестная Варя Синичкина.
Высоцкий объяснил, что значит быть актрисой
Считавшая свою роль Вари в фильме довольно примитивной, Данилова признавалась в интервью, что далась она ей непросто.
Съемочная группа долго билась со сценой первой встречи Синичкиной с малышом. Разгневанный Говорухин не понимал, в чем проблема. Разве так сложно молодой женщине перепеленать ребенка? Он остановил съемку.
Высоцкий потребовал принести коньяка для Натальи. Приняв «лекарство», Данилова рассказала Владимиру Семеновичу свою сокровенную боль. У нее была прекрасная семья, любящий муж, режиссер Асхаб Абакаров. Он трагически погиб за три года до съемок «Места встречи».
А еще раньше, когда они жили счастливо и ничто не предвещало беды, случилась в их семье первая трагедия. Из-за ошибки врачей, принявших беременность за какую-то женскую болезнь, Наталье пришлось сделать аборт. В итоге Данилова не смогла больше иметь детей.
Эта драма настойчиво всплывала в ее памяти на съемках сцены пеленания ребенка…
Наталья Данилова снималась в кино с 13 лет, она была одной из ведущих актрис в БДТ, опыта ей хватало. Но вот справиться с сильным эмоциональным потрясением актрисе помог Высоцкий, ставший на время ее личным психологом.
Через полчаса после «сеанса психотерапии» Наталья вышла на площадку и блестяще сыграла сцену. За моральную поддержку Наталья Юрьевна искренне благодарна Владимиру Семеновичу. Она при случае всегда утверждает, что ни разу не видела Высоцкого пьяным, хотя они много общались за рамками профессии.
Новый финал
По сценарию героиню Даниловой в фильме убивают бандиты. Точно такой сюжет и в книге Вайнеров. Но комиссия Гостелерадио постановила изменить финал. К слову, Владимир Высоцкий был тоже категорически против смерти Синичкиной.
Говорухин использовал забытый прием, когда титры шли на изображении самой пронзительной сцены. На крупном плане Варя прижимает к груди ребенка и смотрит на зрителя глазами, полными слез. Данилова говорит, что благодаря этому ее узнавали все — от наших алкоголиков до зарубежных принцев.
Озвучила роль Синичкиной в кино другая актриса, Наталья Рычагова (исполнительница роли Маши Белкиной в фильме «Офицеры»).
Желанный хаос
Наталья Данилова встречалась с Высоцким еще раз на съемках фильма Швейцера по «Маленьким трагедиям» Пушкина.
А потом начались новые большие трагедии в жизни самой актрисы. После более-менее благополучных 1980-х годов в распавшейся стране наступил хаос. Он совпал со смертью второго мужа и мамы Натальи.
Она осталась одна, без работы, без близких. Собирала пустые бутылки в сквере, чтобы купить себе хлеб. Продавала вещи. Заболела, не было денег даже на лекарства, об еде почти не вспоминала.
Наталья Юрьевна говорила, что хаос поселился и у нее в голове, и дома. Ей ничего не хотелось, не убирать, не мыть. В какой-то момент актриса поймала себя на мысли, что привыкла к этому состоянию и ей уже даже с ним стало как-то комфортно.
Увидев однажды в этом страшном беспорядке красивую акварель из беззаботного своего прошлого, Наталья как будто очнулась. Поняла, что надо жить дальше, радоваться каждому дню. Ведь ее близкие ушли рано из жизни может быть для того, чтобы она смогла завершить на Земле за них какие-то важные дела.
Данилова стала понемногу возвращаться в профессию, сначала дубляж, потом театр, новые фильмы.
Сегодня Наталья Юрьевна востребованная успешная актриса. И все-таки «Место встречи» и Варя Синичкина остаются в памяти зрителей самой запоминающейся визитной карточкой Даниловой.