Народный артист РСФСР Александр Михайлов известен зрителям по многим ролям. Это и Павел Зубов из фильма «Мужики», и Виктор Фролов из «Одиноким предоставляется общежитие», и Гидо Торстенсен из «Похищения Савойи». Но настоящая всенародная любовь пришла к актеру после фильма «Любовь и голуби», где он сыграл простоватого Васю Кузякина. По словам самого Михайлова, именно после этой роли его стали узнавать на улицах.
Хотя в этом году Александру Яковлевичу исполнилось 75 лет, он по-прежнему полон творческих сил. Правда, в кино теперь Михайлов снимается не часто, отказываясь от ролей в низкопробных сериалах и кровавых боевиках. Зато с удовольствием играет в театре и ездит по стране с концертами. Итак, как же он выглядит и чем занимается сегодня?
«Все, сынок! Или море, или я»
В молодости у Саши Михайлова была одна только страсть — море. Закончив ремесленное училище, парень 2 года плавал на рыболовном сейнере. И быть бы ему сейчас капитаном или во всяком случае старшим механиком, если бы во время одного из рейсов не случился сильный шторм.
«Сейнеры покрывались ледовым наростом, тяжелели и уходили на дно. То, что наше судно вернулось в порт, было чудом — нас уже и не ждали. На причале меня встречала мама. И первое, что она сказала: «Все, сынок! Или море, или я». И я списался на берег: единственный сын, я не мог заставлять маму страдать».
Саша рассчитывал годик-другой пересидеть на берегу, пока мама не успокоится, а потом снова уйти в море. И даже не представлял, что совсем скоро (по словам самого артиста) жизнь предложит ему неплохую замену.
«После спектакля я, потрясенный, прощался с океаном»
Совершенно случайно Александр попал на дипломный спектакль студентов театрального института и понял, что «пропал».
«После спектакля я, потрясенный, пришел на берег и просидел там до рассвета. Я прощался с океаном. Просил прощения, потому что оказался во власти другой удивительной стихии. И тогда же я дал себе слово, что сделаю все возможное и невозможное, но стану актером».
Слово, данное самому себе на берегу Тихого океана, Михайлов сдержал. Закончив театральный ВУЗ, он стал артистом театра — вначале во Владивостоке, а затем в Саратове.
«Они искали парня, чтобы заменять Олега Янковского, который был ведущим артистом театра, но уже начал много сниматься. Выбор пал на меня. Мы с ним одного типа — худые, светловолосые, только я чуть повыше. Помню, как Олег приезжал со съемок и с восторгом и юмором рассказывал о московских артистах. Я ему по-хорошему завидовал и вскоре сам попал в кинематограф».
За 10 лет Михайлов снялся в 25 фильмах
Первый раз на экране Александр Михайлов появился, когда ему было почти 30 лет. Режиссер Федор Филиппов предложил артисту главную роль в своем новом фильме «Это сильнее меня». С работой Михайлов справился настолько блестяще, что после выхода картины его в буквальном смысле завалили предложениями.
За последующие 10 лет (с 1973 по 1983 год) Александр Михайлов снялся в 25 (!) фильмах. Причем в большинстве из них он сыграл главные роли. Самыми известными работами артиста стали Юрий Русанов в картине «Риск — благородное дело», Гидо Торстенсен в «Похищении Савойи», Алексей Алехин в «Белом снеге России».
В 1981 году на экраны вышел фильм режиссера Искры Бабич «Мужики», в котором Михайлов сыграл роль шахтера Павла Зубова, усыновившего троих детей своей покойной невесты. Картина покорила зрителей (а особенно зрительниц) глубиной и искренностью, а актер Александр Михайлов навсегда стал олицетворением настоящего русского мужика с широкой душой и нежным трепетным сердцем.
Тем не менее, даже после «Мужиков» многие зрители не узнавали Михайлова на улицах. Зато в полной мере ощутить, что значит всенародная любовь, он смог в 1985 году после картины «Любовь и голуби».
«Такие вот простые Кузякины войну и выиграли»
Интересно, что поначалу Михайлову роль чудаковатого Васи Кузякина не слишком приглянулась. К тому же он был занят на других съемках. Но режиссер фильма Владимир Меньшов видел в этой роли только Михайлова и сумел его уговорить.
«Володя сам актер, поэтому прекрасно чувствует актеров, влюбляется в них. А когда ты чувствуешь любовь от режиссера, это вдохновляет! Меньшов сказал мне: «Кузякин человек искренний, теплый, незащищенный, распахнутый, во все верит. Но именно в этом его сила. Такие вот простые Кузякины войну и выиграли. Они брали автомат и становились другими». И я согласился сниматься» — вспоминает Михайлов.
«Чувство вины мучает меня до сих пор»
По словам Михайлова, самый любимый его эпизод в фильме — когда Кузякин на голубятне рассказывает дочке про деревенского дурачка, погибшего из-за людской жестокости.
«Меньшов просил, чтобы я рассказывал историю легко, без трагизма. Я старался. Но у меня сердце щемило — я вспоминал один из самых морально тяжелых моментов своей жизни» — признавался артист.
Оказывается, в жизни Александра Яковлевича был очень похожий случай. В селе, откуда он родом тоже жил такой же дурачок.
«Ему было лет девять, добрый, светлый, но не от мира сего. Он улыбался, бормотал какие-то непонятные для нас вещи, животных и птиц очень любил. Хотел с мальчишками общаться, но его не принимали, насмехались над ним. А однажды стали бросать в него камни. И я тоже бросил. Чувство вины за этот поступок мучает меня до сих пор…».
«Чем больше галстук дергали, тем сильнее он затягивался на шее»
А еще на съемках «Голубей» Александр Михайлов чуть не погиб. А все из-за того, что у Меньшова возникла супер-идея — одним кадром снять, как Вася прощается с семьей, открывает дверь избы, в костюме падает в Черное море, а выныривает уже в плавках.
«Под водой сидели водолазы, чтобы в считаные мгновения стащить с меня костюм. Вот только с галстуком была загвоздка. Чем больше его дергали, тем сильнее он затягивался на шее. Я уже практически захлебнулся, когда увидел у одного водолаза на поясе ножи стал по нему бить. Только тогда они сообразили, что со мной совсем худо и разрезали галстук. В общем все обошлось».
Кстати, все морские сцены снимали в Батуми в ноябре месяце при температуре воды 14 градусов. Поэтому можно только представить, как несладко пришлось артисту.
После премьеры картины «Любовь и голуби» Михайлов уже не сетовал, что его не узнают на улице. Скорее, даже наоборот.
«Деньги приходят и уходят, а стыд остается»
В последние годы Александр Михайлов не часто балует своих поклонников новыми ролями. На вопросы журналистов, почему так происходит, артист отвечает:
«Честно говоря, не хочется сниматься в том, что подсовывают. Неинтересно. А ради заработка в рекламах — тем более. Принципиально не снимаюсь. Меня тоже три банка соблазняли их продвигать. Я ответил фразой своего деда: «Деньги приходят и уходят, а стыд остается».
Кроме того, Михайлов очень скептически относится к современному кино. В особенности к кровавым криминальным картинам.
Правда, некоторым режиссерам все-таки удается уговорить Михайлова. В числе таких счастливчиков оказался Тимур Алпатов, в ленте которого «Сто дней свободы» Александр Яковлевич согласился сыграть главную роль. Картина вышла на экраны в 2019 году.
«Я снова возвращаюсь к истокам, к морю»
Чем меньше Михайлов снимается в кино, тем с большим удовольствием он играет в театре.
«Сейчас у меня два антрепризных спектакля — «Старая дева» с Инной Чуриковой и постановка «Невеста напрокат» об отношениях отцов и детей. Были с ним уже в Америке, Канаде. Теперь повезем в Германию» — делится своими планами артист.
Еще в конце 90-х Михайлов вместе с композитором Евгением Бедненко составил концертную программу «Очарованные странники», в которой он исполняет романсы и русские народные песни. С ней, а также с новой программой «Экология души», Александр Михайлов много гастролирует по стране.
Недавно у Михайлова появилось новое увлечение — архитектура.
«Открыл в себе архитектурный талант: могу ночами не спать — рисовать, фантазировать, строить. А еще я снова возвращаюсь к истокам, к морю. Если я без моря год, то заболеваю. Ведь я его чувствую, я с ним беседую. Обожаю шторм, пургу, ливень. А самое главное, что только возле моря я ощущаю — я человек, человек свободный!»