19 декабря 2019 года Анастасии Вертинской исполнилось 75 лет. Вот уже почти 20 лет, как актриса не снимается в кино и не играет в театре. Тем не менее, у нее есть роль — главная и очень важная. Это роль бабушки и прабабушки для своих внуков и правнуков.
Ассоль в «Алых парусах», «Гуттиэре в «Человеке-амфибии», Офелия в «Гамлете», Мона в «Безымянной звезде», Джемма в «Оводе»… И все это она — актриса Анастасия Вертинская. Ее улыбка и глаза сводили (да, и сейчас сводят) с ума миллионы мужчин.
Самое удивительное, что именно из-за редкой красоты многие режиссеры не хотели снимать Вертинскую в своих фильмах — уж очень она не подходила на роли простых советских девушек «из народа». И чтобы соответствовать стандартам, Анастасия вынуждена была «упрощать» свою внешность — рисовать веснушки, запихивать в нос вату…
Для балета Анастасия оказалась тяжеловата
Анастасия и ее старшая сестра Марианна с детства росли в творческой среде. Отец девочек — знаменитый эстрадный певец, киноактер, поэт и композитор Александр Вертинский. Мама — актриса и художница Лидия Циргвава-Вертинская.
Правда, Анастасия, в отличие от сестры, сначала собиралась стать балериной. А когда ее не приняли в танцевальную труппу (сочтя слишком «тяжеловатой» для балета), то решила всерьез заняться изучением иностранных языков. Но, по случайности, ей так и не суждено было стать переводчицей.
Ассоль можно было уже не искать
В 1959 году режиссер Александр Птушко решил экранизировать повесть Грина «Алые паруса». На роль Грея он сразу же утвердил молодого, но уже известного артиста Василия Ланового. А вот на главную женскую роль Ассоль никак не удавалось найти подходящую актрису.
Тогда художник-постановщик картины, хорошо знакомый с семейством Вертинских, привел на пробы 15-летнюю Анастасию. Правда выглядела в тот момент она не слишком романтично — короткая стрижка, спортивный костюм. Неудивительно, что Птушко не нашел в девочке никакого сходства с главной героиней.
Но когда на Вертинскую надели длинный парик и платье и сделали ей небольшой макияж, всем, и режиссеру в том числе, стало понятно — Ассоль можно уже не искать.
«Каждому хотелось меня потрогать»
Съемки в «Алых парусах» сделали из обычной московской школьницы Насти Вертинской настоящую звезду советского экрана. Поклонники ей просто не давали прохода — останавливали на улице, хватали за руки, объяснялись в любви.
«C тех пор я боюсь толпы. В советские времена ведь не было телохранителей или машин с затемненными стеклами. Я ездила в тех же трамваях, что и все, так же стояла в очереди за хлебом. Мало того, что меня узнавали, так каждому хотелось меня потрогать. Это было жуткое насилие над личностью, оно угнетало меня всю жизнь», — признавалась Анастасия Вертинская в одном из интервью.
Интересно, что сама актриса не считала свой дебют в кино удачным, и очень не любит, когда ее Ассолью восхищаются.
«Я тогда толком не знала, что делать перед камерой, как двигаться и что говорить», — признавалась она.
Снимаясь в «Человеке-амфибии» Вертинская научилась нырять без акваланга
Кстати, свою следующую картину — «Человек-амфибия», которая сделала ее еще знаменитее, Анастасия Александровна тоже не особо жаловала, называя «банальным фильмом под водой, снятым по шлягерной беллетристике».
Тем не менее, для того чтобы сыграть роль Гуттиэре, Вертинской пришлось преодолеть немало трудностей. Например, научиться отлично плавать, нырять без акваланга и подолгу находиться на глубине. И девушка настолько хорошо овладела этими навыками, что выполняла все сама, отказавшись от дублеров.
Кроме того, сыграв две главные роли в кино, Анастасия уже не сомневалась, что хочет быть только актрисой. Поэтому после окончания школы поступила в театральное училище имени Щукина.
«Такую роль сыграть — и умереть»
Если Ассоль и Гуттиэре принесли Анастасии Вертинской неслыханную популярность у советских зрителей, то после роли Офелии в фильме Григория Козинцева «Гамлет» о молодой актрисе узнали и за рубежом.
По признанию Анастасии, получить еще будучи студенткой роль Офелии — это не только величайшее везение, но и большая ответственность.
«Такую роль, как говорится, сыграть — и умереть. А если тебе всего 19 лет, то надо работать и работой каждый день доказывать, что ты способна и не на такое, что ты настоящая актриса», — говорила Вертинская.
Выйдя в прокат, «Гамлет» не просто получил международное признание, а собрал множество наград (в частности, приз жюри Венецианского фестиваля). А молодую актрису Анастасию Вертинскую зарубежные журналисты тут же окрестили «самым талантливым сердцем советского кино» и «Вивьен Ли советского кино».
«Меня поставили в массовку на два года»
В студенческие годы Вертинской посчастливилось сыграть еще две пусть не главные, но знаковые роли — Лизы Болконской в «Войне и мире» и Кити Щербацкой в «Анне Карениной». Работая над этими образами, Анастасия настолько усовершенствовала свое мастерство, что была уверена: ее ждет блестящее будущее и в театре, и в кино.
Однако, как ни странно, шквала предложений от режиссеров почему-то не последовало. Во всяком случае такого, на который рассчитывала Вертинская. Во всем оказалась виновата внешность актрисы — ее красота никак не попадала под стереотип обычной советской девушки — румяной и веселой активистки. А «костюмные» фильмы, в которых она была бы на своем месте, в то время снимали не так часто.
Похожая картина была и в театре — в современных пьесах для красавицы Вертинской просто не находилось ролей. И ей приходилось искусственно «упрощать» лицо, засовывая в нос клочки ваты или рисуя себе веснушки.
«Помню, я уже сыграла в «Алых парусах», «Человеке-амфибии» и «Гамлете», и в Британии мне дали премию как лучшей Офелии, когда в «Современнике» меня поставили в массовку на два года», — вспоминала Анастасия.
«Такая роль выпадает раз в 200 лет»
Правда, от некоторых ролей актриса и сама отказывалась не желая сниматься в проходном фильме. В начале 70-х годов она выдержала самую длительную паузу — целых 6 лет.
Зато после этого судьба наконец-то сполна вознаградила Вертинскую, подарив ей одну за другой самые лучшие роли — Мону в «Безымянной звезде», Оливию в «Двенадцатой ночи», Джемму в «Оводе», Маргарет в «Краже».
Кстати, именно «Безымянную звезду» Анастасия Вертинская называла самым лучшим своим фильмом, а роль Моны — самой удачной и любимой.
«Роль такая выпадает раз в 200 лет. Потому что в ней есть все: и лирическое начало, и драматическое, и комедийное… А еще я люблю Мону, потому что она пришлась на мой зрелый период, когда я была сформировавшейся актрисой», — рассказывала Вертинская.
«Я поняла, что можно жить и не беспокоиться»
В 90-е годы актрисе все реже предлагают роли героинь, а играть «маму киллера или бабушку главного героя» ей не интересно. Поэтому, подумав, Вертинская решает расстаться с кино. Последним фильмом, в котором сыграла Анастасия, стала сказка «Бременские музыканты и Со», где ей досталась роль атаманши.
И хотя поклонники актрисы были от ее решения в шоке, саму Анастасию Вертинскую уход из кино не только не напрягает, но даже радует.
«Наконец-то я поняла, что можно жить и не беспокоиться, что какое-то время тебя никто не увидит на сцене, на экране, вообще не увидит. И ничего страшного», — признавалась актриса.
Тем более, что Вертинская нашла для себя не менее важное дело, чем театр или кино — она занялась восстановлением творческого наследия своего знаменитого отца. Анастасия уже выпустила книгу стихов Александра Вертинского, а сейчас принимает участие в реставрации его многочисленных записей.
Также Анастасия вместе с сестрой Марианной активно сотрудничает с режиссером Авдотьей Смирновой, которая намерена снять 8-серийный телесериал о жизни Александра Вертинского.
«Для внуков я была бабушкой-камикадзе, а прабабушка я «на удаленке»
А еще, по словам Анастасии Александровны, сейчас она играет свою самую любимую роль — роль бабушки четырех внуков и прабабушки двух правнуков.
«Правда, для внуков я была бабушкой-камикадзе, готовой на все. Страшно их баловала, как когда-то меня баловал отец. Но теперь силы не те. И прабабушка я… «на удаленке». То есть сидеть ради них под столом и рычать, изображая пантеру Багиру, как проделывала с внуками, уже не в состоянии. Забраться под стол еще могу, а вот вылезти обратно сложнее…», — смеется Вертинская.
В преддверии 75-летия знаменитой актрисы многих журналистов интересовало, не соскучилась ли она по сцене или съемочной площадке. И все получали от Анастасии Вертинской примерно один и тот же ответ:
«Я бесконечно уважаю людей, которые на алтарь искусства несут себя до последнего. Знаю немало актеров, которые жить не могут без сцены. Но я к ним не принадлежу. И театральная и киношная жизнь меня интересует только как зрителя».