Миф о безусловной материнской любви проходит красной нитью через всю нашу культуру, поэтому вполне объяснимо, что мы не замечаем врожденную родительскую силу и возможное злоупотребление властью. Нам проще считать матерей благосклонными и заботливыми правителями, хранительницами домашнего очага, но не всегда это так.
Все перечисленное ниже — примеры оскорбительного и токсичного поведения матерей. Это 8 ситуаций, когда они ставят крест на будущем детей своими же руками:
Она выставляет ребенка виноватым во всем
Это начинается в детстве, когда мелкие неудачи превращаются в грандиозные взбучки перед посторонними людьми, а все ошибки списываются на природную ущербность дочери. Стремление пристыдить обычно выражается фразами «ты всегда» или «ты никогда». Постоянные повторения подобных ситуаций ведут к тому, что ребенок занимается самокритикой и привыкает сваливать свои ошибки и провалы на определенные недостатки характера.
С возрастом эта привычка только укрепляется до того момента, пока она не будет признана и проработана. Согласно исследованиям, самокритика и плохое психическое здоровье, в том числе депрессия, идут рука об руку.
Она выставляет себя жертвой
Тот самый случай, когда мать играет роль жертвы, при этом напоминая дочери, что это «после всего», что мать для нее сделала. В результате такой эффект усугубляется во взрослой жизни дочери, особенно если она пытается установить границы и регулировать общение с родителями.
Она сравнивает ребенка с другими
Такое случается достаточно часто даже в здоровых и любящих семьях, и называется такое явление дифференцированным родительским отношением (или ДРО). ДРО, как правило, бывает непреднамеренным, хотя существенно влияет на детей. Это может проявляться в доброте только к одному ребенку (например, когда матери легче общаться с тем ребенком, который больше похож на нее); или ей комфортнее с тем, кому нужно меньше поддержки, чем с другим, или наоборот.
Токсичная мать создает фавориты для сохранения контроля над своими детьми, манипулируя их потребностями быть любимчиком, и для формирования отношений между детьми. Все действия осознаны, спланированы и, как правило, рациональные. Она безжалостно критикует ребенка, чтобы он не зацикливался на себе, сравнивает его с братьями и сестрами, чтобы мотивировать, и т.д.
Кстати, если вы — единственный ребенок в семье, это не освобождает от ответственности, ведь всегда есть двоюродные братья и сестры, соседи и знаменитости, сравнение с которыми не в вашу пользу: «Почему ты не похожа на нее?» «Почему ты не можешь сделать так, чтобы я гордилась тем, какая у тебя мать?»
Ей свойственна пассивная агрессия
Мать может проявлять скрытую или пассивную агрессию к своему ребенку. Большинство перечисленных здесь форм поведения не включают крик, но этот вариант исключать не стоит, потому что развитие детей напрямую зависит от общения родителей между собой и с другими членами семьи.
В длительном исследовании Патрик Дэвис и его коллеги изучали детей в трех временных интервалах — детский сад, второй класс, седьмой класс — и сравнивали эффект открытого и скрытого конфликтов родителей в разном возрасте. Различия показательны и заслуживают внимания, чтобы проанализировать, как ваши родители решали свои разногласия, и как это повлияло на вас.
У детей, столкнувшихся с открытой враждой, включая вербальный гнев, противостояние, невербальный гнев и физическую агрессию, первые симптомы проявились ко второму классу. Они не могли контролировать свое поведение и избегали конфликтов.
Дети, столкнувшиеся со скрытой враждебностью, проявляли симптомы в том же интервале, ведя себя чересчур эмоционально и участвуя в конфликтах.
У переживших открытую агрессию подростков симптомы продолжали проявляться до седьмого класса, они были тревожными, замкнутыми, плохо спали и находились в депрессии. Другие, подверженные скрытому типу родительского конфликта, плохо вели себя, например, привлекали внимание в классе, были агрессивными и склонными к нарушению правил.
Она использует газлайтинг
Газлайтинг — форма психологического насилия, цель которого — вызвать у человека сомнения в объективности своего восприятия реальности.
Хотя обычно это относится к отношениям между взрослыми, к сожалению, родители иногда направляют газлайтинг на своих детей. На них это действует особенно легко и эффективно, потому что родители — авторитеты во всем. Если они говорят, что чего-то не было, скорее всего, сомнений не останется.
Газлайтинг очень вреден для ребенка, который в идеале должен учиться доверять своим чувствам и мыслям, совершенствовать навыки понимания окружающих. Вместо этого, газлайтинг действует, как топор, зарубая на корню все усилия, заменяя на неуверенность в себе и вину.
Она уверена, что ребенок говорит глупости
Матери, которые держат все под контролем, склонные к самолюбованию, управляют отношениями и взаимодействием детей в семье. И сделать одного из детей объектом семейного презрения — верный способ держать всех в узде.
Издевательства над чувствами и мыслями ребенка с помощью слов или действий, такими как закатывание глаз или смех — не просто жестоко, но и унизительно и, конечно, способствует быстрому формированию неуверенности и даже ненависти к себе.
Даже если взрослому человеку постоянно повторять, что он говорит глупости, и всем безразлично его мнение — это проявление власти и манипуляции, которые нельзя прощать и терпеть. Забота о ком-то предполагает взаимоуважение.
Она уверена, что ребенок — причина всех ее несчастий
Козел отпущения позволяет компании или семье верить, что они лучше, чем есть на самом деле. Когда есть, на кого свалить вину — будь то один и тот же человек, или каждый раз новый, может показаться, что все было бы идеально, не будь его рядом.
Таким образом, благодаря козлу отпущения, мать, которая любит все контролировать, и приукрашивает свой образ, всегда держит под рукой готовое и убедительное объяснение. Неудивительно, что самовлюбленные матери полагаются на него.
Она делает вид, что не слышит его вопросов
Вести себя так, будто человек ничего не говорил, и отказываться отвечать — способ выразить неприкрытое пренебрежение. Это унизительно и травматично даже для взрослого, а для ребенка абсолютно разрушительно, особенно если речь идет о родителях.