Добржанская: горькая судьба актрисы, которую вся страна знала, как «Маму Жени» из «Иронии судьбы»

Ольга Касьянова,
редакция Femmie

Любовь Добржанскую еще называют "мировой мамой" - за то, что в кино она зачастую играла матерей главных героев.

Народная артистка СССР Любовь Добржанская всегда считала себя театральной актрисой и редко соглашалась на роли в кино. Но для режиссера Эльдара Рязанова она сделала исключение и дважды снялась в его картинах. Причем, в обоих фильмах Добржанская играла мам главных героев: в «Берегись автомобиля» маму Юрия Деточкина, а в «Иронии судьбы или с легким паром» — маму Жени Лукашина.

А вот в реальной жизни стать мамой Любови Ивановне так и не довелось, хотя замужем она была целых четыре раза. Уйдя из-за болезни из театра, актриса жила совсем одна и умерла тоже в полном одиночестве.

Отец актрисы был репрессирован и сослан на Соловки

Любовь Добржанская не любила афишировать свой возраст и никогда не отмечала день рождения. Поэтому точно неизвестно, в каком году она появилась на свет: в одних источниках указан 1905, в других — 1908. Ее отец — Иван Андроникович был дворянином и офицером царской армии. В 20-х годах его репрессировали и сослали на Соловки. Причем даже отбыв наказание, он не смог соединиться с семьей и до конца жизни жил в Казахстане, работая в колхозе простым пастухом.

Узнать что-либо о судьбе отца Любовь Ивановна смогла только спустя много лет. К сожалению, к тому моменту его уже не было в живых: в 1941 году Иван Добржанский скончался от инфаркта.

Первый муж актрисы покончил с собой в тюрьме

В 1924 году, закончив театральную студию, Любовь Добржанская поступила на работу в Киевский Русский драматический театр. Благодаря своему мастерству перевоплощения в сочетании с ярким темпераментом и сильным выразительным голосом, молодая актриса сразу же получила роли в большинстве спектаклей.

А уже через несколько месяцев по Киеву разошелся слух, что в Театре драмы появилась новая талантливая актриса. И вскоре, чтобы попасть «на Добржанскую» зрители чуть ли не сутками стояли за билетами. А после спектаклей устраивали любимой актрисе овации.

В Киевском театре Любовь Добржанская познакомилась с актером Иваном Червинским и вскоре вышла за него замуж. Но счастье молодых супругов было недолгим: какой-то «доброжелатель» донес в ЧК, что отец Ивана был священником и его арестовали.
Из тюрьмы Червинский уже не вернулся — не в силах выдержать издевательств, он покончил с собой.

В Москву Добржанская уехала одна

Потрясенная смертью любимого мужа, Любовь Добржанская несколько лет вела уединенный образ жизни, находя утешение только в работе. И только, немного «оттаяв», она смогла впустить в свое сердце новое чувство.

Ее вторым супругом (по некоторым источникам — только гражданским) стал известный киевский театральный режиссер Владимир Александрович Нелли. Будучи намного старше актрисы, Владимир Нелли был для нее не только мужем, но также другом и наставником.

Тем не менее, когда в 1934 году Любовь Добржанскую пригласили на работу в Московский Театр Советской Армии, Нелли с ней не поехал. По одним сведениям, потому что был официально женат и не мог оставить больную супругу, по другим — потому что их отношения с Добржанской к тому времени просто сошли на нет. Но, как бы там ни было — она уехала одна.

«Она умеет проникнуть в роль до конца. Это великий дар»

Несмотря на приглашение, в столичном театре на «залетную киевскую звезду» смотрели немного искоса и не спешили доверять ей главные роли. Но незаурядный талант Добржанской смог пробить завесу неприязни и недоверия. И спустя всего каких-то полгода она уже была ведущей актрисой театра.

Театру Советской Армии Любовь Добржанская отдала более 45 лет своей жизни. На ее счету — около 120 ролей в различных постановках, причем большинство из них — главные.

По воспоминаниям коллег Добржанской, способность к перевоплощению у нее была просто удивительная. Ей с одинаковой легкостью удавались любые роли — и комические, и трагические.

«Учитель танцев» / Театр Советской армии

«Я не знаю актрисы столь разнообразной, так смело идущей на то, чтобы раскрыть перед зрителем все тайники женской души. Она умеет проникнуть в роль до конца, одухотвориться ею, сделать предлагаемые обстоятельства пьесы своими. Это великий дар», — писала о Любови Добржанской режиссер Мария Кнебель.

Добржанская поклялась, что сама откажется от роли

Когда главный режиссер театра Алексей Дмитриевич Попов задумал ставить пьесу «Давным-давно» (это по ней впоследствии Эльдар Рязанов снял свою «Гусарскую балладу»), Любовь Добржанская стала просить отдать ей главную роль Шурочки Азаровой.

По словам Попова, он просто растерялся. С одной стороны, режиссер не сомневался, что талантливая, артистичная, с подходящей фигурой и прекрасными вокальными данными Добржанская отлично справится с этой ролью. Но с другой стороны — она была, как минимум, вдвое старше своей героини.

Спектакль «Давным-давно» / Театр Советской Армии

Увидев колебания режиссера, Любовь Ивановна попросила разрешить ей попробовать. И клятвенно уверила, что сама откажется от роли, если поймет, что возраст ей помеха.
Репетиции начались и уже через две недели все, включая самого главного режиссера, поняли, что лучшей Шурочки Азаровой, чем Добржанская им не найти.

«Мы были побеждены обаянием, грациозностью и внутренней одаренностью, какие пришли к Добржанской от влюбленности в роль и в пьесу. Моя режиссерская непогрешимость была посрамлена», — вспоминал Попов.

После этого случая Любовь Добржанская несколько лет была единственной исполнительницей этой роли.

«Все знали, что Любовь Ивановна презирала пошлость»

Интересно, что в родном театре Любовь Ивановну не только любили и уважали, но и немного побаивались.

«Когда она входила в узкое актерское фойе, где на красных бархатных диванах актеры в свободные минуты судачили о том, о сем, гул голосов стихал, словно при ней было неловко азартно сплетничать и злословить. Все знали, что Любовь Ивановна презирала пошлость театрального быта и никогда не скрывала этого презрения», — писал режиссер Борис Львов-Анохин.

Вместе с тем, по словам коллег, Добржанская никогда не участвовала в интригах и не заискивала перед руководством. За принципиальность и прямоту артисты называли ее «совестью Театра Советской Армии».

После «Иронии судьбы» Добржанскую стали узнавать на улицах

Многие кинорежиссеры хотели видеть Добржанскую в своих фильмах. Но она считала себя сугубо театральной актрисой и отказывалась от предложений. Уговорить Любовь Ивановну смог лишь Эльдар Рязанов. В его картине «Берегись автомобиля» она сыграла маму Иннокентия Смоктуновского — Юрия Деточкина.

«Берегись автомобиля» / «Мосфильм»

После выхода картины на Любовь Ивановну буквально посыпались предложения от режиссеров. Причем все, как один, предлагали ей роли мам главных героев. Но Добржанской совсем не хотелось играть одно и то же в кино, тем более, что в театре у нее были по-прежнему разноплановые роли.

Правда, после «Берегись автомобиля» она стала появляться на экране, но в основном в фильмах-спектаклях родного театра — «Дядя Ваня», «Суд совести», «Коляска на балконе».

А в 1975 году снова не смогла отказать Рязанову и сыграла маму Жени Лукашина в «Иронии судьбы или с легким паром». Причем, сыграла настолько мастерски, что ее слова: «Я не обижаюсь. Я же мировая мама!» до сих пор у всех на слуху.

«Ирония судьбы или с легким паром» / «Мосфильм»

Эта небольшая роль сделала и без того известную артистку по-настоящему знаменитой — ее стали узнавать на улицах и постоянно подходили за автографом.

Актриса стала забывать слова роли, не узнавала знакомых

Еще в первые годы работы в Театре Советской Армии Любовь Ивановна вышла замуж в третий раз за своего коллегу артиста Осипа Шахета. Но и на этот раз судьба ей подарила только несколько радостных лет. В 1949 году у Шахета случился тяжелый сердечный приступ, и он умер.

Последнюю попытку обрести семейное счастье Любовь Добржанская сделала уже в 60-х. Ее четвертым супругом стал гитарист Виктор Кручинин, с которым актриса вместе выступала на концертах. Жизнь Кручинина была нелегкой: в годы войны он попал в плен к немцам, которые его жестоко пытали. Это подорвало здоровье мужчины, и он часто и подолгу болел. В 1975 году Виктора Яковлевича не стало.

Потеряв мужа, Любовь Ивановна осталась совсем одна. Единственное, что ее спасало — любимая работа. Но вскоре и от нее пришлось отказаться. Из-за прогрессирующего склероза актриса стала забывать слова, часто не узнавала коллег и знакомых. Всегда требовательная к себе, Добржанская считала недопустимым выходить на сцену в таком состоянии. Поэтому приняла решение уйти из театра.

Во время прощания с актрисой за кулисами звучала гитара

В 1977 году Любовь Ивановна в последний раз появилась на экране. В картине «В четверг и больше никогда» она снова сыграла… маму главного героя. Только, в отличие от первых двух немного комичных мам, эта роль была по настоящему трагической. По сценарию, не в силах оправиться после тяжелого разговора с непутевым сыном, ее героиня умирает.

«В четверг и больше никогда» / «Мосфильм»

В последние годы здоровье Любовь Ивановны совсем пошатнулось. К тому же ее очень угнетало одиночество — ни мужа, ни детей. Правда, часто приходила племянница, да и коллеги по театру иногда навещали. Но большую часть времени актриса была одна.

Умерла она тоже в одиночестве 3 ноября 1980 года. Во время прощания в Театре Советской Армии за кулисами тихо звучала гитара — исполняли вальс из спектакля «Вишневый сад». Такова была последняя воля Любови Добржанской.

22
2
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook