Роли в картинах «В бой идут одни старики», «Афоня», «Обыкновенное чудо» принесли тогда еще совсем молоденькой актрисе Евгении Симоновой популярность и любовь зрителей. И, вместе с тем, доставили ей немало огорчений. Дело в том, что после этих фильмов режиссеры видели в Симоновой только романтическую и немного наивную героиню. И актрисе понадобилось немало времени и сил, чтобы доказать, что она может справиться с драматическими и характерными ролями.
Евгения Павловна Симонова не скрывает свой возраст, а честно признается, что ей 64 года. В Московском театре имени Маяковского, в котором актриса служит уже более 40 лет, у нее по-прежнему много ролей. Не забывают про актрису и кинорежиссеры — вот и сейчас готовится к выходу картина «Метод-2», в которой Симонова играет одну из главных ролей.
«Поверьте моему опыту, вы не можете быть актрисой»
В детстве Женя Симонова даже представить не могла, что станет актрисой. Девочка хорошо училась в школе, серьезно занималась музыкой и бальными танцами и увлекалась конным спортом. Кроме того, Жене легко давались языки, поэтому поступать она собиралась на иняз.
Планы девушки изменились после того, как ее отца (известного ученого-нейрофизиолога и психолога) пригласили прочитать курс лекций в школе-студии МХАТ. Дома Павел Васильевич с таким увлечением рассказывал о театре и знаменитых актерах, что, Женя буквально «заболела» театром и после школы не раздумывая отнесла документы в школу-студию МХАТ.
Но на вступительных экзаменах девушку ждало разочарование. После первого тура один из преподавателей отвел Евгению в сторону и сказал:
«Поверьте моему опыту, вы не можете быть актрисой. Даже из уважения к папе, я не могу вас принять».
Такая же самая история повторилась и во ВГИКе. И только в Театральном училище имени Щукина преподаватели сумели разглядеть в Симоновой искру таланта и пропустили сразу на третий тур.
«Он — мой крестный отец в кино и человек, которого я буду любить до последнего вздоха»
Евгения Симонова училась на втором курсе, когда в училище из Киева приехал режиссер Леонид Быков. Он как раз приступал к съемкам картины «В бой идут одни старики» и подыскивал молодую актрису на роль Маши. По словам Евгении, она с удовольствием прошла пробы, но получить роль даже не надеялась. И очень удивилась, когда из Киева пришла телеграмма с вызовом на съемки.
«Эта телеграмма как реликвия хранится у меня до сих пор. Я благодарна Быкову за веру в меня. Он — мой крестный отец в кино и человек, которого я буду любить до последнего вздоха. Он один из самых светлых, прекрасных и талантливейших людей, которых я встречала в своей жизни», — говорила Евгения Павловна.
«Вот если бы в моей жизни повстречалась такая девушка, как Катя»
Дебют Симоновой в кино оказался удачным и ее тут же стали приглашать другие режиссеры. Всего за время учебы Евгения снялась в 7 картинах, в том числе и в знаменитом «Афоне» Георгия Данелии.
На роль Кати Снегиревой актриса была утверждена без всяких проб. Просто однажды ассистентка режиссера показала Данелии фотографии Жени и тот сразу же понял, что это и есть та самая «кареглазая».
Партнером Симоновой по фильму был уже известный в то время артист Леонид Куравлев.
«На Афоню я бы не обратила внимания, а на Куравлева посмотрела бы. Считаю его очень привлекательным, но я не смотрела на него как на потенциального мужчину в силу возраста, он все-таки старше меня на 18 лет», — вспоминала Евгения.
После выхода «Афони» на экраны к Евгении Симоновой пришла всенародная слава и у нее появились поклонники. Правда, по словам актрисы, в основном это были «мужчины среднего и выше возраста, причем, как правило, в состоянии легкого подпития». И все они, как один, говорили:
«Вот если бы в моей жизни повстречалась такая девушка, как Катя, моя судьба сложилась бы иначе».
«Я считаю, что Кайдановский — один из самых выдающихся актеров»
На съемках фильма «Пропавшая экспедиция» Евгения Симонова познакомилась с артистом Александром Кайдановским и вскоре вышла за него замуж. Через год у них родилась дочка Зоя.
Молодые супруги прожили вместе почти 5 лет и снялись вместе еще в одном фильме — «Под крышами Монмартра» по оперетте Имре Кальмана. Евгения играла цветочницу Виолетту, а Кайдановский — влюбленного в нее художника Рауля де Лакруа.
По словам Евгении Павловны, они с мужем оказались слишком разными людьми и часто не могли найти общего языка, как в домашних делах, так и в творчестве. Тем не менее, об Александре Кайдановском она до сих пор отзывается очень тепло.
«Я вообще считаю, что Кайдановский — один из выдающихся актеров второй половины XX века. Хотя некоторые его режиссерские работы мне трудно воспринимать. Но я ни в коем случае не берусь судить. К тому же, это ужасно, что человек уходит в тот момент, когда у него такое множество планов», — говорила Симонова.
Напомним, что Александр Кайдановский умер в 1995 году от инфаркта в возрасте всего в 49 лет.
«Меня моментально засосало по самую шею»
После окончания училища Евгения Симонова продолжала активно сниматься в кино. Правда она переживала, что роли ей предлагали очень однотипные — сплошь красивые, преданные, немного простодушные девушки. А ей так хотелось «сломать» это амплуа и сыграть какую-нибудь трагическую или характерную роль.
Поэтому, когда Марк Захаров пригласил Симонову на роль принцессы в свой новый фильм «Обыкновенное чудо», Евгения засомневалась — нужна ли ей еще одна наивная красоточка? Правда, Захарову актриса тоже не сразу приглянулась и окончательно утвердил он ее только после того, как были сняты первые эпизоды.
Тем не менее, именно роль принцессы стала одной из самых значимых в карьере актрисы и сделала ее популярной у всех зрителей, а не только у «мужчин среднего и выше возраста».
Но вот на съемках «Обыкновенного чуда» Евгения Симонова чуть было не погибла. Финальную сцену снимали в Подмосковье в заброшенном песчаном карьере, на дне которого образовалась огромная лужа. По команде режиссера Евгения ступила на край лужи и внезапно начала стремительно уходить в песок.
«Меня моментально засосало по самую шею. Саша Абдулов тщетно пытался вытянуть меня из смертельной ловушки. К счастью, на площадке дежурили пожарники, которые быстро среагировали и спасли меня», — вспоминала актриса.
«Ощущение большой семьи — это счастье и настоящая гармония!»
В 1979 году Евгения Симонова вышла замуж за режиссера Андрея Эшпая. В 1985 году у них родилась дочка Маша. По признанию актрисы, семья для нее всегда была и есть на первом месте.
«У меня замечательная семья! Для меня очень важно, чтобы моим близким было где собираться вместе, потому что ощущение большой семьи, оставшееся с детства, — это счастье и настоящая гармония!», — с улыбкой говорила актриса.
Зоя, старшая дочь Симоновой, пошла по маминым (и папиным тоже) стопам и стала актрисой. Она много снимается, часто — вместе с матерью. Например, одна из их совместных работ — 16-серийный исторический фильм «Иван Грозный». Евгения Павловна в нем сыграла княгиню Старицкую, а Зоя — мать Ивана Грозного.
«Я часто работаю с Зоей, и это наполняет мою жизнь особенным смыслом, и радостью. Мне хорошо работается и вместе с мужем, который снимает меня во всех своих проектах», — говорит Симонова.
Младшая дочь Маша переняла от мамы любовь к музыке. Она закончила консерваторию и стала пианисткой.
Обе дочери актрисы замужем, а у Зои есть двое детей — сын Алексей и дочка Варвара. Алексей уже успел попробовать свои силы в кино — сыграл небольшую роль в фильме «Взрослые дочери».
«Как мне кажется, справился он прекрасно. Не смогли мы уберечь его от актерской стези. Но мы еще будем пытаться. Он хорошо учится, надеюсь, выберет все-таки другую работу — более стабильную», — говорит Симонова.
В театре имени Маяковского Симонова служит уже более 40 лет
Сама Евгения Павловна по-прежнему востребована в кино — фильмы с ее участием выходят ежегодно. Одна из последних работ актрисы — Генриетта Яновна в детективном сериале «Анатомия убийства-2» режиссера Артура Румынского.
Уже в этом году на экраны выйдет криминальный триллер «Метод-2», где у Симоновой тоже одна из главных ролей.
Кроме съемок в кино, Евгения Павловна много сил отдает любимому театру имени Маяковского, в котором служит уже больше 40 лет.
В конце 2019 года состоялась премьера спектакля «Московский хор» по пьесе Людмилы Петрушевской. В этой постановке Симоновой досталась одна из самых сложных и трагических ролей.
«В спектакле я играю мать, которая любит сына, любит свою семью. Моя сестра и племянница по спектаклю приходят из ада: из лагерей. Сын вернулся с войны, и этот ад войны — в нем, он его не отпускает», — рассказывает актриса.
«Красавицей я никогда не была, поэтому мне особо нечего было терять»
Когда журналисты спрашивают Симонову, как ей дался переход от ролей молоденьких красавиц к женщинам старшего возраста, актриса смеется:
«Красавицей я никогда не была, поэтому мне особо нечего было терять. Помню, я стала замечать изменения на своем лице и начала расстраиваться. А потом поняла, что кризис среднего возраста —самое обычное явление, и успокоилась. И надо сказать, чем дальше, тем мне веселее живется».
Тем не менее, выглядит для своего возраста Евгения Павловна просто прекрасно. Причем, по ее словам, никаких секретов красоты у нее нет.
«Честно говоря, просто высыпаюсь, потому что силы черпаю во сне. Если есть возможность, любой свободный час использую, чтобы поспать в любое время дня и ночи, в любом положении. Ну и иногда делаю массаж, пользуюсь кремами», — говорит актриса.