Несмотря на то, что народный артист России Владимир Коренев снялся более, чем в 50 картинах, его смело можно называть «актером одной роли». Потому что для большинства зрителей, особенно старшего поколения, Коренев навсегда останется Ихтиандром из культового фильма 1961 года «Человек-амфибия».
Кстати, по поводу того, что после Ихтиандра у него не было в кино ни одной значительной роли, Владимир Коренев абсолютно не переживает. Потому что, по словам самого артиста, театр он любит гораздо больше, чем кино. С 1961 года (почти 60 лет!) Коренев служит в Театре имени Станиславского, причем не только играет на сцене, но и сам ставит спектакли.
Кроме того, на первом месте для Владимира Коренева всегда была и есть семья — жена, дочка, внук и правнук.
Съемки «Человека-амфибии» стали для Коренева и его жены медовым месяцем
Предложение сняться в роли Ихтиандра Владимиру Кореневу поступило, когда он учился на последнем курсе ГИТИСа. Режиссеры картины Геннадий Казанский и Владимир Чеботарев хотели, чтобы Ихтиандра сыграл еще совсем неизвестный артист с привлекательной внешностью. А, поскольку Коренев соответствовал обоим требованиям, его почти без проб утвердили на роль.
Партнершей Коренева по фильму стала Анастасия Вертинская, которая на тот момент уже была звездой — фильм «Алые паруса» с ее участием с триумфом шел во всех кинотеатрах страны. Народная молва сразу же приписала молодым артистам бурный роман, но, на самом деле, между Кореневым и Вертинской ничего, кроме дружеских отношений не было.
Дело в том, что незадолго до начала работы в «Человеке-амфибии» Владимир Коренев
женился на выпускнице ГИТИСа актрисе Алевтине Константиновой. И пребывание в Крыму, где снималась основная часть картины, стало для молодоженов чем-то вроде медового месяца.
К слову, Владимир Борисович и Алевтина Константиновна и по сей день живут в любви и согласии, их браку уже почти 60 лет.
«Володя у меня единственный самый близкий человек. Мы с ним всегда и везде вместе, у нас одна жизнь на двоих. Несколько раз на дню объяснится мне в любви, обнимет, поцелует…», — говорит Алевтина Константинова.
Если бы меня на глубину утащило, точно бы уже не достали
Перед началом съемок Кореневу и Вертинской пришлось немало времени провести в бассейне, где профессиональные инструкторы обучали их подводному плаванию. Но даже несмотря на серьезную подготовку, избежать неприятных моментов во время съемок не удалось. А два раза Коренев и вовсе был буквально на волосок от гибели.
Первый раз это произошло во время съемок сцены, в которой Ихтиандра на цепи заставляют нырять за жемчугом.
«Тяжелую 60-метровую цепь держал на палубе матрос, накрутив конец на руку. Я прыгаю в воду, где меня ждет оператор. И как-то так получилось, что я прыгнул, а матрос выпустил цепь. А глубина — метров 40, не меньше. Хорошо, оператор увидел это, бросил камеру и успел ухватить цепь. Если бы меня на глубину утащило, точно бы уже не достали», — вспоминал Коренев.
Второй раз трагедия едва не случилась, когда снимали эпизод с якорем. По сценарию, чтобы спрятать Ихтиандра от отца, бандиты привязали юношу к якорю и опустили на дно. В отличие от своего героя, дышать под водой Владимир, конечно же, не мог. Поэтому его опускали в акваланге, а уже под водой снимали аппарат. Затем оператор быстренько делал несколько нужных кадров и артисту снова подключали воздух. Но в этот раз произошел сбой.
«Когда сцену отсняли, страховщик протянул мне загубник, а воздуха в акваланге уже не было. И тогда он отдал мне свой акваланг, а сам вынырнул… У него из-за быстрого всплытия развилась кессонная болезнь. К счастью, все обошлось», — рассказывает Коренев.
«Извини, что не голый»
Премьера картины «Человек-амфибия» состоялась 28 декабря 1961 года. А уже на следующий день Владимира Коренева начали одолевать восторженные поклонницы. Они толпами ходили за ним по пятам, дежурили возле входа в театр и около дома, каждую секунду просили автографы.
Стены подъезда, в котором жил артист, были до 6 этажа покрыты признаниями в любви и сердцами, пронзенными стрелами. По словам Коренева, из-за поклонниц ему несколько раз даже приходилось делать ремонт.
Письма для Ихтиандра на киностудию каждый день приносили мешками. Понятно, что прочесть такое количество посланий Коренев просто не мог. Нераспечатанные конверты Владимир с женой складывали в картонную коробку от холодильника, а когда она набиралась до краев — сдавали в макулатуру. И так не один раз.
Правда, один самодельный конверт, разрисованный цветочками и бабочками, артист все-таки распечатал. И обнаружил в нем необычное послание.
«Товарищ Коренев, я знаю, что вы писем не читаете, но мои письма вы прочтете. Их будет ровно десять. Я сфотографировалась голой, разрезала фотографию на десять частей и буду в каждом письме вам присылать одну часть», — было написано в письме.
Оценив изобретательность поклонницы, Коренев отправил ей свою фотографию с автографом и припиской:
«Извини, что не голый!».
Кино – это как любовь по телефону
После «Человека-амфибии» на Коренева «положили глаз» другие режиссеры и в 60-70-х годах он довольно активно снимался. Но ни одна из сыгранных им ролей так не смогла «перебить» славу Ихтиандра.
С годами сценариев стали присылать все меньше, да и от тех Владимир в основном отказывался.
«Иногда, когда жена меня одолевала, я соглашался, и получалась плохая картина. Мне, к сожалению, не удавалось сниматься у больших режиссеров», — признается Коренев.
Кстати, о том, что его кинокарьера не сложилась, Владимир Борисович никогда не жалел. И в первую очередь потому, что всегда считал себя только театральным артистом.
«Кино – это как любовь по телефону. А в театре зритель рядом, в зале. И в театре существовать гораздо сложнее, чем в кино. Тут нужно каждый день доказывать, что ты что-то можешь» — говорит Коренев.
Тем не менее, в последнее время Владимир Коренев нет-нет, да и мелькнет на экране. Одна из последних его киноработ — профессор Золотаревский в 4-х серийном фильме режиссера Игоря Мужжухина «Если ты не со мной».
Но большинство сценариев Владимир Борисович по-прежнему отвергает, не взирая на то, что это сулит ему немалые деньги.
«Да, я отказываюсь, даже если предлагают хорошие деньги. Потому что у меня нет необходимости пускаться во все тяжкие, я не голодаю, жизнь не заставляет меня идти на панель. Да и как я могу сниматься, если каждый день играю в театре?», — говорит артист.
Мне захотелось попробовать что-то новое
В театр имени Станиславского Владимир Коренев пришел в далеком 1961 году сразу после окончания института и продолжает там работать до сих пор. Уже много лет Владимир Борисович — ведущий артист этого театра. В большинстве спектаклей у него главные роли, причем играет Коренев в основном сам, без второго состава.
В прошлом году Владимир Борисович решил попробовать свои силы в режиссуре. В апреле состоялся его премьерный спектакль «Служанки бульвара Сансет» по мотивам пьесы Жана Жене.
«Мне захотелось попробовать что-то новое. Когда ставишь спектакль, все равно внутренне проигрываешь за всех актеров, проверяешь собой эту историю. В искусстве все зависит от твоей индивидуальности. Чем ты больше отличаешься от каких-то признанных норм, тем интереснее окружающим», — рассказал Коренев в одном из интервью.
«Жена у меня — просто выдающаяся артистка»
Жена Коренева, Алевтина Константиновна Константинова тоже давно работает в том же театре, но играют они вместе не часто.
«А жена у меня просто выдающаяся артистка. Так получилось, что мы с ней вместе очень редко играли в одних спектаклях, как-то не получалось. Но она просто замечательная актриса, куда лучше меня», — говорит артист
Ирина, дочь Коренева и Константиновой пошла по маминым и папиным стопам и тоже служит с ними в одном театре. В постановке Владимира Борисовича она сыграла одну из главных ролей. Правда, по признанию Коренева, работать с дочерью было очень тяжело — «ругались мы так, что искры в сторону летели».
«Дети — самое важное в жизни»
Глядя на энергичного и моложавого Владимира Борисовича, трудно представить, что в июне этого года ему исполнится 80 лет. Он уже не только дедушка, но и прадедушка. В 2017 году внук Егор подарил артисту правнука.
«Я всегда считал, что дети — самое важное в жизни. Когда люди говорят, что для них главнее театра ничего нет, я им сочувствую. Значит, они лишены очень многого, не имеют искренней любви», —говорит Коренев.
Егор решил не становиться артистом и закончил Высшую школу экономики. Но у Владимира Борисовича есть надежда, что актерскую династию Кореневых-Константиновых продолжит его правнук.
«Кому же, как не своим детям, внукам и правнукам актеры должны передавать уважение и любовь к своей профессии?», — считает артист.