Современным зрителям вряд ли о чем-то говорит имя Михаила Волкова. А вот знатоки советского кино наверняка хорошо помнят этого артиста по фильмам «Путь в «Сатурн», «Командир счастливой «Щуки», «Крах инженера Гарина». Расскажем, почему актер пропал с экранов и оказался забыт бывшими коллегами.
Светловолосого Михаила приняли за украинца
Михаил Волков (настоящая фамилия Вильф) родился 26 сентября 1932 года в украинском городе Проскуров (ныне город Хмельницкий). Когда ему было 7 лет, семья перебралась в Киев.
Отец Михаила был военным. Мама, фармацевт по образованию, работала в аптеке. В первые же дни войны родители ушли на фронт, оставив 8-летнего Мишу на попечении родственников. А через два месяца, 19 сентября 1941 года, Киев оккупировали немцы.
Первым делом гитлеровцы принялись отлавливать и уничтожать всех коммунистов, комсомольцев и евреев. Многие родственников и знакомые Волковых погибли. Михаилу чудом удалось спастись — его, светловолосого от рождения, немцы приняли за украинца и не тронули.
Еще одним огромным везением было то, что и мама, и отец Волкова остались живы. И сразу после освобождения Киева советскими войсками их семья воссоединилась. Родители хотели, чтобы Михаил стал врачом или юристом. Но он еще в школьные годы увлекся театром и в будущем видел себя только артистом.
Несмотря на протесты близких, Волков сразу после школы поступил в Киевский институт театрального искусства имени И. Карпенко-Карого. Закончив вуз в 1954 году, Михаил получил распределение в Николаевский областной театр имени Т. Шевченко. Через два года он вернулся в столицу Украины и поступил в труппу Киевского ТЮЗа.
Товстоногов был удивлен нахальством артиста
В 1961 году в Киев с гастролями приехал из Ленинграда Большой академический театр имени М. Горького под руководством Георгий Товстоногова.
Волков побывал на всех спектаклях, которые привезли ленинградцы — «Пять вечеров», «Моя старшая сестра», «Гибель эскадры» и был просто поражен манерой игры и мастерством товстоноговцев.
Михаил стал бывать у них за кулисами, где познакомился и подружился с Кириллом Лавровым, Владиславом Стржельчиком, Ефимом Копеляном, Сергеем Юрским и другими артистами БДТ. От них Волков узнал, что Товстоногов в ближайшее время собирается ставить пьесу А. Грибоедова «Горе от ума» и уже понемногу подбирает исполнителей.
Например, уже решено, что Чацкого будет играть Сергей Юрский, а вот на роль Молчалина артист пока не назначен.
Волков понял, что судьба дает ему шанс. Набравшись смелости, он отправился к Товстоногову и попросил дать ему роль Молчалина. Георгий Александрович был немало удивлен нахальством молодого артиста. Тем не менее он прослушал Волкова и пообещал, что после возвращения в Ленинград, обсудит его кандидатуру с худсоветом театра.
Через две недели после окончания гастролей Михаил Волков получил письмо с официальным предложением вступить в труппу БДТ. И первая роль, которую он получил после приезда в Ленинград, была роль Молчалина в «Горе от ума».
Волкова часто приглашали в телеспектакли
В Большом драматическом театре Михаил Волков прослужил ровно 40 лет. За эти годы он принял участие в двух десятках постановок — «Три сестры», «Беспокойная старость», «Ревизор», «Энергичные люди», «История лошади», «Пиквикский клуб», «Чайка русской сцены», «Театр времен Нерона и Сенеки» и многих других.
Кроме того, в 60-70-х годах на ленинградском телевидении часто ставили спектакли по произведениям русских, советских и зарубежных писателей. Для участия в постановках привлекали артистов из разных театров.
Сразу же после переезда в Ленинград, Михаил Волков тоже стал получать приглашения в такие постановки. Среди самых значительных его работ — Штольц в «Обломове», Нияз в социальной драме «Совесть не прощает», Генри в «Прощай, оружие» Э. Хемингуэйя, Макбет в одноименном спектакле и другие.
Благодаря этим телеспектаклям у Волкова появились поклонники не только среди ленинградских театралов, но и далеко за пределами Ленинграда. Но настоящее признание и любовь зрителей всего Советского Союза принесли ему все же не театр и не телевидение, а кино.
Зрители были в восторге от мастерства артиста
В 1967 году на экраны один за другим вышли два фильма режиссера Виллена Азарова — «Путь в «Сатурн» и «Конец ‚Сатурна‘, снятые по роману писателя Василия Ардаматского. В обеих лентах Михаил Волков сыграл главную роль — советского разведчика Сергея Крылова (Михаила Крамера).
По сюжету, в самом начале войны Крылов попадает в немецкую разведшколу ‚Сатурн‘. Спустя время ему удается войти в доверие к руководству школы и из обычного курсанта он становится инструктором по подготовке диверсантов. Крылов получает возможность выполнять задания советского командования.
Оба фильма имели большой успех у зрителей и, спустя четыре года, на экраны вышла третья, заключительная серия трилогии — ‚Бой после победы‘, рассказывающая о приключениях Крылова-Крамера после победы над фашистской Германией.
Зрители были в восторге от мастерства Волкова, от того, как сдержанно, без всякого позерства и наигранности он сумел передать образ Крылова-Крамера. Казалось, что артист не играет, а по-настоящему живет жизнью своего героя.
Абдула из «белого солнца пустыни» говорит голосом Волкова
К счастью, не только зрители, но и режиссеры заметили актера.
И фильмография Михаила Волкова начала быстро пополняться новыми работами. Вот только некоторые, самые известные из них: капитан-лейтенант Валерий Рудаков в военной драме «Командир счастливой «Щуки», Шефер в картине «Крах инженера Гарина», художник Шутин в детективе «Выстрел в спину», полковник Алексей Данилов в шпионской ленте «Кодовое название «Южный гром», Филипп Ключик в детском приключенческом фильме «Пассажир с «Экватора».
Волков был не только талантливым артистом, но и непревзойденным мастером дубляжа. Его бархатный голос можно услышать во многих зарубежных и отечественных фильмах — «Лифт на эшафот», «Викинги», «Сокровище серебряного озера», «Зов предков».
Кстати, мало кто знает, что Абдула (Кахи Кавсадзе) в культовом фильме «Белое солнце пустыни» говорит голосом Михаила Волкова.
В личной жизни Волкову тоже повезло
По воспоминаниям коллег-артистов, в обычной жизни Михаил Волков был не слишком похож на своих героев — суровых людей «без страха и упрека». Он был очень коммуникабельным, с хорошим чувством юмора. Кроме того, Михаил замечательно пел, аккомпанирую себе на гитаре. Поэтому в любой компании сразу становился в центре внимания.
При этом Волков всегда вел здоровый образ жизни — не употреблял алкоголь, не курил и был убежденным вегетарианцем.
Удача сопутствовала Михаилу не только в профессии, но и в личной жизни. Он женился один раз и на всю жизнь. Его супруга, Алла Боровикова, не была актрисой, а работала редактором на Ленинградском телевидении.
Их единственная дочь тоже не пошла по стопам отца. Она закончила факультет иностранных языков Ленинградского университета и стала сотрудником одного из издательств.
Коллеги напрочь забыли про Михаила
В 1992 году Михаил Волков отпраздновал 60-летний юбилей. А спустя два года он начал замечать, что часто путает и забывает слова роли.
Обеспокоенный артист обратился к врачам и был буквально огорошен их диагнозом — болезнь Альцгеймера, причем быстропрогрессирующая.
В середине 90-х Волков вынужден был уволиться из театра и отказываться от ролей в кино. Потеря любимой работы очень угнетала артиста. За короткое время из жизнерадостного, полного сил мужчины он превратился в немощного старика.
Но сильнее всего Волкова расстраивало то, что едва он ушел из БДТ, как коллеги о нем напрочь забыли. Обиженный таким невниманием, Михаил однажды попросил жену, чтобы после его смерти в театре не устраивали панихиду.
Михаил Волков скончался 22 июля 2001 года, не дожив два месяца до своего 69-го дня рождения. Панихиды в театре действительно не было. А проводить артиста в последний путь пришли только двое из его коллег — Кирилл Лавров и Георгий Штиль.