Мы привыкли думать, что младенцы совершенно не ориентируются в окружающем пространстве. Но оказалось, что они очень сообразительны. Это подтверждают исследования различных ученых, которые выявили удивительные факты, касающиеся речи младенца.
Младенцы осваивают родную речь еще до рождения
Ученые провели ряд исследований: малышам, появившимся на свет спустя несколько часов, давали прослушать семнадцать гласных звуков из родного языка. После чего новорожденные слушали семнадцать гласных уже из иностранного лексикона. Дети проявляли большую активность при прослушивании «чужих» звуков, которые были новыми для них.
Именно в этот момент, как обнаружили ученые, младенцы прислушивались гораздо активнее, чем в моменты, когда слышали свой язык. Так исследователи пришли к выводу, что новорожденным уже была знакома родная речь, ведь они постоянно слышали ее еще в утробе матери.
Младенцы умеют «читать по губам»
Группе детей в возрасте до восьми месяцев показывали пленки без звука, на которой люди говорили на разных языках. Дети были не способны сосредоточиться на наблюдении монотонного видео, но они живо реагировали, когда человек на экране переходил на незнакомый язык.
Так было доказано, что младенцы не только понимают родную речь, но и умудряются отличать ее от «чужой» только визуально. Этот факт ученые назвали «чтение по губам».
Дети различают звуки всех языков
Малыши ориентируются в звуках любого известного языка, но утрачивают свои удивительные способности после наступления одного года. Это означает, что дети различают практически от 150 до 800 звуков. Со временем малыш сосредотачивает все свое внимание на звуках, исходящих от матери. Эту особенность связывают с удивительными способностями ребенка изучить в столь раннем возрасте любой иностранный язык.
Младенцы выделяют слова в речевом потоке
Самые большие сложности в освоении речи детьми связаны с отделением окончанием одних слов и началом других. Детский мозг учится ориентироваться по ударениям и паузам, которые делают люди в речи, чтобы отделять слова. Удивительно, но всего лишь в трехдневном возрасте младенец постигает эту сложную науку.
Факт был доказан учеными в ходе очередного эксперимента. Малышам зачитывались «неправильные» слова», в которых последние слоги путали с первыми. Дети обрабатывали такие ошибки значительно дольше верных, что доказывало их умение выделять правильные слова из общего потока.
Младенцы отличают предлоги и местоимения от слов с лексическим значением
Французские ученые пришли к выводу, что к восьмимесячному возрасту малыши способны понимать значение предлогов, местоимений и артиклей, являющихся вспомогательными в русском языке. Они способны отличить служебные слова от существительных и глаголов.
Младенцы отличают главные и придаточные предложения
Достигнув пятимесячного возраста, младенцы способны отделять главные предложения от придаточных. Они понимают и улавливают смысл слов «который» или «чей», дополняющих главное предложение. Детям озвучили фразы с искаженным смыслом, но малыши затратили на обработку намеренных ошибок гораздо больше сил. Это навело ученых на предположение о том, что дети пытались воссоздать правильный порядок предложений и понимали их части.
Такие факты свидетельствуют об умении младенцев отделять свой язык от чужого. Отсюда вытекает предположение, что малыши обладают колоссальными возможностями запоминать иностранные языки. Эти данные помогут ученым выйти на новый уровень в своих исследованиях и, возможно, разработать уникальные методики обучения детей.