Многие кинорежиссеры любят сниматься в своих же фильмах. Не был исключением и создатель знаменитых комедий Леонид Гайдай. Правда, из 18 своих картин он в качестве актера участвовал только в четырех. Причем в некоторых ему достались весьма оригинальные роли.
«Трижды воскресший», 1960 год
Первую комедию Гайдай снял еще в 1958 году. Называлась она «Жених с того света». Несмотря на то, что в фильме снимались много знаменитых артистов — Ростислав Плятт, Рина Зеленая, Георгий Вицин, Зоя Федорова, он был жестоко раскритикован цензурой.
После того, как вырезали все неугодные эпизоды, полнометражная картина превратилась в короткометражку. А Леонида Гайдая приказом по киностудии отстранили от режиссерской работы.
И только спустя два года, по протекции самого Ивана Пырьева, Гайдаю разрешили снять фильм, но уже не комедию, а «правильное патриотическое кино».
Так появилась картина «Трижды воскресший» о судьбе буксирного парохода «Орленок». В годы гражданской войны комсомольцы отправились на нем бить белых, во время Великой отечественной на «Орленке» эвакуировали раненых и детей. А в наши дни пионеры решили открыть на старом пароходе музей славы.
Главных героев в фильме «Трижды воскресший» сыграли Алла Ларионова и Георгий Куликов. А Леонид Гайдай появился в одном из эпизодов в небольшой роли изобретателя.
«Бриллиантовая рука», 1968 год
Зато в картине «Бриллиантовая рука» Гайдаю досталось целых три эпизода. Именно его руки мы видим в тот момент, когда шеф находит в земле клад.
Во-вторых, режиссер изобразил пьяницу в подворотне, про которого жалостливый Семен Семенович Горбунков сказал:
«Бедняга! Ребята, на его месте должен был быть я»
А в ответ услышал:
«Напьешься — будешь».
Правда, в кадр попали только ноги и частично спина Леонида Гайдая. Да и озвучил эту роль не он, а Георгий Вицин.
В последнем эпизоде именно рука Леонида Гайдая во сне Козодоева летала по воздуху и хватала за нос то Андрея Миронова, то Юрия Никулина.
«Двенадцать стульев», 1971 год
В экранизации романа Ильфа и Петрова Леонид Гайдай отвел себе роль архивариуса Варфоломея Коробейникова. Это именно к нему приходят за ордерами на стулья сначала Остап Бендер, а потом отец Федор.
Кроме того, в этой картине режиссеру снова пришлось изображать части тела, на этот раз ноги. Дело в том, что у Сергея Филиппова и Михаила Пуговкина никак не получался эпизод, в котором они, держась за стул, пинают друг друга ногами.
И после очередного испорченного дубля Гайдай, который, как известно, был долговязым, решил снимать свои ноги.
«На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», 1992 год
Четвертый раз Гайдаю удалось побыть актером в своем последнем фильме «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». Ему досталась роль безумного игрока в казино, которого выносят на руках полицейские.
Кстати сказать, Гайдай в жизни был очень азартным человеком, поэтому в этой роли сыграл самого себя.
По воспоминаниям директора фильма Марии Капустиной, съемки проводились в казино Атлантик-Сити.
«Однажды мы потеряли режиссера. Побежали искать и обнаружили его возле игровых автоматов. После этого, если Гайдай исчезал, мы знали где его искать»,— рассказывала Капустина.