Журналисты нередко называют Андрея Мягкова странным человеком. И действительно, артист не посещает модные тусовки, не ходит на ток-шоу, отказывается от интервью, никого не приглашает в гости. С чем связана такая нелюдимость популярного актера?
«Получи нормальную профессию, а потом уж будешь заниматься этой глупостью»
Родители Андрея не имели отношения ни к театру, ни к кино. Отец — доктор наук в области теоретической механики, мама — физик. Поэтому решение сына стать артистом вызвало у Мягковых-старших некоторое недоумение.
Тем не менее, отговаривать парня родители не стали, но поставили ему условие.
>«Отец мне сказал: «Андрей, я тебя прошу, поступи в институт, получи нормальную профессию, а потом уж будешь заниматься этой глупостью», — вспоминал Мягков.
«Нормальную профессию» Мягков получил в Ленинградском химико-технологическом институте. Правда, за годы учебы он не столько изучал химию, сколько участвовал в институтской самодеятельности.
Закончив вуз и проработав несколько месяцев в одном из ленинградских НИИ, Андрей решил, что родительское условие он выполнил и может наконец «заняться глупостью». И Мягков отправился в Москву подавать документы в Школу-студию МХАТ.
«Это была любовь с первого взгляда, одна, единственная, на всю жизнь»
Уже на первом курсе Мягков без памяти влюбился. Его избранницей стала Анастасия Вознесенская — тоненькая, хрупкая девушка с огромными широко распахнутыми глазами.
«Вспоминая первую встречу могу сказать, что это была любовь с первого взгляда, одна, единственная, на всю жизнь. Я ее увидел и понял: никакой дружбы, никаких ухаживаний, только любовь. Другого быть не может», — рассказывал Мягков.
Вскоре Андрей и Настя всюду стали появляться вместе — на лекциях, в студенческой столовой, в общежитии. И всегда неизменно держались за руки. Кстати, эту привычку они сохранили и по сей день.
Через год Вознесенская и Мягков сыграли свадьбу.
В 1965 году, закончив Школу-студию супруги стали артистами театра «Современник». Правда, если честно, то приглашение от Олега Ефремова, занимавшего пост главного режиссера, получила одна Вознесенская.
Но Анастасия тут же пришла к Ефремову и заявила, что примет предложение только, если в труппу возьмут и ее мужа. И режиссеру ничего не оставалось, как уступить.
В 1977 году вслед за Ефремовым супруги перешли во МХАТ, в котором служили до 2013 года.
Мягков не завидовал успехам жены
Сниматься в кино Мягков и Вознесенская тоже стали практически одновременно. Правда, первый фильм Мягкова «Похождения зубного врача» так и не появился в широком прокате. Цензура усмотрела в картине пародию на советскую действительность и на 20 лет отправила его «на полку».
А вот Анастасии повезло намного больше. Ее дебютная роль в короткометражке «Первая любовь» была встречена благосклонно не только зрителями, но и критиками. А следующая, в культовом фильме «Майор «Вихрь», оказалась по-настоящему звездной.
После премьеры фильма Вознесенская моментально взлетела на вершину успеха, а Мягков по-прежнему оставался рядовым артистом театра, время от времени снимающимся в небольших эпизодах.
Но Андрей не завидовал успехам жены, а радовался за нее и помогал всем чем мог. И не обижался, когда журналисты писали о нем, как о муже той самой Вознесенской.
«Мешала жить узнаваемость. Очень мешала»
Но через несколько лет ситуация изменилась кардинально. Анастасия Вознесенская, снявшись еще в двух фильмах «Пароль не нужен» и «Любить…» (причем в последнем у нее был всего небольшой эпизод), внезапно перестала получать предложения от режиссеров.
Зато звезда Андрея Мягкова с каждым годом разгоралась все ярче и ярче. Начиная с 1968 года на экран ежегодно выходят картины с его участием — «Братья Карамазовы», «Надежда», «Гроссмейстер», «Серебряные трубы», «Старый дом», «Моя судьба», «Нежданный гость», «Страх высоты».
Но настоящая всенародная слава пришла к Мягкову в январе 1976 года после показа по телевидению новогодней комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или С легким паром».
Поклонники узнавали Мягкова на улицах, бросались к нему, просили автографы. Причем многие норовили потрогать артиста или заглядывали ему в лицо. И даже не догадывались, насколько сильно Андрей страдал от повышенного внимания к себе.
«Я всю жизнь прожил как человек, который ходит по улице, не поднимая глаз. Мешала жить узнаваемость. Очень мешала. Сейчас, когда с годами я перестал быть похож на Женю Лукашина, стало легче», — вспоминал Мягков.
По словам Анастасии Вознесенской, Мягков по своей натуре человек достаточно закрытый. И когда к нему подбегали с криками: «Ба, да это же Лукашин!», он еще больше смущался и зажимался.
Мягков понимал, как тяжело было Анастасии оказаться не у дел
После «Иронии судьбы» режиссеры просто завалили Мягкова предложениями. А Вознесенская, которой когда-то прочили блестящее будущее, оказалась в тени звездного мужа.
И хотя Анастасия никогда в открытую не ревновала мужа к профессии, Андрей понимал, как тяжело ей оказаться не у дел. И не просто понимал, а всеми силами старался помочь любимой.
Отныне в большинстве фильмов Мягков соглашался сниматься при условии, что для его жены тоже найдется роль. И многие режиссеры шли ему навстречу.
Самая известная совместная работа супругов — фильм Эльдара Рязанова «Гараж». Мягков сыграл в нем поборника справедливости Хвостова, а Вознесенская — его антагонистку, директора рынка Кушакову.
Кроме того, Андрей и Анастасия вместе снялись в картинах «Вы мне писали», «Утренний обход», «Оглянись», «От зарплаты до зарплаты», «Ваш специальный корреспондент» и «Кувырок через голову».
Правда, далеко не все режиссеры соглашались на условия Мягкова. Среди них Алексей Коренев, который пригласил Андрея на роль Нестора Петровича в свой фильм «Большая перемена». Но, поскольку Вознесенскую на роль Светланы Афанасьевны режиссер категорически брать не хотел, Андрей тоже отказался сниматься.
Мягков — хронический однолюб
В кино Мягкову неоднократно приходилось изображать любовь. И после выхода каждой картины зрители были уверены — у артиста и в самом деле роман с Алисой Фрейндлих, Еленой Кореневой, Барбарой Брыльской и другими красавицами-актрисами.
На самом же деле, никаких отношений, кроме рабочих, между Мягковым и его партнершами не было. Потому что, каким бы ловеласом не был артист на экране, в реальной жизни он — хронический однолюб, который вот уже 57 лет обожает свою жену.
И Анастасия отвечает мужу тем же. Когда в 2009 году у Мягкова возникли проблемы с сердцем, Вознесенская подняла на ноги всех знакомых и незнакомых людей, чтобы найти возможность отправить мужа в Германию на операцию.
Недаром коллеги Мягкова и Вознесенской часто в шутку называют их сиамскими близнецами. Потому что они никогда не отдыхают по отдельности, работать тоже всегда стараются вместе, да и вообще, практически не расстаются.
Несколько лет назад специально для супругов в МХТ им. Чехова поставили спектакль «Белый кролик». Мягков и Вознесенская буквально жили этим спектаклем, а каждое представление сопровождалось аншлагом.
Андрей Мягков и Анастасия Вознесенская в спектакле «Белый кролик» / МХТ им. А. Чехова
Но в 2013 году прямо перед выходом на сцену у Анастасии Вознесенской случился инсульт. И Мягков без малейших раздумий в тот же день ушел из театра, в котором прослужил более 30 лет, чтобы ухаживать за женой.
«Кино стало бесчувственное, бессердечное»
С кино же Мягков попрощался еще в 2008 году. По словам артиста, стоящих ролей ему не предлагали, а сниматься в плохих он сам не хочет.
«Мы так бесстыдно подражаем американцам! Боевики, драки, бесконечный экшен. Кино стало бесчувственное, бессердечное. У советского кино было свое лицо, а сейчас его взяли, повернули затылком и нарисовали на нем американскую физиономию», — считает артист.
Но без дела Мягков не сидит. Еще в молодости он увлекался рисованием, а сейчас занялся портретной живописью.
Кроме того, Мягков — автор трех детективных романов. Причем написал он их специально для любимой жены. Просто однажды Анастасия пожаловалась, что у современных авторов нет стоящих детективов и Андрей, не раздумывая, взялся за перо.
Они создали свой мир – мир на двоих
Последние годы Вознесенская и Мягков живут на подмосковной даче вдали от суеты и любопытных глаз. Они не появляются на ток-шоу и тусовках, не дают интервью и не раскрывают подробности своей личной жизни.
Следуя пословице «Мой дом — моя крепость», супруги никого не приглашают в гости. Возможно, именно поэтому в некоторых СМИ их называют странной парочкой. Но Анастасии и Андрею безразлично мнение журналистов. Они создали свой мир – мир на двоих, и никого не хотят впускать в него.