Фильмография Народного артиста России Льва Прыгунова насчитывает более 100 ролей в отечественных и зарубежных фильмах: «Сердце Бонивура», «Картина», «Освобождение», «Черный океан», «Святой» и многих других.
Но что удивительно: сам он, что в душе ощущает себя вовсе не актером, а художником. Ведь именно написанию картин Прыгунов уже много лет посвящает все свое свободное время.
Прыгунову не суждено было стать учителем
Детские и юношеские годы Льва Прыгунова прошли в Алма-Ате. Родители будущего артиста были педагогами: мама преподавала русский язык и литературу, а отец — биологию. В 1949 году во время одной из научных экспедиций в горы, отец Прыгунова сорвался со скалы и погиб.
Закончив школу, Лева решил пойти по стопам родителей и поступил в Алма-атинский пединститут на биофак. Но стать учителем ему было не суждено. Еще на первом курсе Прыгунов записался в студенческую театральную студию и буквально «заболел» сценой.
Закончив второй курс, Лев забрал документы из института и отправился в Ленинград «учиться на артиста». Несмотря на огромный конкурс (250 человек на место) Прыгунов с первой попытки стал студентом Ленинградского института театра, музыки и кинематографии.
Сразу после итальянца Прыгунов сыграл француза
Дебют Прыгунова в кино состоялся еще во время учебы — в фильме «Увольнение на берег» ему досталась главная роль молодого матроса Николая Валежникова. Эта картина стала знаменательной для артиста и потому, что на съемках он познакомился и подружился с Владимиром Высоцким.
Уже после первой роли карьера Прыгунова в кино резко пошла вверх. За неполные 8 лет (с 1962 по 1969 год) молодой актер снялся в 13 фильмах.
В 1964 году Прыгунову даже повезло поработать с итальянскими кинематографистами в картине «Они шли на восток». Фильм рассказывал о солдатах итальянских экспедиционных войск, воевавших во Вторую мировую с СССР на стороне гитлеровской Германии. Прыгунову досталась роль молодого итальянского крестьянина Бадзокки, погибающего на советской земле вдали от своей родины.
Интересно, что почти сразу же после итальянца, Прыгунову пришлось играть француза, причем снова военного, в известной киноэпопее Юрия Озерова «Освобождение». Его героем стал летчик летчик знаменитой эскадрилии «Нормандия-Неман» со смешным прозвищем Ромашка.
Отказавшись от дублера, Прыгунов сам висел на дыбе
А в 1969 году Лев Прыгунов получил роль, которая надолго стала его визитной карточкой — подпольщика-большевика Виталия Бонивура, боровшегося с врагами Советской власти на Дальнем Востоке.
По воспоминаниям участников съемок этой картины, Прыгунов старался максимально вжиться в образ своего героя. Поэтому когда снимали эпизоды пыток Бонивура, Лев отказался от дублера и сам несколько часов висел на дыбе и ходил целыми днями со связанными руками.
В 70-80-х годах карьера Прыгунова в кино продолжила набирать обороты. Наиболее заметными работами артиста в тот период стали фильмы «Трактир на Пятницкой» ( Михаил Лавров), «Опасные друзья» (Громов), «Выстрел в спину» (следователь Гуров), «Честный, умный, неженатый…» (Артем Дольников), «Блистающий мир» (Гратисс) и другие.
В 1985 году Прыгунов сыграл роль, которую и по сей день называет своей самой любимой — председателя горисполкома Сергея Лосева в фильме режиссера Булата Мансурова «Картина».
С приходом 90-х, когда в отечественном кинопроизводстве наступил кризис, Прыгунов стал одним из первых советских актеров, приглашенных работать в Голливуд и Великобританию. Правда, роли там артисту предлагали довольно однотипные — не слишком умных советских военноначальников или русских злодеев. Но Прыгунов по этому поводу особенно не переживал.
«Я считаю себя профессиональным актером и на большее искусство не претендую. Сниматься в плохих фильмах нисколько не боюсь, потому что особой разницы между плохими и теми, к которым благосклонно относится наша пресса, не вижу», — говорит артист.
Самыми известными зарубежными фильмами с участием Прыгунова стали «Святой» (США), «Экспресс до Пекина» (Великобритания, Канада, Россия), «К-19» (США, Великобритания, Канада, Германия), «Сталин» (Венгрия, США), «Цена страха» (США) и другие.
Следуя этому своему принципу — соглашаться на любые роли, которые предлагают, Прыгунов в 2000-х стал активно сниматься в сериалах. Он исполнил главные роли в проектах «Убойная сила-5» (Дорофеев), «Карамболь» (Козырев), «Оружие» (генерал-майор в отставке Виктор Алексеевич Чубаков), «Девичник» (Алексей Степанович), «Дом на Озерной» (Михаил Семёнович).
«Как снимать кино, я Роману точно не советую»
Последние работы артиста — боярин Никита Романович Юрьев в картине «Годунов» и старик Сандибалов в «Мертвом озере». Кстати, режиссером второго фильма стал сын артиста Роман Прыгунов.
«Как снимать кино, я Роману точно не советую, он знает это лучше меня. Мы с ним договорились, что он будет снимать меня в эпизодах или даже в массовке, но только чтобы обязательно был хоть один крупный план», — смеется Лев Прыгунов.
«Мне пришлось отдать Романа в интернат»
К слову, Роман Прыгунов — сын артиста от первого брака. На его матери, Элеоноре Уманец, Лев женился еще в конце 60-х. В 1969 году у них родился сын Роман. А в 1977 году Элеонора погибла в автокатастрофе.
Оставшись один с восьмилетним Романом, Прыгунов долго не мог прийти в себя. Но, по его же словам, в депрессию не впал и в запой не ушел — нужно было работать и поднимать сына.
«Первые два года мне помогала мама, пока у нее были для этого силы. В то время у меня было очень много съемок, работы в театре, я был постоянно в разъездах, поэтому мне пришлось отдать Романа в московский интернат. Но при первой же возможности я забирал его на выходные домой», — вспоминает артист.
По словам Прыгунова, сын не остался на него в обиде. Во-первых, потому что интернат был очень хорошим. А, во-вторых, потому что именно там Роман научился самостоятельности и ответственности, за что и сегодня благодарен отцу.
«В этой женщине я нашел все»
Второй раз Лев Прыгунов женился через 6 лет после гибели Элеоноры. Ольгу он увидел на Мосфильме, где девушка работала помощником режиссера.
«Я приехал на киностудию, подхожу к павильону, а оттуда выходит Ольга. Вижу эту женщину первый раз, и вдруг в голове проносится: «Господи, это же моя жена!» Какая-то мистика», — вспоминает Лев.
Прыгунов был в то время уже знаменитым артистом, Ольга далеко не сразу ответила на его ухаживания: все-таки он на 16 лет старше, да и ловелас еще тот. По словам Льва, девушка почти три года старательно избегала оставаться с ним наедине и все норовила куда-то ушмыгнуть. И только в 1983 году наконец дала согласие выйти замуж.
«В этой женщине я нашел все: любовь, дружбу, понимание… Умница, тонко чувствующая, при этом очень остроумная, веселая» — говорит артист.
Несмотря на то, что Роману в момент отцовской женитьбы было уже 14 лет, Ольга не только сумела найти с ним общий язык, но и сделала своим другом. Как вспоминает Прыгунов, больше всего парня подкупило уважительное отношение его новой супруги к памяти Элеоноры.
«Рисовать я полюбил еще с детства»
На сегодняшний день фильмография Прыгунова насчитывает более 100 отечественных и зарубежных картин. Тем не менее, Лев Георгиевич говорит, что считает себя актером только по профессии, а в душе ощущает себя только художником.
«Рисовать я полюбил еще с детства, брал частные уроки, затем в течение жизни, когда была возможность, учился где мог. Куда бы ни приезжал, везде находил художественные музеи, галереи, всегда дружил с художниками», — говорит Прыгунов.
По словам Льва, в молодости из-за активных съемок, он не мог уделять любимому делу много времени. Зато теперь появилась возможность завести мастерскую, в которой можно, что называется «отвести душу».
Кстати, картины Прыгунова, которые он относит к жанру «энергетического реализма», пользуются спросом у знатоков. Немало его полотен находится в частных коллекциях, причем не только в России, но и за рубежом.
«Жаль, что много времени я потерял впустую. По идее, хороший художник должен написать за жизнь по меньшей мере тысячи две картин. А у меня всего-то штук 250», — сетует Лев.
По словам артиста,он как-то подсчитал,что за 10 проданных в Америке картин выручил больше денег,чем заработал за всю свою долгую киношную жизнь.
«Не надо искать счастья, лучше избегать несчастья…»
Кроме живописи, Прыгунов пробует свои силы в писательстве. В 2011 году вышли воспоминания артиста под названием «Сергей Иванович Чудаков и др», посвященные давнему другу поэту Сергею Чудакову. Еще через 4 года увидела свет вторая книга Прыгунова — «По ту сторону камеры».
А еще Лев Прыгунов давно увлекается изучением восточной философии. Поэтому на вопросы журналистов,счастлив ли он, 81-летний артист всегда отвечает:
«я считаю, что счастье — это понятие отрицательное, то есть его не существует. И вообще, древние китайцы говорили: не надо искать счастья, лучше избегать несчастья…»