Переговоры ведутся не только на международной арене. Простым людям тоже приходится регулярно это делать, например, в магазине. Ушлые продавцы то и дело стремятся обсчитать или «впарить» что-нибудь ненужное. Чтобы с вами этого не произошло, применяйте хитрости, которые используют в своей работе дипломаты.
Выбейте почву из-под ног
Суть приема в том, что вы играете на опережение. Готовясь к переговорам (в данном случае – к походу в магазин и разговору с продавцом), нужно заранее продумать, какая точка зрения может быть у вашего собеседника. Представьте, какие аргументы он может привести, и найдите для них свои возражения. С этого-то и нужно начинать разговор – чтобы собеседник не смог воспользоваться тем, чем собирался, и растерялся.
Боитесь, что продавец начнет навязывать более дорогой товар? Тогда сразу начинайте разговор такими словами:
— Здравствуйте! Мне нужен телевизор с такой-то диагональю по такой-то цене. Я знаю, что сейчас у вас проходит акция на такие-то модели. Я изучил ваш сайт и выяснил, что телевизор, который подходит под мои требования, в наличии в вашем магазине. Где я могу его посмотреть?
Все, продавец обезоружен. Главный – вы, а не он.
Сравнивайте
Теория социального сравнения говорит о том, что люди осознают себя, ориентируясь на других. Ценообразование в магазинах происходит по тому же принципу.
Потратьте немного времени и соберите информацию о конкурентах. Нашли у кого-то более выгодное предложение? Сообщите об этом продавцу, а дальше пусть он пытается удержать вас в качестве клиента. Так можно выторговать хорошую скидку, бесплатное дополнительное обслуживание или другие бонусы.
Будьте дружелюбны
Это банальная тактика, но она работает. Люди так устроены, что они стремятся помогать тем, кто им нравится. Зашли в магазин? Поздоровайтесь первым, улыбнитесь, глядя в глаза продавцу. Назовите его по имени (обычно оно написано на бейдже). Возможно, будет уместно пошутить или сделать небольшой комплимент.
Только не переборщите. Ведите себя вежливо, но не заискивайте.
Продумайте запасные варианты
Любой дипломат перед ведением переговоров заранее просчитывает альтернативные пути. Не существует незаменимых людей и вещей! Озвучивать это собеседнику не обязательно. Но вы чувствуете себя гораздо более уверенно, когда точно знаете: если вам не удастся договориться прямо сейчас, вы пойдете к конкурентам и достигнете своих целей уже с ними. Да-да, этот конкретный магазин – не единственный на свете!
Это работает и в том случае, если оппонент называет свое предложение уникальным и неповторимым. Представьте, вы заходите в магазин, а на вас буквально набрасываются с монологом о том, что только сегодня и только сейчас у них огромные скидки. Или горячо убеждают, что больше вы нигде не найдете телефон с такими характеристиками по такой цене.
Не поддавайтесь! Всегда можно взять паузу и проверить, так ли это на самом деле. Очень часто оказывается, что это всего лишь рекламный ход.
Не стремитесь выглядеть богатым человеком
Ни один дипломат не выложит на стол все козыри сразу. Если собеседник с первого взгляда понимает, чего ожидать от человека, он поведет разговор в нужную ему сторону.
Когда вы приходите в магазин, первое, что оценивает продавец – ваша платежеспособность. Поэтому не нужно это лишний раз демонстрировать. Даже если вы действительно очень богаты, оставьте дома норковую шубу и не пересчитывайте как бы невзначай пятитысячные купюры.
Если продавец поймет, что вы можете заплатить сумму больше среднего, он будет предлагать вам более дорогие варианты. От моделей подешевле вас либо будут активно отговаривать, либо вовсе скажут, что их нет в наличии.