Фильм «Республика ШКИД» вышел на экраны страны в 1966 году. Одним из самых запоминающихся персонажей в картине стал Слаенов, которого прозвали пауком-ростовщиком. Его сыграл 15-летний ленинградский школьник Владимир Колесников.
Почему так случилось, что эта роль стала единственной значительной в фильмографии артиста?
«Изначально фильм должен был быть двухсерийным»
Повесть «Республика ШКИД» была написана и издана еще в 1926 году. Ее авторы — Григорий Белых и Леонид Пантелеев сами были воспитанниками Школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков имени Ф. Достоевского (сокращенно ШКИД), поэтому повесть получилась очень жизненной и интересной.
Правда, фамилия Белых вскоре исчезла с обложки книги. Дело в том, что в 1935 году Григорий был арестован по подозрению в контрреволюционной деятельности, а спустя три года умер в лагере от туберкулеза. Так у повести остался только один автор — Леонид Пантелеев.
В середине 60-х, в преддверии 50-й годовщины Октябрьской революции было решено экранизировать «Республику ШКИД». После долгих споров режиссером будущей картины был назначен Геннадий Полока.
«Республика ШКИД» была для меня принципиальной картиной. В ней я хотел смоделировать эдакое общество своей мечты. Кстати, изначально фильм должен был быть двухсерийным. Но цензура его так порезала, что осталась всего одна серия», — вспоминал Геннадий Полока.
Уже в конце 90-х Геннадий Полока решил восстановить полную версию «Республики ШКИД», но сделать это ему не удалось. Оказалось, что тогда в 1966-м вырезанную пленку с неугодными цензорам эпизодами не просто положили на полку, а сразу же уничтожили.
Колесников просил дать ему положительную роль
Большинство персонажей в фильме — это несовершеннолетние воспитанники Школы-коммуны, в недавнем прошлом — беспризорники и даже преступники. Поэтому подобрать исполнителей на роли шкидовцев было очень непросто.
По словам Полоки, где только они не искали малолетних артистов — в школах, детских домах и даже в милицейских спецприемниках.
А вот 15-летнего Владимира Колесникова, который сыграл Слаенова, самого отрицательного персонажа картины, обнаружили на сцене Дворца пионеров.
В спектакле по роману Н. Островского «Как закалялась сталь» Володя играл ни кого-нибудь, а самого Пашку Корчагина. Поэтому, прочитав сценарий, мальчик попросил дать ему роль кого-нибудь из положительных героев.
Но Геннадий Полока уже увидел в Колесникове своего любимого героя Слаенова и без колебаний утвердил мальчика на эту роль.
«Слаенов был маленький, кругленький шкет»
По мнению режиссера, Слаенов — один из самых сложных, но и интересных персонажей. Потому что он не просто негодяй, который издевается над младшими, но деловой человек и удачливый комбинатор.
Ведь за короткое время Слаенов сумел не только полностью освоиться в школе, но и захватить в свои руки практически всю власть.
«Слаенов был маленький, кругленький шкет. Весь какой-то сдобный, лоснящийся. Даже улыбался он как-то сладко, аппетитно. Больше всего он был похож на сытого, довольного паучка…», — так написано о Слаенове в повести.
Начинал свой бизнес Слаенов просто: предлагал младшеклассникам в долг хлеб — я тебе сегодня занимаю осьмушку, а ты мне завтра отдашь четвертинку (в два раза больше). И вскоре все малыши без исключения стали его должниками.
Для старшеклассников Слаенов придумал другой фокус — играть в карты на хлеб. При этом мухлевал он или был действительно очень сильным игроком, неизвестно. Важно то, что большая часть ребят проигралась ему в пух и в прах.
И уже совсем скоро Слаенов единолично стал управлять всеми хлебными потоками в ШКИД, обменивая хлеб на сигареты, конфеты, колбасу и водку. Правда, в конце-концов шкидовцы все-таки взбунтовались против ростовщика Слаенова и ему пришлось бежать.
«Ты зачем, гад, хлеб у шкидовцев отнимаешь?!»
Удивительно, но не имея опыта в кино, Володя Колесников справился со своей сложной ролью на все 100%. А после того, как «Республику ШКИД» показали в кинотеатрах, Колесникова стали узнавать на улицах. Правда, не всегда это узнавание заканчивалось для юного артиста хорошо.
Однажды, по словам Владимира, к нему на Невском подошел какой-то амбал и, взяв за шкирку, закричал:
«Ты зачем, гад, хлеб у шкидовцев отнимаешь?!»
После чего швырнул Володю в Фонтанку. К счастью, дело было зимой и парень упал не в воду, а в сугроб. И кое-как выбравшись, поспешил уйти подальше.
«Если не вышло с кино, тогда пусть будет театр»
Но даже такие проявления внимания со стороны «поклонников» не отбили у Колесникова желание стать артистом. После школы он подал документы в ГИТИС, который закончил в 1985 году.
Вот только приглашений от режиссеров почему-то не было — после «Республики ШКИД» Владимир снялся всего в двух картинах, это были небольшие эпизоды.
Тогда Колесников решил: если не вышло с кино, пусть будет театр и… создал собственную Театр-студию.
В конце 80-х-начале 90-х труппа, возглавляемая Владимиром Колесниковым, была довольно популярна в Ленинграде. Например, они самыми первыми в России поставили «Лолиту» Владимира Набокова и «Носорога» Эжена Ионеско.
А потом, по словам Колесникова, культура погрязла в безденежье и для его театра наступили тяжелые времена. Правда, сдался он не сразу, а пару лет пытался выплыть при помощи гастролей. Но в провинции театр был нужен еще меньше, чем в столице. И Владимир распустил труппу.
«А что, работа на чистом воздухе»
Оставшись без любимого дела, Колесников уехал в Чехию, где несколько лет выступал на сцене одного из театров.
В начале 2000-х Владимир вернулся на родину и устроился работать дворником.
>«А что, работа на чистом воздухе. И, главное, ни за что не отвечаешь», — говорит артист.
Тем не менее, Владимир сделал попытку вернуться в кино и даже снялся в нескольких фильмах и сериалах — «Братва», «Ключи», «Игры мотыльков», «Улицы разбитых фонарей», «Полумгла». Правда, роли у него снова были совсем маленькие, порой даже без упоминания в титрах.
Но Колесников не отчаивается. Он надеется, что главная роль его жизни еще впереди. И на заработанные большие деньги он снова сможет открыть собственный театр.