Фильмография Народной артистки России Людмилы Поляковой насчитывает более 100 картин — «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Хозяйка детского дома», «Бумер», «Комедия строгого режима» и многие другие. Но сама Полякова все же своей основной работой считает не кино, а Малый театр, в котором служит уже 30 лет.
Отчего в будущую популярную актрису никто не верил в детстве, как она случайно оказалась в Щепке, почему праздновала развод в ресторане?
«Куда такой кобыле на сцену?»
Детство будущей примы Малого театра прошло в одном из рабочих районов Москвы. Отца своего девочка не знала, воспитывалась в «женском царстве» — мама, тетя и бабушка. Вчетвером они ютились в двух шестиметровых комнатушках в старом доме еще дореволюционной постройки, так называемом «клоповничке». Жили очень небогато: денег зачастую не хватало даже на самое необходимое.
С раннего детства Мила была приучена к самостоятельности. Поэтому еще в младших классах она сама пошла в Дом пионеров и записалась сразу во все кружки.
«Я училась шить, вязать, готовить, участвовала в самодеятельности», — вспоминала актриса.
Овладев столькими навыками, в преддверии выпускных экзаменов девушка заметалась — какую же ей все-таки профессию выбрать? И однажды спросила у бабушки:
«А что, если мне попробовать податься в артистки?»
А в ответ услышала:
«Куда тебе, такой кобыле, на сцену? Тебе ведь партнера не подберешь!»
И действительно, в послевоенное время большинство девушек почему-то были небольшого роста. И Людмила со своими 176 см выглядела на их фоне, по ее собственному выражению, дылдой или каланчой.
«Думала, что стану переводчицей и обязательно попаду во Францию»
Оставив надежду стать актрисой, Людмила после школы начала работать воспитательницей в школе-интернате. А на заработанные деньги покупала книги и запоем их читала. Причем не просто читала, но и мечтала стать такой же, как герои ее любимых произведений.
Так, начитавшись повестей Георгия Паустовского, девушка решила стать океанографом и даже отправилась в Одессу поступать, но не прошла по конкурсу.
Потом ей на глаза попался роман Генриха Манна «Молодые годы короля Генриха IV» и Людмилу унесло в мир средневековых замков, кринолинов, ядов и неземной любви.
«Я просто влюбилась в Генриха Наваррского и принялась со всем пылом учить французский. Думала, что стану переводчицей и обязательно попаду во Францию на родину моего любимого Генриха», — рассказывала Полякова.
«Там такая девка на вечернее поступает!»
Вполне возможно, что так бы оно и было, если бы однажды Людмила не увидела объявление, что в Щепкинское училище объявлен дополнительный набор на вечерний факультет.
В памяти тут же всплыла давняя мечта стать актрисой и девушка решила попытать своего счастья. И счастье ей действительно улыбнулось. На вступительном экзамене совершенно случайно оказался Юрий Соломин, набиравший группу на дневной факультет. Прослушав Полякову, он тут же побежал к своему коллеге Виктору Коршунову и закричал:
«Слушай, там такая девка на вечернее поступает! Надо ее забрать к нам!»
Так Людмила Полякова стала студенткой знаменитой Щепки.
«Мне было уже почти 50, на руках сын-подросток, больная мама»
После окончания училища Полякова поступила в труппу Московского драматического театра на Малой Бронной, но уже через год перешла в Театр имени Станиславского. Позже она сменила еще несколько коллективов и только в 1990 году оказалась в Малом театре, где служит и по сей день.
Кстати, в Малый Людмила тоже попала с легкой руки Юрия Соломина, которого актриса называет своим дважды ангелом-хранителем.
По словам Поляковой, они с Соломиным встретились на съемках какого-то фильма.
«Мне было уже почти 50, на руках сын-подросток, больная мама, постоянной работы нет. И тут Соломин: «Как дела, где ты, что ты?» Я ему рассказываю. А он: «А если в Малый?» Я говорю: «Слабо!», — вспоминала Полякова.
Тем не менее уже через три дня после этого разговора Соломин добился, чтобы Людмила Полякова была зачислена в труппу Малого театра.
Полякову стали часто приглашать на съемки
Первый раз в кино Людмила Полякова снялась еще в 1967 году — в небольшой короткометражке «Ангел» по рассказу Юрия Олеши она сыграла беременную крестьянку. Правда, по указанию начальства этот фильм сразу же положили на полку, где он пролежал почти 20 лет.
Поэтому своим кинодебютом Полякова считает фильм «Секретарь парткома», вышедший на экраны в 1970 году. Героиня актрисы — молодая колхозница Полина Гончаренко, которую колхозники избирают своим парторгом, вступает в противоборство с председателем колхоза.
За эту работу Людмила Полякова в 1972 году была удостоена премии IV Всесоюзного фестиваля телефильмов в Минске.
После успеха «Секретаря парткома» Полякову стали постоянно приглашать на съемки. Правда, главные роли ей доводилось играть нечасто, зато второстепенных и эпизодических было хоть отбавляй.
На сегодняшний момент фильмография актрисы составляет более 100 картин. Самые известные из них — «Хозяйка детского дома», «Михайло Ломоносов», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Почти смешная история», «Семь дней Надежды», «Борис Годунов».
Даже с приходом 90-х, когда многие артисты оказались не у дел, Полякова продолжала активно сниматься. Самые заметные ее роли того периода — Варвара Торопова в «Три дня вне закона», Наталья Ивановна в «Любовь французская и русская», Ксения в «Последней субботе», Собачиха в «Бумере».
Не отказывается Полякова играть и в сериалах — «Мелочи жизни», «Самозванцы», «Даша Васильева», «Тяжелый песок», «Земский доктор», «Повороты судьбы».
И сегодня, несмотря на то, что Людмиле Поляковой в январе исполнился 81 год, она продолжает оставаться востребованной актрисой. Совсем недавно на экраны вышел 8-серийный исторический фильм «Мятеж», в котором Полякова играет эпизодическую роль. Еще одна картина с участием актрисы — «Грозный» находится в производстве.
«Развод мы отметили в ресторане»
В отличие от творческой, личная жизнь Поляковой складывалась менее удачно. Актриса была дважды замужем, но и с одним, и с другим мужем рассталась.
Первым супругом Людмилы стал ее однокурсник по Щуке Василий Бочкарев.
«Так получилось, что мы с Васей с первого курса подружились. И вскоре все привыкли, что где Вася — там и Мила, и наоборот. И когда учеба подошла к концу, я растерялась — как же я без Васи? И мы поженились», — рассказывает Полякова.
По словам Людмилы, жили они с Бочкаревым хорошо, вот только забеременеть в этом браке никак не получалось. Поэтому ближе к тридцати годам супруги решили — надо разбегаться.
«Развод мы отметили в ресторане. Вася подарил мне розы и мы… разошлись в разные стороны», —улыбается актриса.
Бочкарев вскоре женился, в новой семье у него родилась дочка. Кстати, теплые отношения между Василием и Людмилой сохранились по сей день.Тем более, что бывшие супруги служат в одном театре и часто выходят вместе на сцену.
«Я была уверена, что умру родами»
Через некоторое время после развода у Людмилы появился поклонник — летчик, от которого она в 1974 году родила своего единственного сына Ваню.
«Я почему-то была уверена, что умру родами. Поэтому попросила его расписаться. Подумала: если у ребенка не будет матери, то пусть хоть отец останется», — рассказывала Полякова.
Но прожив в браке год, Людмила поняла, что они с мужем — абсолютно разные люди. Поэтому подала на развод, не колеблясь.
«Я кружила над ребенком, как орлица»
Поскольку после ухода мужа оставлять Ваню было не с кем, а на няню денег не хватало, Людмила везде брала ребенка с собой. По ее словам, на репетиции и спектакли она приходила с огромными сумками, наполненными сменной одеждой и питанием для мальчика.
То же самое было и с кино. Правда, на натуру таскать Ваню актриса не рисковала, зато на съемки в павильон всегда приходила вместе с ним. И вскоре малыш уже сам кричал: «Хоцю в павийон!»
«Я кружила над ребенком, как орлица. Боялась отпустить от себя на минуту. Даже в школьные годы никогда не отправляла в лагеря и боялась отпускать на улицу», — вспоминает Полякова.
Недаром коллеги по театру тогда дали актрисе прозвище «мама-кенгуру».
«Сижу на балконе с видом на Средиземное море»
Закончив школу, Ваня вначале решил пойти по стопам матери и поступил в Российскую академию театрального искусства. Но, проучившись недолго, понял, что это не его призвание и ушел.
Парень стал диджеем и исколесил весь мир. Вскоре он познакомился с девушкой-испанкой и женился на ней. В этом браке родилась дочка Саша.
По словам Поляковой, ей очень не нравилось, что молодые снимали квартиру в Барселоне и платили за нее большие деньги. Поэтому несколько лет назад она решилась на серьезную авантюру. Актриса продала свою дачу в Подмосковье и, взяв ипотеку, купила квартиру в Испании. Квартиру Полякова подарила сыну, но и сама несколько раз в год приезжает погостить «на свою Барселонщину».
«Сижу на балконе с видом на Средиземное море, вспоминаю наш домик-клоповничек в Москве и сама себе не верю», — смеется Людмила.
Сейчас Иван женат во второй раз, в прошлом году у него родился сын.
«Я пошел в Малый на Полякову, и день удался»
Несмотря на большую занятость в кино, основной своей работой Полякова все же считает Малый театр, в котором она уже много лет считается ведущей актрисой — примой.
«И как же приятно, когда после спектакля я слышу: «У меня было такое плохое настроение, но я пошел в Малый на Полякову, и день удался», — говорит актриса.
Самые известные роли Поляковой в театре — Филицата в «Правда — хорошо, а счастье лучше», Глафира Фирсовна в в «Последней жертве», Антоновна в «Детях солнца», Мурзавецкая в «Волках и овцах».
«Когда-нибудь мне повезет и я сыграю эту пьесу»
В 2019 году к 80-летнему юбилею Людмилы Поляковой художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин сделал ей подарок — поставил для актрисы спектакль «Дальше — тишина» по пьесе американской писательницы В. Дельмар.
Как оказалось, лет 50 назад Полякова видела эту постановку в исполнении блистательных артистов Фаины Раневской и Ростислава Плятта и уже тогда подумала:
«Когда-нибудь мне повезет и, возможно, я сыграю эту пьесу. Как только возраст подойдет».
Узнав об этом, Соломин сделал актрисе сюрприз. Партнером Поляковой по сцене стал артист Владимир Носик.
По словам Поляковой, это спектакль о любви, а герои пьесы — это состарившиеся Ромео и Джульетта. Потому что в нем рассказывается трагическая история о судьбах двух стариков, проживших всю жизнь вместе и на старости лет насильно разлученных детьми.
«Я счастлива, что получила возможность сыграть эту роль. Ведь театр тогда театр, когда люди могут посмотреть вглубь своей души, задуматься, как они живут, и стать лучше», — говорит Людмила Полякова.