О жизни одной из самых красивых актрис советского и российского кинематографа Людмиле Чурсиной запросто можно снять фильм. О том, как в 28 лет она, перескочив через звание Заслуженной, сразу стала Народной артисткой РСФСР (к слову, этот рекорд не побит до сих пор), а в 40 — Народной артисткой СССР. О том, что первую кинонаграду Чурсиной вручала сама Одри Хепберн и тогда же она получила предложение поработать в Голливуде.
Мы решили вспомнить некоторые факты из жизни знаменитой актрисы и узнать, как она живет сейчас.
«Я была длинная, нескладная»
В школе Люда Чурсина была одной из лучших учениц. Особенно хорошо девочке давались точные науки — математика, черчение, астрономия. Кроме того, Людмилу всегда привлекали «настоящие мужские» профессии и себя она в будущем видела или капитаном океанского корабля, или знаменитым авиаконструктором.
А вот об актерстве даже не мечтала. Хотя бы потому, что в юности очень комплексовала по поводу своей внешности — рост 177 см, нога 40 размера.
«Я была длинная, нескладная, по моему ощущению — очень некрасивая, даже стыдилась смотреться в зеркало. Однажды попробовала сыграть в школьном драмкружке какую-то роль — напутала текст» — вспоминает актриса.
Закончив школу с золотой медалью, Чурсина отправилась в Москву поступать в МАИ. Вместе с ней ехала одноклассница, которая как раз и собиралась стать артисткой.
Чтобы подруге не было страшно на прослушиваниях, Людмила решила пробоваться вместе с ней. И неожиданно для себя поступила сразу в три института — ВГИК, ГИТИС и Театральное училище имени Б.Щукина.
Естественно,что после такого грандиозного успеха на карьере авиаконструктора была поставлена жирная точка — Чурсина поняла, что хочет быть только актрисой. Немного подумав, из трех вузов она выбрала Щуку.
«Вместе с пергидролью гример смыл половину моих волос»
Когда Людмила училась на третьем курсе, в училище пришли ассистенты с киностудии Горького приглашать на пробы в картину «Когда деревья были большими». Вместе с другими студентами пришла на кастинг и Чурсина.
Режиссер фильма Лев Кулиджанов сразу обратил внимание на статную высокую девушку с длинной русой косой и сходу предложил ей роль Зойки — деревенской «королевы красоты». Правда, по задумке режиссера у Зойки волосы должны быть немного светлее, поэтому Людмилу отправили к гримерам краситься.
В те времена для осветления волос использовали единственное средство — пергидроль. Вот им-то и намазал слегка подвыпивший гример голову Людмилы. После чего, предупредив, что будет немного щипать, ушел играть в домино.
По словам Людмилы, с намазанной головой она просидела больше часа. И хотя щипало невыносимо, девушка мужественно терпела, думая, что так и должно быть. А, оказалось, что гример попросту забыл про клиентку.
«Когда гример наконец-то стал смывать пергидроль, то вместе с ним смыл и половину моих волос. И чтобы как-то скрыть залысины, мне делали накладочки. Волосы потом, конечно, отросли, но уже совсем другого цвета», — рассказывала Чурсина.
«Ну и как я с такой оглоблей буду сниматься?»
В 1964 году, сразу после окончания училища, Чурсина познакомилась со своим первым мужем режиссером Владимиром Фетиным. Произошло это на съемках фильма «Донская повесть» по рассказу Михаила Шолохова.
Удачно пройдя пробы на киностудии, Людмила отправилась в станицу Раздорскую, где уже вовсю шла работа над фильмом.
Решив, что раз она исполнительница главной роли, то и выглядеть должна соответствующим образом, девушка надела мини юбку и высоченные шпильки. И не подумала, что от пристани, куда ее привез катер и до станицы ей придется идти пешком — в гору по разбитой полевой дороге, да еще и с огромным чемоданом.
Когда Людмила наконец добралась до места, вид у нее был еще тот — каблук сломался, прическа сбилась набок, лицо покраснело, одежда вся в пыли. А первые, кто ей встретился в станице, были режиссер Владимир Фетин и исполнитель главной мужской роли Евгений Леонов.
По словам Людмилы, Леонов внимательно оглядел ее снизу вверх и мрачно спросил:
«Ну и как я с такой оглоблей буду сниматься? Ведь она меня на голову выше».
Это стало для девушки «последней каплей» и она ответила:
«А вы закажите себе скамеечку!»
Кстати, Леонову действительно сделали специальную подставку, которую он всегда носил с собой. А когда однажды все же забыл, режиссер быстро нашел выход — приказал вырыть для Чурсиной траншею и таким образом сравнял партнеров в росте.
«Я подумывала свести счеты с жизнью»
Во время работы над «Донской повестью» у Фетина и Чурсиной разгорелся роман и сразу после окончания съемок они поженились. Фетин снял Людмилу в трех своих последующих фильмах — «Открытая книга», «Любовь Яровая» и «Виринея». За главную роль в последней картине в 1970 году Чурсина была признана лучшей актрисой года.
С Владимиром Фетиным актриса прожила 17 лет, а в 1981 году подала на развод. Причина была одна — пристрастие режиссера к алкоголю.
По словам Людмилы, она пыталась всеми средствами избавить мужа от пагубной привычки. Даже пробовала сама пить, надеясь этим его напугать. Прежде чем решиться на развод, Чурсина 13 раз уходила от Фетина и снова возвращалась. Ну а четырнадцатый стал последним.
«Я тогда настолько отчаялась, что даже подумывала свести счеты с жизнью. Однажды утром стояла на питерском мосту, и проезжающий мимо мужчина выскочил и спросил, куда меня подвезти. Видимо понял, что не просто так стоит девушка на мосту в предрассветный час», — вспоминает Чурсина.
«Вы ведь член КПСС. Обнажаться вам не к лицу»
В 1968 году на экраны вышел фильм «Журавушка», в котором Людмила сыграла роль Марфы — девушки, хранящей верность и любовь к ушедшему на войну мужу. Через год эта картина была показана на ХVII Международном кинофестивале а Сан-Себастьяне и Чурсина получила приз за главную женскую роль.
Вручала Людмиле приз знаменитая актриса Одри Хепберн. Правда, по словам Чурсиной, она так волновалась, что даже толком не рассмотрела ее.
А вскоре Людмиле сделали заманчивое предложение из Голливуда. Ей предлагали трехгодичный контракт, который предусматривал съемки в 15 фильмах.
Но поработать на фабрике грез актрисе так и не пришлось. Потому что вскоре после этого ее вызвали на ковер в партийные органы и строго сказали:
«Мы, конечно, очень рады, что вас так ценят в их Голливуде. Но представьте, вдруг вам там предложат раздеться в фильме. Что тогда? А вы ведь член КПСС, обнажаться вам не к лицу».
Но Чурсина не слишком жалела об упущенной возможности — ей хватало работы и дома. Начиная с середины 60-х годов, фильмы с участием актрисы выходили ежегодно.
Самые известные работы актрисы в 70-х-90-х — «Олеся», «Приваловские миллионы», «Угрюм река», «И это все о нем», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Демидовы», «Русь изначальная», «Досье человека в Мерседесе», «На Гранатовых островах».
«Тебя как зовут? Саша…А меня тетя Люда…»
На съемках последнего фильма с актрисой произошел забавный случай. По сценарию у ее героини, французской журналистки Катлен Габю была постельная сцена с партнером по фильму Александром Михайловым.
Для съемки этого пикантного эпизода был арендован президентский номер в Хаммеровском центре в Москве. Цена за аренду была просто запредельная, поэтому киношники забронировали его всего на несколько часов.
Эпизод небольшой — герой обнимает героиню, затем она его, после чего героиня в обнаженном виде подходит к шторе, открывает ее — только и всего. Съемки начались: Чурсина уже в постели, а Михайлова почему-то все нет. А время идет, деньги капают, режиссер и все остальные заметно нервничают.
И вот, когда все уже были на пределе, в номер впихнули какого-то юнца в халате. Режиссер подтолкнул его к кровати, сказав: «Мигом в постель, тебе актриса все объяснит». И тут же раздалась команда «Мотор!».
По словам Чурсиной, знакомство с новым партнером произошло под одеялом:
«Тебя как зовут? Саша…А меня тетя Люда…»
Только когда эпизод был снят, Чурсина узнала, что в постели с ней был молодой артист Александр Соловьев. Кстати, в смету создатели фильма уложились.
«Он был очень милый. Но в моей жизни случайный»
В 1983 году Чурсина вышла замуж во второй раз. Ее новым избранником стал ученый-океанолог Владимир Залитис.
И хотя от этого брака у актрисы остались самые теплые воспоминания, продлился он всего два года.
«Он был такой… типа Алена Делона. Человек очень милый. Но в моей жизни случайный. Просто к моменту нашей встречи я так устала от первого брака, от неустроенности, одиночества, что захотелось немного семейного счастья…», — признавалась актриса.
Сыграло свою роль и то, что молодожены постоянно были в разлуке — он в экспедициях, она на съемках. И, по словам Людмилы, жизнь сама их потихонечку развела.
«Игорь был уникальной личностью»
А через два года Чурсина познакомилась со своим третьим и последним мужем, Игорем Андроповым, сыном Генерального секретаря ЦК КПСС. Правда о том, кто отец ее ухажера, Людмила узнала далеко не сразу. Тем более, что Андропова-старшего уже три года не было в живых.
«Игорь был уникальной личностью. Обладал потрясающей памятью, писал стихи. Очень грустные, так как душа его была израненной», — вспоминает Чурсина.
К большому сожалению, у третьего мужа актрисы была та же пагубная привычка, что и у первого. И, промучавшись четыре года, Людмила подала на развод. Больше замуж она уже не выходила, объясняя, что сыта по горло тремя браками.
Единственное, о чем Чурсина немного сожалеет — что так и не стала матерью.
«Было много съемок, от чего-то по дурости не хотелось отказываться… Детей не случилось», — говорит она.
Чурсина активно снимается в сериалах
Хотя Чурсина уже много лет живет одна, одиночества она не ощущает. По словам Людмилы, у нее есть любимый племянник Алексей, с семьей которого она очень близка.
А, кроме того, у Людмилы есть любимая работа. Ведь, несмотря на то, что Чурсиной уже 79 лет, она продолжает сниматься в кино, причем сниматься активно.
В последние десятилетия на экраны ежегодно выходит уже не по одному, а по нескольку фильмов с участием актрисы — «Вакцина», «Рассмешить Бога», «Дом на Английской набережной», «Юбилей», «Призраки Замоскворечья».
Не отказывается Чурсина и от работы в сериалах. По ее словам, ей очень интересно попробовать свои силы в новых условиях, с новыми, уже сегодняшними актерами. Самые известные многосерийные картины, в которых снималась Людмила — «Горячев и другие», «Маргоша», «Интерны», «Две стороны одной Анны», «До смерти красива».
В 2017 году вышел многосерийный фильм «Чисто Московские убийства», в котором Чурсина сыграла главную роль владелицы сети элитных салонов красоты Екатерины Власовой.
«Моя героиня — московская светская львица. Она очень строгая, ее побаиваются, но уважают. И там, где полиция не может докопаться до правды, за дело берется она сама», — рассказывает Чурсина.
Поскольку сериал имел большой успех, была снята вторая часть, которая появилась на экранах в прошлом году.
«Тянуть» себя от макушки до пяток просто нелепо»
Несмотря на звездный статус живет Людмила Чурсина в обычной однокомнатной квартире и часто ездит на съемки на метро. Правда, не слишком любит, когда на нее обращают повышенное внимание и начинают рассыпаться в комплиментах.
«Я считаю, что комплименты должны быть редкими, как бриллианты. Только тогда они имеют цену», — говорит актриса.
Негативно относится Чурсина и к пластическим операциям. По ее словам, внешность — это то, что дано человеку природой и родителями, поэтому исправлять ее глупо.
«Конечно, женщине необходимо хорошо выглядеть, но «тянуть» себя от макушки до пяток и становиться Барби в 60 или 70 лет просто нелепо», — считает Людмила.
А еще Чурсина признается, что не слишком жалует косметические кабинеты и спортзалы, понимая, что возраст все равно возьмет свое. Что касается гардероба, то в обычной, а не экранной жизни актриса одевается очень скромно, без всяких излишеств, отдавая предпочтение брюкам и свитерам.
«Человека украшает его духовный мир. А если это все скукоженно, какие подтяжки ни делай, какие брюлики ни навешивай, ничего не поможет»