Учебный год только стартовал, а у большинства пап и мам уже голова пухнет от задач и упражнений, принесенных детьми из школы. А все оттого, что многие родители, кроме собственных домашних обязанностей, взваливают на себя груз школьных заданий детей.
Такая сверхответственность не может не напрягать. Как же перестать делать уроки за своего ребенка и постоянно его контролировать? Воспользуйтесь следующими рекомендациями.
Не делайте за ребенка его работу
Не считайте себя ответственными за успехи своих детей в школе. Намного проще уже с первого класса выработать у них навыки самостоятельного обучения. Ваша миссия заключается в том, чтобы поддерживать и направлять сына или дочь.
Если домашнее задание окажется чересчур сложным, помогите ребенку с ним разобраться, но не делайте всю работу за него. Научите его собирать ранец и выполнять домашние работы любого типа, но не более того.
Допустим, во время проверки домашнего задания вы нашли ошибку. Добейтесь того, чтобы ребенок сам ее исправил. Не давайте ему готовых ответов. Через некоторое время проверку домашней работы можно свести к минимуму: достаточно будет убедиться в самом факте ее выполнения. Если задали 4 упражнения, ребенок должен сделать их все. Такой подход не застрахует его от ошибок, зато в нем будет воспитываться чувство ответственности, а в дневнике появятся заслуженные, а не “натянутые” отметки.
Прививайте ребенку навыки самообучения
Поначалу домашние задания могут озадачить юного школьника. Как с ними справляться? Постарайтесь освоить с ребенком алгоритм выполнения работы, заданной на дом. Объясните, насколько важна в этом деле последовательность, продемонстрируйте ее результаты и выгоды. Можете даже составить памятку “Этапы работы над домашним заданием” и установить ее над письменным столом ребенка.
Все, что школьнику останется делать, — это следовать разработанному алгоритму. Обратите его внимание на то, что он должен выполнять упражнения полностью. Покажите, как нужно пользоваться справочной литературой. В отличие от интернет-источников, она позволит найти важную информацию, не отвлекаясь на посторонние вещи.
Учите ребенка рационально использовать время
Зачастую дети не ощущают ход времени. Перед тем, как ребенок отправится делать уроки, заведите будильник. Это настроит вашего школьника на рабочий лад и не позволит ему засиживаться за письменным столом. Лишнее время, проведенное за выполнением домашней работы, снижает ее результативность. Если ученику среднего звена рекомендуется укладываться в 2 часа, то ребенку, посещающему начальную школу, — в полчаса. При переборе со временем концентрация внимания у детей заметно падает.
Покажите ребенку важность расстановки приоритетов
Приучайте сына или дочь в любом деле выделять первостепенные задачи. Это упростит как учебный процесс, так и жизнь в целом. Пусть, принимаясь за уроки, ваш ребенок верно оценит несколько важных моментов: объем всей работы, заданной на дом; что из нее понятно, а что — нет; задания, которые можно быстро выполнить, и те, что потребуют много времени; задачи, с которыми получится справиться самостоятельно, и те, для решения которых понадобится помощь взрослых.
Если вы научите своего ребенка проводить такую оценку, ему будет легче ориентироваться в домашних заданиях. Он сразу будет понимать, какие из них можно выполнить самостоятельно, для каких понадобится справочная литература, а какие стоит отложить до прихода родителей. Этот навык пригодится и в процессе сдачи экзаменов или тестов. Откладывание на потом задач повышенной сложности позволит сэкономить драгоценное время.
Сумейте замотивировать ребенка
Не скупитесь на похвалу, если ребенок ее заслужил. Не воспринимайте хорошие оценки как нечто самой собой разумеющееся. Детей начальной школы можно стимулировать с помощью мотивационных табличек. Возьмите лист бумаги и напишите на нем задания (“убрать в комнате”, “вынести мусор”, “сделать уроки”), а напротив каждого из них — дни недели. Отмечайте галочкой выполнение каждой задачи. На выходных поощрите как следует малыша: сходите с ним на каток или в кино.
Вы также можете использовать другой способ мотивации. Скажите ребенку: “Как сделаешь уроки, пойдем с тобой на прогулку, купим мороженое или посмотрим вместе фильм”.
Не судите об успешности ребенка по отметкам
Родители часто переживают из-за плохих отметок детей, так как боятся за их будущее. Но отметка — это всего лишь показатель того, в какой мере школьник усвоил программный материал. Низкие отметки вовсе не говорят о том, что ваш ребенок — бестолочь, растяпа или лодырь.
Они только сигнализируют о наличии какой-то причины, по которой он не хочет учиться или не может овладеть сложным материалом. Возможно, вы отдали ребенка в школу с математическим уклоном и ее программа оказалась для него слишком мудреной?
Если ваш ребенок не получает “четверки” и “пятерки”, не расстраивайтесь. Среди успешных предпринимателей больше бывших троечников, чем отличников. Дело в том, что эти люди легче относятся к ошибкам: в детстве у них выработался к ним стойкий иммунитет. Их “двойки” не были результатом нерадивости или тугодумства. Просто программа средней школы не вызывала интереса у будущих бизнесменов.
Если вы замечаете у своего ребенка ту же проблему, сконцентрируйте его внимание на вещах, способных пробудить у него неподдельный интерес.