Многие фильмы с участием Михаила Пуговкина и сегодня пользуются огромной популярностью. Например, «Свадьба в Малиновке», «12 стульев», Шельменко-денщик», «Спортлото-82» и другие.
Расскажем, как Пуговкин, закончивший всего несколько классов сельской школы, смог поступить во МХАТ, из-за чего Сталин потребовал убрать из фильма эпизод с актером, и почему единственная дочь отказалась заботиться об отце.
Пуговкин закончил всего три класса сельской школы
Михаил Пуговкин родился 13 июля 1923 года в деревне Рамешки Костромской губернии в многодетной крестьянской семье. Жили Пуговкины очень бедно, поэтому Михаил смог закончить только три класса сельской школы.
Тем не менее недостаток образования не помешал Пуговкину в середине 40-х поступить в Школу-студию МХАТ. Правда, к тому времени у него уже имелся небольшой опыт работы в театре и кино.
О том, как он стал студентом Школы-студии, Михаил Пуговкин рассказал в одном из интервью. По словам артиста, открыв дверь в помещение, где шли приемные экзамены, он едва не упал от в обморок: за столом сидели сплошь Народные артисты СССР — Василий Качалов, Алексей Грибов, Иван Москвин, Алла Тарасова, Марк Прудкин.
Москвин посмотрел на Михаила, потом в документы и изумленно поднял брови: «Да у вас, батенька, всего три класса. Ну ладно, прочтите нам что-нибудь».
«Я прочел басню «Кот и повар». В комиссии захохотали. «Я еще могу…», — серьезно начал было я. Захохотали еще громче. В общем, меня приняли», — рассказывал Пуговкин.
«Быть тебе, Минька, артистом!»
О том, что он рано или поздно станет артистом, Пуговкин знал еще с юношеских лет.
«Друзья и односельчане на сенокосах, когда во время перекуров я строил им всякие смешные рожицы, прочили мне: «Быть тебе, Минька, артистом!», — рассказывал Пуговкин.
Когда в 1936 году их семья перебралась в Москву, 13-летний Михаил начал работать учеником электромонтера на Московском тормозном заводе. А по вечерам занимался в драматическом кружке при районном доме культуры.
Однажды на спектакле кружка оказался главный режиссер Московского драмтеатра Федор Каверин. Он был поражен талантливой игрой Пуговкина и пригласил его к себе в театр. Так Михаил, которому в тот момент уже было 16 лет, стал артистом вспомогательного состава в Московском драмтеатре на Сретенке.
Съемка закончилась в первый день войны
В кино Пуговкин дебютировал в 1940 году, сыграв в фильме «Яков Свердлов». Правда, роль была совсем маленькая — Михаил изображал одного из рабочих на собрании в Екатеринбурге.
Во втором фильме, «Дело Артамоновых» по одноименному роману Максима Горького, фамилии Пуговкина снова не было в титрах. Но сама роль была уже покрупнее. Он играл купецкого сына Степашу Барского, который пытается переплясать главного героя на свадьбе.
Съемка этого эпизода закончилась 22 июня 1941 года, в первый день войны. А через две недели, 7 июля, добавив себе год, Михаил добровольцем ушел на фронт.
«Доктор, отрежьте что хотите!»
Поначалу Пуговкин был зачислен в 1-й стрелковый полк 6-й дивизии Московского народного ополчения, в составе которого строил оборонительные рубежи. Позже его перевели в строевую часть, и Михаил принимал участие в операции под Ельней. Там мужчина попал в окружение, но сумел пробраться к своим.
С января 1942 года Пуговкин служил разведчиком в 1147-м стрелковом полку 353-й стрелковой дивизии на Южном фронте. В августе того же года в боях под Ворошиловградом он получил тяжелое ранение в ногу.
В госпитале у Михаила началась гангрена. И главный хирург категорически заявил, что ногу нужно немедленно ампутировать.
«Я взмолился: „Доктор, отрежьте что хотите, но сохраните ногу, мне иначе никак нельзя: я ведь в мирной жизни… артист!“ И случилось чудо: главный хирург меня услышал, и началось терапевтическое лечение, долгое, мучительное, болезненное, но ампутации я избежал», — вспоминал Пуговкин.
«Зачем из красивого артиста делать Квазимоду?»
Комиссовавшись по ранению, Пуговкин приехал в Москву и прямо с вокзала отправился в Театр драмы (единственный, работавший во время войны).
Театр тогда возглавлял известный режиссер Николай Горчаков, литературной частью заведовал Константин Симонов, а ведущими артистами были Ростислав Плятт и Валентина Серова. Но, в целом, с артистами было негусто, поэтому Пуговкина встретили с распростертыми объятиями.
В театре как раз репетировали пьесу «Москвичка». Сюжет простой: парень возвращается с войны, а его девушка заявляет ему: «Душа у тебя, Петька, ничего, благородная, но лицо определенно не то».
Роль Петра исполнял Николай Литвинов — красавец-актер с породистым «барским» лицом, которого гримировали под простонародного парня. А Михаилу, как новичку, досталась только массовка.
Но однажды на репетиции оказался какой-то высокий чиновник, который заявил:
«Зачем из красивого артиста делать Квазимоду? Вон у вас есть уже один… его и гримировать не надо!»
И указал на Пуговкина.
Так Михаил неожиданно получил главную роль в спектакле.
«Не надо это показывать»
В 1943 году Пуговкина снова пригласили в кино, причем сразу в две картины — «Фельдмаршал Кутузов» и «Свадьба». Через много лет в интервью артист рассказал, чем запомнились ему эти съемки.
В «Кутузове» Пуговкин играл молодого солдата Федю, который погибает во время Бородинского сражения. Перед смертью он просит своего друга: «Семен, отпиши матушке моей, что сын ее не Богу душу отдал, а живот свой положил за Отечество…».
По сложившейся традиции, все фильмы перед выходом на экраны смотрел Сталин. Увидев сцену с гибелью солдата, он сказал:
«Этот эпизод будет вызывать у народа сострадание. А сейчас времена трудные. Не надо это показывать».
И эпизод со смертью Феди вырезали. А Пуговкину, в качестве возмещения ущерба дали грамоту. И Михаил еще долго с улыбкой вспоминал про «контакт» с самим Сталиным».
«Отказываться от съемок я категорически отказался»
В картине «Свадьба» Пуговкин сыграл одного из гостей. Роль была бессловесной и состояла из нескольких эпизодов, в которых герой Михаила должен лихо отплясывать.
По словам Пуговкина, он просто отчаянно хотел сниматься и не признался режиссеру, что у него на ноге еще незажившая рана.
Но уже во время первого дубля рана открылась и на штанах артиста проступило пятно крови. Оператор в испуге остановил съемку, а режиссер вызвал скорую и запретил Михаилу появляться на съемочной площадке.
«Отказываться от съемок я категорически отказался. Вызвали медиков. Рану обработали, вновь перебинтовали и я, сцепив зубы, еще более азартно доиграл сцену. Такое может только сделать человек в 20 лет», — рассказывал артист.
Михаил выбрал кино
Закончив в 1947 году учебу в Школе-студии МХАТ, Пуговкин получил распределение в Мурманск, в Театр Северного флота. Позже он сменил еще несколько коллективов — работал в Вильнюсе, Вологде, Москве.
Но, переходя из одного театра в другой, Пуговкин продолжал активно сниматься в кино. К 1960 году его фильмография насчитывала уже 35 картин, в числе которых были «Верные друзья», «Солдат Иван Бровкин», «Максимка», «Адмирал Нахимов», «Илья Муромец», «Корабли штурмуют бастионы» и другие.
Совмещать съемки и игру в театре становилось все труднее. И Пуговкин оказался перед выбором — чему отдать предпочтение: театру или кино. Подумав, Михаил выбрал кино.
Фильмы Гайдая Пуговкин считал самыми удачными своими работами
Всего же Пуговкин снялся более, чем в ста картинах. Причем большинство из них — комедии. В них Михаилу чаще всего доставались роли бюрократов, подхалимов, взяточников и приспособленцев.
При этом самыми удачными своими работами Пуговкин считал все фильмы Леонида Гайдая — «12 стульев», «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Не может быть», «Иван Васильевич меняет профессию», «За спичками», «Спортлото-82».
Кроме того, артист всегда с удовольствием вспоминал съемки в картинах «Свадьба в Малиновке» и «Шельменко-денщик» режиссера Андрея Тутышкина и фильмах-сказках Александра Роу.
В перерывах между съемками Пуговкин много ездил по стране с творческими встречами и концертами, которые всегда проходили с неизменным аншлагом.
В последний раз на экране Михаил Пуговкин появился в 2005 году. В мини-сериале «Бриллианты для Джульетты» он сыграл деда одного из героев.
«Почему я должна о них заботиться?»
Михаил Пуговкин был трижды женат. Первой его супругой стала однокурсница по Школе-студии МХАТ Надежда Надеждина.
В 1947 году Михаил и Надежда сыграли свадьбу, а через два года у них родилась дочка Елена (Алена).
В то время супруги были плотно заняты карьерой и на дочку у них не оставалось времени. Поэтому уже в полгода Алену отправили в Смоленскую область к родителям Надежды, у которых она жила до самого совершеннолетия.
По словам последней жены артиста, Ирины Константиновны, Алена на всю жизнь затаила на родителей обиду. И когда ей говорили, что отец уже пожилой человек и нуждается в заботе, отвечала:
«Родители обо мне не думали, почему я должна теперь о них заботиться?»
«Михаил Иванович, ты начинаешь новую жизнь»
С Надеждой Пуговкин прожил 12 лет, но по-настоящему счастливыми были только первые годы. А потом начались постоянные упреки. Надежде не нравилось, что муж начал выпивать. А Михаил, в свою очередь, имел все основания ревновать супругу.
В итоге они настолько устали от взаимных обид, что решили развестись. А, выйдя из ЗАГСа, оба вздохнули с облегчением.
«Продав свои единственные лайковые перчатки, я купил себе билет до Москвы и уже в вагоне на замерзшем стекле написал: «Михаил Иванович, ты начинаешь новую жизнь», — вспоминал Пуговкин.
«Пусть проживу с ним недолго, зато в любви»
И новая жизнь у Пуговкина действительно вскоре началась. Уже через несколько месяцев, возвращаясь с выездного концерта, он оказался в одном купе с певицей Александрой Лукьянченко. Всю дорогу они проговорили, а, вернувшись в Москву, начали встречаться.
Лукьянченко была почти на 11 лет старше Пуговкина: еще до войны она записала восемь сольных пластинок и была не менее известной, чем Лидия Русланова.
Позже Лукьянченко призналась Пуговкину, что, увидев его в купе, подумала: «Если привести в порядок и как-то воодушевить, оказался бы интересным мужиком».
На момент встречи с Пуговкиным Лукьянченко была замужем за аккомпаниатором Яковом Немеровским и имела двух взрослых дочерей. Жила она в шикарной квартире на Арбате в кооперативном доме, построенном специально для артистов филармонии (в соседней квартире жил Леонид Утесов).
Но, влюбившись в малоизвестного молодого артиста, Александра не раздумывая ушла из своих апартаментов в его комнату в коммуналке. А всем знакомым, которые пытались ее отговорить, отвечала:
«Пусть проживу с ним недолго, зато в любви».
«Потому что всегда мечтал здесь жить»
И они прожили в любви целых тридцать лет, вплоть до смерти Александры в 1991 году.
Потеря любимой жены сильно подкосила Пуговкина и с горя он даже запил. Чтобы хоть как-то отвлечь Михаила от скорбных мыслей, его друг и коллега Юрий Медведев посоветовал ему съездить с выступлениями в Крым.
Медведев сказал, что его двоюродная сестра Ирина как раз занимается организацией таких концертов и умеет обеспечить артистам хорошие условия и достойный прием.
Ирина Константиновна Лаврова и вправду оказалась женщиной очень энергичной. К приезду Пуговкина у нее все было налажено — лучший номер в лучшей гостинице, холодильник до отказа забит овощами-фруктами, гастрольный график расписан буквально по минутам.
И Пуговкин, окруженный вниманием и заботой, начал понемногу возвращаться к жизни. После этого он еще несколько раз приезжал в Крым с концертами. А в один прекрасный момент объявил, что хочет здесь поселиться навсегда.
О переезде в Крым Пуговкин мечтал еще с молодости, когда снимался в картинах «Максимка», «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы». И когда журналисты спрашивали артиста, почему он часто приезжает в Ялту, Михаил Иванович отвечал:
«Потому что всегда мечтал здесь жить».
Женившись на Ирине, Пуговкин обменял свою двухкомнатную московскую квартиру на однокомнатную в Ялте — прямо на набережной с окном на море и просторной верандой.
По словам Ирины, Пуговкин всегда хотел иметь большую семью. Но, не сложилось. Поэтому теперь артист с большим удовольствием общался с ее детьми и внуками. А, когда позже появились правнуки, с радостью возился с малышами.
«Мы жили как иголочка с ниточкой»
Те без малого два десятилетия, которые Ирина прожила с Михаилом, она вспоминала, как самые счастливые в своей жизни.
«Мы жили как иголочка с ниточкой. Были неразделимы, ни на минуту не расставались: и в радости, и в горе. Стоило отойти на кухню, слышу, зовет: «Ирка, ты где?»
Первые восемь лет супруги жили в Ялте, а потом решили вернуться в Москву.
Причин для этого было несколько. Во-первых, перестала существовать Ялтинская киностудия, куда Пуговкина время от времени приглашали на съемки. Во-вторых, закрылись многие санатории, где он мог выступать.
А, самое главное, здоровье все чаще стало подводить Михаила Ивановича. И он нуждался в более квалифицированной помощи, чем могли предоставить крымские врачи.
Но вернуться в Москву было не так уж просто. И тут существенную помощь Пуговкину и его жене оказал Александр Абдулов.
«Неожиданно, под занавес, вышел Абдулов»
Абдулов и Пуговкин иногда пересекались на съемочных площадках. Но никакой особенной дружбы между ними не было.
И вдруг, Александр неожиданно появился на 75-летнем юбилее Михаила Ивановича.
«На праздновании, когда в концертном зале «Юбилейный» собралась вся Ялта, неожиданно, под занавес, Саша вышел на сцену. «Король!» — представил Абдулов Михаила Ивановича. И тут же позвал его сыграть короля в своем фильме «Бременские музыканты», — вспоминала Ирина.
Позже выяснилось, что Абдулов в те дни отдыхал в Крыму и, узнав о юбилее, решил лично поздравить артиста.
С тех пор Абдулов и Пуговкин перезванивались и при случае общались. А когда Михаил Иванович пожаловался, что не может перебраться в Москву, Александр сам вызвался ему помочь. Абдулов пошел к мэру столицы Юрию Лужкову и попросил, чтобы Пуговкину выделили квартиру.
«Денег на сиделку у нас не было»
Поначалу Пуговкин с Ириной поселились прямо в центре в Глинищевском переулке. Но Михаилу Ивановичу здесь было неудобно — воздуха мало, гулять негде. И супруги перебрались в новый дом рядом с метро «Сокольники».
На момент переезда в Москву Пуговкину было 76 лет, и его все чаще одолевали болячки. Кроме последствий фронтового ранения, у него был сахарный диабет, проблемы с сердцем, другие возрастные заболевания.
С 2005 года здоровье артиста начало резко ухудшаться. Вначале он еще ходил с палочкой, позже только сидел в кресле, а потом окончательно слег.
«Денег на сиделку у нас не было, все ночи я около него провела. Разговаривала с ним, даже когда уже не отвечал, только глаза реагировали. Любил, когда просто по руке его глажу», — вспоминала Ирина Константиновна.
13 июля 2008 года Михаилу Ивановичу Пуговкину исполнилось 85 лет. А меньше, чем через две недели, 25 июля, его не стало.
По воле артиста, его похоронили рядом с Александром Абдуловым, который много сделал для Пуговкина в последние годы и скончался в январе 2008 года.
А по указу президента России Владимира Путина, в последний путь Михаила Пуговкина, Народного артиста СССР и участника Великой Отечественной войны проводили с военными почестями — под оружейные залпы.