9 жутких фактов из истории моды, от которых становится не по себе

Дарья Монтенегро,
редакция Femmie

Как хорошо, что мы с вами живем в 21 веке!

Энгр. Портрет мадам Муатесье, 1856 / Wikipedia

Красота требует жертв — если сейчас это просто крылатая фраза, то пару столетий назад это был слоган и почти что призыв к действию. Во имя «идеала» женщины терзали свое тело всеми мыслимыми и немыслимыми способами, которые частенько приводили к несчастью. Давайте немного приподнимем занавес прошлого и узнаем, на что были готовы ради моды красавицы прошлых столетий.

Убивающая зеленая ткань

Тренды и правда были опасны в 18 веке, ведь даже обычное платье могло убить модницу. И первой опасностью был его цвет. Незадолго до викторианской эпохи в моду вошел зеленый. Мерцающий травянистый оттенок получил название «Парижская зелень» и стал настоящим хитом, который в дальнейшем ассоциировался исключительно с роскошью и богатством. Позволить себе платье такого цвета могли только знатные дамы, правда, носка таких изделий стоила им еще дороже — жизни.

Дело в том, что в основе этого тона лежал мышьяк, который и придавал ему столь манящий изумрудный оттенок. В платьях, окрашенных такой краской, опасно было не просто находиться, но даже потеть: выделяемая жидкость смешивалась с токсином и впитывалась обратно, медленно убивая обладательницу наряда.

Фрэнк Бернард Дикси, «Портрет миссис Норманн Холбрук» / Wikipedia

Тифозные платья

Длинные юбки, рукава в пол, роскошные шлейфы — все это выглядело просто великолепно, но в условиях ужасной антисанитарии несло в себе огромную угрозу. Пару столетий назад города терроризировали различные эпидемии: чума, холера и тиф годами господствовали над Западной Европой. Из-за незнания первопричин заболеваний, больных практически не закрывали на карантин, и они просто слонялись по городу, разнося смертоносные бактерии.

Светские дамы, спеша на очередной бал, надевали свои лучшие наряды, легкая струящаяся ткань которых волнами опадала на пол, подхватывая на себя болезнетворные микробы. В то время одежду стирали крайне редко, поэтому приходя домой, женщины оставляли свое роскошное платье в гардеробе, где оно превращалось в настоящую бомбу замедленного действия, которая вначале губила прислугу, чистившую подолы, а после и саму модницу.

Франц Ксавер Винтерхальтер, «Портрет Евгении де Монтихо» / Wikipedia

Воспламеняющиеся наряды

Помните строчку из детской песенки «Гори, гори ясно»? Именно этой фразой иронично можно описать всех любительниц пышных подъюбников и объемных кринолинов 19 века. За десять лет, с 1860 по 1870 год, в Англии от «кринолиновых пожаров» погибло более 3 000 женщин. Объясняется это просто: в те годы плотные огнестойкие ткани считались уродливыми, поэтому все части нижнего платья шили из легкого хлопка, который вспыхивал от малейшей искорки и даже от непотушенной сигары.

Но были случаи, когда кринолины спасали жизни. В 1885 году в журнале The Times была опубликована небольшая заметка о женщине, упавшей с моста и выжившей благодаря кринолину, который сыграл роль парашюта. Насколько это возможно, до сих пор никто не знает, поэтому этот инцидент вошел в историю как Бристольская легенда.

Wikipedia

Каблуки-чопины

До появления каблука в позднем средневековье женщинам приходилось носить чопины, высота которых могла достигать 50 сантиметров. Эти маленькие ходули возвышали красавиц над толпой, тем самым отражая статус их обладательниц. Помимо символического смысла, они несли в себе практический: такие туфли немного, но спасали длинные подолы и ноги милых дам от уличной грязи.

Только вот ходить на таких «каблуках» было практически невозможно. Походка становилась неуклюжей, а шаг неустойчивым, поэтому служанки были вынуждены повсюду сопровождать своих хозяек. Были случаи, когда из-за них женщины падали под колеса колесниц или за перила мостов, что приводило к смерти.

Итальянские чопины, примерно 1600 год / Wikipedia

Живые парики

Эпоху абсолютизма и театральности сложно представить без париков. Роскошные конструкции были символом не только парикмахерского искусства, но и смерти. Так, во время правления Марии-Антуанетты размеры необычных головных уборов доходили до абсурда, и чтобы они не разваливались, мастера-цирюльники начали использовать растопленное сало в качестве клея. Заманчиво пахнущие начесы привлекали внимание грызунов, которые с удовольствием селились в «волосяных домиках», принося с собой смертельные вирусы.

Елизавета I Английская / Wikipedia

Корсеты

Степень фанатизма вокруг узкой талии порой была несовместима с жизнью. Так, во времена правления своенравной Екатерины Медичи манящий изгиб должен был быть не более 33 сантиметров в окружности! Дамы, несоответствующие этим параметрам, не имели права находиться при дворе, поэтому женщины вынуждены были туго шнуровать корсеты, которые сжимали грудную клетку, деформируя ребра и приводя к удушью.

Если вы думаете, что такая жуткая традиция существовала только веке в 16-17-м, то спешим вас расстроить. Представительницы прекрасного пола смогли вздохнуть свободно, лишь когда на модный пьедестал поднялись Поль Пуаре и Коко Шанель, а это случилось только во второй четверти прошлого века!

Платье Софии Магдалены Шведской, 1766 год / Wikipedia

Лотосовые ножки

О бинтовании ступней в древнем Китае слышали многие, но мало кто знает об истории и последствиях этой страшной традиции. Принято считать, что ее истоки кроются в национальном танце Поднебесной, секрет которого заключается в мелких шажках на цыпочках.

Легенда гласит, что в прошлом одна из придворных красавиц, чтобы добиться вершины мастерства в танце и покорить сердце императора, соорудила для себя маленькие туфельки, напоминающие лепестки лотоса. Из-за своего крохотного размера обычная нога просто не могла туда поместиться, поэтому девушка туго стянула свои ноги летами. Ей удалось покорить повелителя и с тех пор «лотосовые ножки» вошли в моду.

В реальной жизни чтобы придать ногам будущей леди такую миниатюрную форму, их приходилось бинтовать с младенчества, а это в лучшем случае приводило к нестерпимой боли, а в худшем — к некрозу тканей и смерти.

Туфля в кантонском стиле из шелка и хлопка, Китай, рубеж XIX—XX веков / Wikipedia

Черные зубы

Необычная традиция была распространена в нескольких странах. Так, в Японии практика окраски зубов называлась Охагуро. Изначально к ней прибегали только девочки, вступающие во взрослую жизнь, что в то время случалось в возрасте 9 лет. Чуть позже обычай немного поменял свое значение, и теперь чернили зубы исключительно замужние женщины. Японцы говорили: «Так как черный всегда остается черным, такими же неизменными будут отношения между мужем и женой».

В России черные зубы были признаком статуса, мол барыня частенько могла себе позволить сахарные пряники, мед, патоку и другие десерты, которые в то время были на вес золота. Вспомните строчки из «Путешествия из Петербурга в Москву», где Радищев описывал Прасковью Денисовну: «бела и румяна» с «зубами как уголь».

Утагава Кунисада, «Чернение зубов» / Wikipedia

Каблуки разной высоты

А сейчас ненадолго совершим путешествие в Данию начала прошлого века. Дело в том, что принцесса Александра, супруга Эдуарда VII, в то время была настоящей законодательницей моды. Поэтому, когда после родов она заболела ревматоидным артритом и начала хромать, ее походку восприняли как модный нюанс. Однако имитировать хромоту, да еще и целый день, здоровому человеку крайне сложно. Но светские львицы, желающие «быть в тренде», нашли выход. Они начали на заказ изготавливать для себя туфли, у которых высота каблука была разной, чтобы с легкостью изобразить модное прихрамывание.

Wikipedia
61
4
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook