1. Гадкий утенок
Барбара Стрейзанд родилась в еврейской семье, её дедушка и бабушка по отцовской линии иммигрировали в Америку с территории Австро-Венгрии, а дедушка и бабушка по матери приехали из России. Родители Барбары познакомились в школе, где отец работал учителем, а мать секретарем. И всё в этой истории складывалось хорошо, но спустя год после рождения Барбары её отец неожиданно умер.
Эта утрата оказала заметное влияние на всю последующую жизнь девочки. Певица вспоминала, что в детстве часто чувствовала себя брошенной и одинокой: «У всех вокруг отцы по вечерам возвращались домой с работы. У меня – нет».
Первые годы после его смерти семья жила в бедности. Зарплаты матери не хватало, и она пыталась хоть как-то свести концы с концами. Времени на ребенка почти не оставалось. Естественно, это тоже отразилось на Барбаре. «Я хотела любви от своей матери, она же давала мне только пищу», – сказала однажды Стрейзанд.
Позднее мать Барбары вновь вышла замуж, но отношения с отчимом у девочки не сложились. Он пренебрегал ею и даже называл «уродливой».
В юности Стрейзанд и правда не слишком вписывалась в общепринятые стандарты красоты. Однако она никогда не расстраивалась из-за своего большого носа. Она верила, что обязательно станет звездой.
«Я была очень странным ребенком. Каждый день я, возвращаясь из школы, надевала старые балетные тапочки и запиралась в ванной комнате. Там я приклеивала накладные ресницы, закуривала сигарету и гримасничала перед зеркалом, воображая себя в коммерческом ролике, рекламирующем сигареты. Я всегда знала, что буду знаменитой. Да, знала. И хотела», – вспоминала певица.
Впоследствии ироничная фраза «Hello, Gorgeous» («Привет, красотка!»), которой Стрейзанд открывает мюзикл «Смешная девчонка», стала её визитной карточкой и, по всей видимости, служила напоминанием о той главной победе – победе над собой, которую Барбара одержала ещё в детстве. Ведь ощущение отверженности, сопровождавшее певицу в те годы, во многом и стало движущей силой её карьеры.
Кино и телевидение были для Барбары тем волшебным миром, куда она сбегала от окружающей действительности. А желание доказать всем, что она больше, чем просто некрасивая девчонка из Бруклина, придавало сил. «Я всегда хотела стать кем-то знаменитым. Вырваться из Бруклина», – признавалась Стрейзанд. У неё получилось.
2. Девчонка из Бруклина
Барбара начала выступать ещё в детстве. Она вспоминала, как пела на ступеньках своего многоквартирного дома вместе с соседскими детьми. Уже тогда у себя в квартале она считалась «девочкой с хорошим голосом».
Для маленькой Барбары пение было способом привлечь к себе внимание. Её своеобразным дебютом стало выступление на родительском собрании, где Барбра удивила всех, кроме собственной матери, которая всегда критически относилась к мечтам дочери о славе.
Но Стрейзанд была упрямой. Она пела на свадьбах и в летнем лагере, а в девятилетнем возрасте впервые попробовала пройти прослушивание в студии, но провалилась. Когда Стрейзанд исполнилось 13, мать все-таки согласилась поддержать её стремление петь и помогла сделать первую демозапись. Правда, к выходу на профессиональную сцену это не привело.
В старших классах Барбара пела в школьном хоре вместе с Нилом Даймондом, который впоследствии также стал одним из самых успешных американских исполнителей. Позднее Даймонд вспоминал: «Мы были двумя бедными детишками из Бруклина, которые постоянно тусовались возле школы и курили сигареты».
В школе же Стрейзанд увлеклась театром. Впервые побывав в 14 лет на Бродвее, она стала искать любую возможность выйти на сцену. При этом Барбара не брала уроков актерского мастерства, но сразу стремилась получить реальный сценический опыт. Она подрабатывала за кулисами в театрах на летних каникулах и по ночам.
К 15 годам Стрейзанд уже сыграла свою первую маленькую роль. Но, чтобы выбраться из Бруклина, ей нужно было проделать еще большой путь.
3. Певица из гей-клуба
В 16 Стрейзанд окончила школу. И хотя её мать была категорически против попыток дочери сделать карьеру в шоу-бизнесе, она не сдавалась. Съехав из родной квартиры, Барбара искала любую возможность, чтобы пробиться на профессиональную театральную сцену. Тогда она видела себя прежде всего актрисой.
В то время Стрейзанд приходилось браться за любую черную работу; когда не хватало денег на аренду жилья, она ночевала у друзей. Мать Барбары была в ужасе от такого бродячего образа жизни своей дочери. Она настойчиво убеждала её одуматься, говорила, что Барбара недостаточно красива для звездной карьеры, но этим только раззадоривала. «Я хотела доказать своей матери, что могу быть звездой», – вспоминала Стрейзанд.
Но с театральной карьерой не складывалось, поэтому Барбара задумалась о том, чтобы зарабатывать пением, которое раньше считала своим хобби. По предложению друга Барри Деннена Стрейзанд приняла участие в конкурсе талантов, проводившемся в одном из гей-клубов на Манхэттене.
Её выступление произвело оглушительный эффект на публику. Стрейзанд не только выиграла конкурс, но сразу же получила предложение о работе в клубе. Вскоре, сократив своё имя на одну букву, она стала Барброй Стрейзанд, а спустя какое-то время заключила контракт с другим ночным клубом, где ей платили 125 долларов в неделю. Так рождалась будущая звезда.
4. От Бродвея до «Оскара»
С самого начала певческая и актерская карьера у Барбры Стрейзанд шли рука об руку. Сделав первые шаги на профессиональной музыкальной сцене, она не передумала становиться актрисой. Напротив – Стрейзанд решила, что если получит признание как певица, это откроет ей путь и к кино, и к театру. Так и получилось.
В одном из ночных клубов её увидел режиссер музыкальной комедии «Я достану тебе это оптом». Он предложил Барбре прийти на прослушивание, и она получила свою первую роль на Бродвее. Продюсер, правда, считал, что Стрейзанд недостаточно красива, но роль была второстепенной и комической, поэтому Барбру утвердили.
Мюзикл пользовался огромным успехом, а Стрейзанд не просто блестяще справилась со своей ролью, но совершенно неожиданно перетянула на себя всё внимание зрителей. Её номинировали на знаменитую премию «Тони», а также отметили премией Нью-Йоркского общества театральных критиков как Лучшую актрису второго плана.
Бродвейский успех привел Барбру на «Шоу Эдди Саливана» и позволил подписать контракт с Columbia Records. С выходом дебютного альбома популярность Стрейзанд как певицы очень быстро росла, но она не переставала играть на Бродвее.
После мюзикла «Я достану тебе это оптом» Барбра получила роль в постановке «Смешная девчонка», на основе которой спустя несколько лет был снят одноименный фильм. Главную роль в нём также исполнила Барбра. И так исполнила, что её дебют на киноэкране был отмечен «Оскаром».
Картина «Смешная девчонка» вошла в число лучших 25 киномюзиклов Голливуда по версии Американского института киноискусства. Следующие фильмы Стрейзанд также были музыкальными комедиями. Фактически певица стала лицом Бродвея в Голливуде, одним из самых ярких воплощений бродвейского духа на экране.
Впоследствии Стрейзанд получила и вторую премию «Оскар», но на этот раз не как актриса, а как композитор – за песню «Evergreen», написанную для музыкального фильма «Рождение звезды». Стрейзанд стала первой женщиной, удостоенной этой награды.
5. Королева Billboard
В 1963 году мир услышал дебютный альбом Барбры Стрейзанд, который так и назывался – The Barbra Streisand Album. Эта работа получила две премии «Грэмми». Следующие за ней пластинки также пользовались огромным успехом, неизменно занимая верхние строчки Billboard 200. Сегодня первые альбомы Стрейзанд считаются классикой музыки для кабаре и театров.
В 70-х певица обратилась к более современному материалу и заявила о себе как исполнительнице поп-баллад. Вершиной этого периода можно считать знаменитую песню «Woman in Love» – одну из самых известных композиций и в творчестве Стрейзанд, и в поп-музыке в целом.
Всего за свою музыкальную карьеру Барбра записала более 50 альбомов. Она – единственная, чьи альбомы периодически возглавляли чарт Billboard 200 на протяжении 50 лет подряд. То есть каждое десятилетие с начала выхода на сцену Стрейзанд стабильно выпускает как минимум одну хитовую пластинку.
Всего в мире продано более 245 миллионов копий её альбомов, более 70 млн из которых – в США. Такая продуктивность сделала певицу одной из самых богатых исполнительниц в мире.
6. «Мать» всех поп-див
Ещё в начале 80-х музыкальный критик из «Нью-Йорк Таймс» писал, что «Стрейзанд стала самым влиятельным исполнителем поп-музыки, затмив собой даже Фрэнка Синатру». И за прошедшее с тех пор время положение певицы только упрочилось.
Сегодня в массовой культуре Барбра Стрейзанд заслуженно носит прозвище «матери» или «королевы» всех поп-див. Если сделать скидку на масштаб, то в российских реалиях к чему-то подобному приблизилась Алла Борисовна Пугачева.
Но в отличие от неё, Стрейзанд довела до максимума сам типаж поп-звезды, став его наивысшим выражением. Здесь важно, что Барбра не просто певица, но некоторое универсальное проявление «женщины, которая поёт».
Она сделала карьеру в музыке, на телевидении, в кино и в театре. Она завоевала (и неоднократно) все значимые для популярной культуры премии – «Оскар», «Золотой глобус», «Эмми» и «Грэмми», театральную премию «Тони» и другие. Практически человек эпохи возрождения.
7. «Эффект Стрейзанд»
Удивительно, но Барбре Стрейзанд удалось внести свой вклад даже в современную интернет-культуру, пусть и несколько курьезным образом. В 2003 году певица подала в суд на фотографа Кеннета Адельмана.
Стрейзанд требовала 50 млн долларов, так как заметила фотографию своего дома на одном из сайтов. Изображение дома певицы было доступно в ряду более 12 тысяч фотографий побережья Калифорнии. Фотограф оправдывался тем, что сделал снимок в рамках государственного проекта по исследованию эрозии побережья. В конечном итоге суд встал на его сторону и обязал звезду покрыть расходы фотографа на адвокатов.
Позднее было замечено, что до того, как Стрейзанд затеяла судебное разбирательство, фотография под номер 3850, на которой был изображен её дом, была скачана с сайта всего 6 раз. Из них два раза фото скачали адвокаты.
Но после того как СМИ рассказали о тяжбе, сайт посетило более миллиона человек, а фото перепечатали издания по всему мира. Интернет растиражировал фотографию в огромных количествах. Этот феномен и был назван «эффектом Стрейзанд».
К слову, многих защитников авторских прав, борцов со свободой распространения информации и ревнителей общественных нравов горький опыт Барбары так ничему и не научил, так как «эффект Стрейзанд» регулярно воспроизводится. Певица невольно дала имя одному из законов распространения информации в современных медиа.