1. Тайна рождения
Анна Павлова уже при жизни стала легендой. И этому способствовала не только несомненная гениальность танцовщицы, но и завеса тайны, за которой всегда скрывалось её имя.
Балерина никогда не рассказывала подробности своей личной жизни, не любила общаться с прессой и несколько сторонилась собственной известности. Всё, что следует о ней знать – в танце, считала Павлова.
Естественно, это только подогревало интерес публики, которая страстно стремилась ухватиться хоть за краешек юбки Павловой. В прессе регулярно появлялись слухи об очередном любовнике знаменитой балерины, но не менее волнующим вопросом оставалось её детство.
Павлова никогда не рассказывала о себе и своей семье, и тайна её рождения так и осталась нераскрытой.
Считается, что балерина появилась на свет в семье то ли швеи, то ли прачки. Её отцом в метрике был записан солдат Преображенского полка Матвей Павлов, который с семьей практически не жил и дочь свою никогда не видел. Настоящим же отцом Павловой многие считали известного московского банкира Лазаря Полякова.
Согласно третьей версии отцом Павловой был не солдат, а Шабетай Шамаш – крымский караим (очень малочисленная этническая группа), перебравшийся в Петербург и открывший там прачечную. В этой прачечной Шабетай познакомился с матерью Анны. Для удобства он взял себе русское имя Матвей, отсюда и появилось первоначальное отчество балерины – Матвеевна. Впоследствии она изменила его на Павловну – так благозвучнее.
Кто был отцом Анны Павловой на самом деле до сих пор неизвестно.
2. Душа танца
По легенде мечта стать балериной появилась у Павловой в 8 лет, когда она оказалась на балете «Спящая красавица» в Мариинском театре. Девочка с первого взгляда влюбилась в танец и упросила маму отвести её в балетное училище. Она поступила, но не сразу – только через два года, так как сначала показалась приемной комиссии слишком слабой физически.
Эта история (в некотором смысле – об инициации) вполне соответствует духу той романтической легенды, которая сложилась вокруг имени Анны Павловой. Ведь балерина никогда не удовлетворялась голым совершенством техники, никогда не была просто профессионалом танца.
Павлова брала другим – мастерством импровизации. Её называли «душой танца» и говорили, что танцевальный рисунок Павловой никогда не повторяется в точности. Она буквально придумывала на ходу целые комплексы танцевальных движений и воплощала их на глазах у изумленных педагогов и публики.
«Во время дебюта Павлова очень переживала из-за своих «недостатков». Но ей было суждено вернуть на нашу сцену забытое очарование романтических балетов эпохи Тальони», – вспоминала балерина Тамара Карсавина.
Павлова смягчила строгость классического балета, который к началу XX века уже во многом превратился в технический танец. Она не гналась за виртуозностью как таковой, но создавала выразительные художественные образы. На это работала мягкая пластика балерины, её «говорящие руки» и необычайный талант к импровизации.
3. Умирающий лебедь
В 1899 году Анна Павлова окончила Императорское театральное училище, после чего попала в труппу Мариинского театра. Её сразу же зачислили в корифейки и в кордебалете ей танцевать не пришлось. Через пару лет Павлова получила свои первые главные партии, а в 1906 году стала примой-балериной Мариинского театра.
На сцене Мариинки Павлова танцевала во многих классических балетах: «Щелкунчике», «Жизели», «Коньке-Горбунке», «Раймонде», «Баядерке» и других. Но визитной карточкой балерины стала знаменитая ныне миниатюра «Умирающий лебедь», которую для Павловой поставил реформатор классического балета Михаил Фокин.
Премьера танца состоялась в декабре 1907 года в Зале Дворянского собрания Санкт-Петербурга. «Умирающий лебедь» – это изначально импровизация, миниатюра, подготовленная на случай, но именно она стала одним из самых известных и востребованных танцев в истории балета – вплоть до нашего времени.
Классический рисунок «Умирающего лебедя» проявлялся постепенно. Танец менял очертания при каждом исполнении. Но главное – менялась и содержательная трактовка номера.
Например, сначала лебедь не должен был умирать. Этот завершающий штрих, который наполняет танец драматургической динамикой и создаёт всю трагическую глубину, придумала сама Павлова, ведь изначально в музыкальной пьесе Сен-Санса лебедь не умирал.
Трёхминутный номер очень быстро завоевал популярность. «Лебедь» стал не просто концентрированным выражением индивидуального танцевального стиля Павловой, но и символом всего балетного искусства.
4. Русские сезоны
Расцвет танцевальной карьеры Анны Павловой неразрывно связан с общим расцветом русского балета и его триумфом на европейской сцене.
В 1909 году Павлова приняла участие в знаменитых «Русских сезонах» Дягилева, что заметно увеличило её популярность и фактически стало началом многолетних гастролей балерины по всему миру.
Павлова танцевала у Дягилева всего один сезон, но этого хватило, чтобы стать звездой мирового уровня. Силуэт Павловой на афише, нарисованной Серовым, до сих пор остаётся одной из самых ярких эмблем «Русских сезонов», а имя Павловой – символом русского балета.
Покинув Дягилева Павлова в некотором смысле продолжила его дело. В 1910 году она собрала собственную балетную труппу и отправилась в кругосветное турне, которое затянулось на 22 года – до смерти танцовщицы.
Балерина выступала не только в Европе и Северной Америке, она представляла русский балет на Филиппинах и в Японии, в Индии, Бирме, Египте, Китае, странах Южной Америки и Африки, в Австралии и Новой Зеландии. Павлова объездила буквально весь мир, стала настоящим «пропагандистом» балетного искусства, ведь далеко не везде люди имели представление об этом виде искусства.
В 1920-е годы Павлова была одной из самых известных женщин мира. Куда бы она не приехала, её встречали толпы поклонников. Один из педагогов Павловой, балетмейстер Энрико Чекетти, говорил: «Всему, чем преисполнен танец, научить могу я. Всему, чем преисполнено искусство Павловой, может научить лишь сам Господь Бог!»
5. Икона красоты
Бешеная популярность Павловой превратила её в один из символов своей эпохи. А её образ и стиль оказали несомненное влияние на моду и идеалы женской красоты 1920-х годов.
Уже фигура балерины – отличная иллюстрация удлиненного силуэта женской одежды, вошедшего в моду в начале XX века. Слегка болезненная худоба Павловой, её мягкая кошачья пластика и отсутствие чётко очерченных женских форм – всё это идеально соответствовало духу времени.
Павлова много снималась в рекламе и регулярно сотрудничала с известными модными домами Европы, позируя для популярных журналов. Она ввела моду на расшитые манильские шали с кистями и драпировкой на испанский манер. Она же способствовала росту популярности женских шляпок, так как регулярно появлялась в них на публике.
Стиль «a la Pavlova» приобрел огромную популярность и в 1920-е годы в честь балерины выпустили специальный модный атлас.
Павлова – высокая, стройная, необыкновенно хрупкая и утончённая женщина с печальным взглядом – стала одним из ярких воплощений декаденствующей эстетики начала ХХ века.
6. Pavlova
К середине 1920-х имя Анны Павловой превратилось в настоящий бренд, который знали во всем мире.
Павлова фактически была лицом нескольких домов моды. Она рекламировала обувь от «H. & M. Rayne», соболя дома «Дреколь», сотрудничала с домом моды князя Феликса Юсупова IRFE.
В её честь называли продукты, например, появились шоколадные конфеты «Pavlova», сорт роз «Павлова» и духи её имени.
Во время гастролей Павловой по Австралии и Новой Зеландии придумали новый десерт, настолько легкий и воздушный, что его решили назвать именем легендарной балерины. Со временем десерт стал почти также популярен, как и сама Павлова. Сегодня существует более 650 его разновидностей.
Впрочем, всё это уже история. Гораздо важнее, что имя Павловой было и остаётся не только символом русского балета, но и балетного искусства в принципе. Ей в самом деле удалось стать душой танца.