1. Между Западом и Востоком
Восточное происхождение Йоко Оно – важный момент в мифе, который сложился вокруг её имени. Многие, обвинявшие Оно в развале легендарных The Beatles, называли её колдуньей, гипнотической личностью и женщиной-драконом. То есть в массовом сознании внешняя непохожесть Йоко Оно на среднестатистического жителя Соединенных Штатов прямо связывалась с её противоречивой ролью в жизни Леннона и придавала ей даже инфернальный оттенок.
В интервью Playboy Леннон удивлялся тому, как его творческий союз с Йоко изображает пресса: «принц-мистик из рок-н-ролльного царства, который потехи ради занимается диковинной музыкой в компании с экзотической восточной женщиной-драконом».
Впрочем, в том же интервью он отчасти и сам давал пищу подобным представлениям. Джон говорил, что именно Йоко помогла ему избавиться от «мусора в голове» и фактически называл её своим духовным учителем: «Она учитель, а я – ученик. Я знаменитый человек, про которого думают, что он все знает, но она — мой учитель, она научила меня всему, что я знаю. Она уже все знала, когда я ни черта не знал, когда я был человеком ниоткуда.
Она мой Дон Хуан. А люди не понимают. Я женат на Доне Хуане, вот в чем беда. Дону Хуану не надо смеяться, не надо быть обворожительным. Дон Хуан просто есть. И ему безразлично, что вокруг него происходит».
Недоброжелатели считали, что Йоко Оно управляла жизнью Джона Леннона, манипулировала им в угоду своим личным интересам. Но ненависть публики к появившейся из ниоткуда японке в конечном итоге связана не только с перипетиями её отношений с Ленноном, но и с культурными отношениями между Западом и Востоком.
Йоко представляла собой тот другой мир, который давно привлекал западную культуру, но и пугал иным взглядом на жизнь, особым типом рациональности и большей открытостью к бессознательному. Это явно притягивало Джона, но и служило дополнительной почвой для всевозможных слухов о магическом влиянии на него Йоко Оно.
Впрочем, если присмотреться к биографии Йоко, то кажется, что к традиционной восточной мудрости она была не ближе, чем к западной культуре. С самого рождения Оно принадлежала высшим слоям японского общества. Её отец занимался банковским бизнесом, работал в американском отделении Bank of Japan, и некоторое время семья жила между Америкой и Японией. Между ними выросла и Йоко.
Окончив престижную японскую школу, она поступила в американский колледж, где изучала литературу. Тогда она мечтала стать оперной певицей. Потом вышла замуж за японского композитора и сделала первые попытки заявить о себе на поле современного искусства. Получается, что в Йоко Оно Восток и Запад сплелись воедино с раннего детства, еще задолго до встречи с Ленноном.
2. Авангардистка
Юность Йоко Оно прежде всего была связана с её стремлением стать востребованной художницей-авангардисткой. Она вышла замуж за композитора Тоси Итиянаги, у которого были связи с нью-йоркским артистическим сообществом. Молодожены поселились на Гринвич-Виллидж – в самом центре художественной жизни Америки.
Однако всевозможные инсталляции и перформансы Оно не имели успеха – ни у публики, ни у критиков. Череда неудач привела Йоко к депрессии и многократным попыткам самоубийства. В конечном итоге, родители забрали дочь в Японию и положили в психиатрическую клинику. Там её и обнаружил Энтони Кокс – поклонник таланта начинающей художницы, позднее ставший её вторым мужем.
Вместе с Коксом Оно вернулась в Америку, где продолжила художественную деятельность. Энтони стал продюсером Йоко, и со временем ей удалось получить первое признание в художественной среде.
Искусство помогло Оно встретить и самого знаменитого мужчину своей жизни – Джона Леннона. Они познакомились во время проведения одной из выставок художницы в Лондоне, куда зашел и Леннон.
«Мне сказали, что одна японская художница-авангардистка, приехавшая из Америки, устраивает хэппенинг. Я ходил по выставке и увидел лестницу, влез по ней к потолку, обнаружил там подвешенную трубу, посмотрел в нее – чувствуя себя идиотом – и прочитал одно слово «Да». А в те годы авангардом считалось, когда человек разбивал в дребезги пианино или скульптуру, в общем, все было анти-, анти-, анти-. Скучное отрицание. А тут я прочел это «да» и решил остаться на этой выставке среди гвоздей и яблок», – так рассказывал о своем знакомстве с Йоко Джон.
3. Cut a Piece
Одним из первых замеченных публикой достижений Йоко Оно стал перфоманс Cut a Piece, который она впервые представила в Токио в 1964 году, а позже исполнила в Лондоне и Нью-Йорке. Во время представления Йоко сидела на сцене, предложив зрителям по очереди отрезать по кусочку от её одежды до тех пор, пока она не останется обнаженной.
Художница говорила, что эта акция отражает жестокость и насилие, которыми наполнен мир и которые художница символически принимает на себя. Перформанс, таким образом, является молчаливым призывом к миру. Позже его неоднократно повторяла и сама Оно, и другие художники. В последний раз Йоко исполнила этот перфоманс в Париже в 2003 году, когда ей было уже 70 лет.
После встречи с Ленноном Оно много времени уделяла музыке, однако никогда не переставала заниматься современными художественными практиками. И сегодня она остается востребованным и актуальным художником.
Так в 2007 году Йоко Оно представила в Москве свой передвижной проект «Одиссея таракана», в 2008 открыла персональную выставку в Шанхае, в 2009 году получила «Золотого льва» на 3-й Венецианской биеннале, в 2010 открыла выставку в Берлине, а в 2012 стала лауреатом австрийской премии Оскара Кокошки. Другими словами, произведения Йоко Оно регулярно выставляются в галереях по всему миру.
Художественный куратор Бильяна Цирик делает акцент на принципиальной интерактивности большинства работ Оно: «Ее творения не являются законченными, пока с ними не взаимодействуют сами зрители, и эта особенность делает искусство Йоко Оно интересным и непредсказуемым с точки зрения его восприятия».
4. Джон Леннон
«Когда я познакомился с ней – это было так, как будто она – моя первая женщина», – признавался Джон Леннон. Но чтобы он понял это, Йоко пришлось потрудиться, тем более, что музыкант уже был женат.
После первой же встречи на выставке Оно стала буквально преследовать Леннона: звонила, писала письма, поджидала у студии и возле дома, отчаянно выдумывала поводы для встречи. В конце концов Джон сломался и подпустил Йоко ближе. Ей удалось стать первой женщиной после Синтии, жены Леннона, которую он полюбил.
Как рок-звезда Леннон привык и к женскому вниманию, и к преследованию поклонниц – всё это ему льстило, но вряд ли могло по-настоящему заинтересовать. Однако Йоко Оно смогла убедить его, что она не просто очередная групи, а равный художник. Джон поверил, что ворвавшаяся в его жизнь загадочная японка – непризнанный гений.
Она стала ему и любовницей, и другом, и даже матерью. Позднее он вспоминал: «Я всегда мечтал о том, чтобы познакомиться с артисткой, в которую мог бы влюбиться. Я думал об этом еще тогда, когда учился в художественном колледже. Когда мы познакомились и разговорились, я понял, что она знает то же, что знаю я, а может быть, даже больше. И все это варилось в голове у женщины. Меня это просто потрясло. Я понял, что напал на золотую жилу.
Это был человек, с которым я мог договориться или разругаться, как с каким-нибудь старым приятелем, но с которым я мог еще заняться любовью и который мог погладить меня по голове, когда я уставал, болел или впадал в депрессию. Кто мог заменить мне мать. В общем, это было так, точно я выиграл большой приз».
5. Постельные интервью
Как ни крути, но именно благодаря Леннону карьера Йоко Оно как художницы по-настоящему пошла в гору. И по сей день самой громкой художественной (равно как и политической) акцией в её практике остаются знаменитые «постельные интервью», когда Джон и Йоко решили использовать собственную свадьбу как инфоповод для пропаганды мира.
На заявление о намерении провести интервью в кровати пресса отреагировала с огромным интересом. «Эти ребята расталкивали друг друга, пытаясь проникнуть к нам в спальню первыми, они думали, что мы будем заниматься любовью прямо у них на глазах: голые, в постели, Джон и Йоко, секс», – вспоминал Джон.
Но никакого секса дорвавшиеся до постели журналисты не увидели. Их встречали облаченные в белые одежды молодожены, которые на протяжении 12 часов почти беспрерывно отвечали на вопросы прессы. Каждый час к знаменитостям впускали новую партию журналистов, и всё происходящее транслировалось по телевидению.
В ходе этих многочасовых разговоров родился знаменитый лозунг поколения хиппи «Дайте миру шанс!», и была записана одноименная песня – «Give Peace a Chance», моментально ставшая символом движения борьбы за мир.
Постельные интервью стали первой политической акцией Джона и Йоко. Они не только поставили музыканта в ряд самых влиятельных общественных деятелей своего времени, но и оставили след как оригинальная форма продвижения идей.
6. Plastic Ono Band
Союз Йоко Оно и Джона Леннона с самого начала был не только любовным, но и творческим. Она принимала участие в записи некоторых песен The Beatles (чем очень раздражала других членов группы) и имела отношение к сольным экспериментам Джона.
Первый записанный ими вместе альбом носил провокационное название «Two Virgins». Эта была полностью экспериментальная пластинка, которая содержала набор всевозможных шумов и стонов. Альбом стал знаменитым прежде всего благодаря обложке, на которой Джон и Йоко полностью обнажены.
Всего пара выпустила семь совместных альбомов, наиболее удачными из которых стали пластинки «Double Fantasy» и «Milk and Honey». После распада битлов Джон и Йоко создали собственную группу Plastic Ono Band.
В рамках этого проекта был записан один из лучших альбомов Леннона – «Imagine». Кроме того, Йоко записала больше 10 сольных альбомов, самым успешным из которых стал «Starpeace». Сингл «Hell in Paradise» с этого альбома занял 16 место в американских чартах.
В последние годы Йоко активно делает ремиксы своих старых песен, благодаря чему регулярно входит в число лидеров танцевальных чартов. Например, в 2009 году в возрасте 76 лет она в пятый раз возглавила Dance/Club Play Chart с синглом «I’m Not Getting Enough».
7. Бизнес-леди
Йоко всегда проявляла железную деловую хватку, умела продавать и покупать, бесконечно совершенствовала приемы саморекламы. Но по-настоящему развернуться в качестве бизнес-леди она смогла только благодаря Леннону. После распада The Beatles она стала официальным представителем своего мужа и разбиралась со всеми финансовыми и деловыми вопросами, пока он сидел дома с ребенком.
Йоко вкладывала битловские гонорары Леннона в недвижимость, предметы искусства, даже в крупный рогатый скот. В интервью «Плейбою» Джон признавался, «что из нас двоих только она способна заниматься делами на таком уровне».
Сама Йоко, рассказывая о своей деловой активности, подчеркивала – чтобы деньги работали, их надо тратить с любовью, в этом весь секрет: «Я люблю древнеегипетское искусство и стараюсь приобретать эти предметы не ради их стоимости, а ради их магической силы. Каждый такой предмет обладает определенной магической силой. Так и с домами. Я покупаю дома, которые любим, а не дома, про которые все говорят, что в них надо вкладывать капиталы».
Незадолго до смерти Джона Леннона газета New York Post оценивала его состояние в 150 млн долларов.