Воображение — это актив. Если его холить и лелеять, оно помогает ребенку решать проблемы, развлекаться и превращать игру на детской площадке в настоящее приключение.
Однако ставки на воображение — дело рискованное: у детей с бурной фантазией часто возникают сложности с дедлайнами, организованностью и ответственностью. Задача родителей — не только обеспечить пространство для полета мысли, но и определить его границы: отпустить в небеса, привязав к Земле.
Доктор Алан Каздин, профессор психологии и детской психиатрии, годами работал над методикой развития креативности и снижения невнимательности. «Игра и воображение, игра в притворство, игра с голосами — нормальная и важная часть развития ребенка в определенном возрасте», — объясняет Каздин.
По мнению профессора, для начала развития воображения и творческих игр нет «правильного» возраста. Он советует новоиспеченным родителям обсудить, какие качества они хотели бы видеть в ребенке, и как можно раньше начать моделировать связанное с ними поведение — своего рода игра в притворство.
Каздин отмечает, что у некоторых детей более богатое от природы воображение, но это не значит, что остальные не способны научиться: «Например, Пикассо повезло, что его отец был художником, но из окружающего мира можно извлечь много полезного даже без творческих генов».
Родителям вовсе необязательно бросать работу и хвататься за кисти и краски. Достаточно простых творческих игр. Вот несколько подсказок от Каздина:
Наполните детскую комнату творческими игрушками
Купите что-нибудь новенькое, и пусть ребенок возится. Например, конструктор или набор для собирания игрушечной мебели. Подойдут и простые кубики, которые можно складывать как угодно. Имейте в виду, что нельзя просто оставить игрушки и уйти, важно принимать активное участие в игре, общаясь с ребенком.
Для воспитания творческого ребенка необходимо быть с ним на равных, притворившись, что вы — динозавры на далекой планете, пережившие падение метеорита.
Не бойтесь чудить
Формирование воображения требует напряжения «творческих мышц».
Обсудите с ребенком, что, кроме обычной башни, можно построить из кубиков. Пусть он расскажет, как может выглядеть конструкция. Ничего не запрещайте и не говорите, что «это не подходит». Вдохновляйте. Игра должна быть веселой.
Не позволяйте детям заниматься самоанализом
Каздин советует поощрять детей задавать любые вопросы, какими бы абсурдными они ни были. У ребенка даже мысли быть не должно, что его вопросы могут быть глупыми, иначе он начнет заниматься самокопанием. Воображение и креативность — это открытость, а не самоанализ.
Пример моделирования творческого поведения
Скажем, ребенку дали творческое задание. Попросите его нарисовать, к примеру, солнце, а потом эмоционально предложите нарисовать странное солнце в окружении облаков.
Спустя какое-то время одновременно покажите друг другу ваши рисунки. Обратите внимание на оригинальный подход ребенка: «Вот это да! Твое солнце черно-зеленое. Так не бывает на самом деле, и это просто супер!».
Поощряя неординарный взгляд, вы предоставляете ему пространство для творчества.
Воображение — важный для ребенка инструмент, помогающий решать проблемы и развиваться. Задача родителей — объяснить важность выполнения заданий, следования правилам и соблюдения сроков в обучении и в жизни. Важно поощрять творчество, установив определенные рамки.
«Главный принцип — все должно быть в меру», — говорит Каздин. «Дети должны знать, когда можно заняться творчеством, а когда необходимо приступить к школьным заданиям, чтобы преуспеть. С первого раза они самостоятельно не справятся, родители должны подсказать и напомнить».