Вию Артмане не даром называли королевой латвийского кино. Ведь фильмы с ее участием — «Никто не хотел умирать», «Театр», «Туманность Андромеды», «Родная кровь» — до сих пор пользуются огромной популярностью у зрителей.
Кстати, с последней картиной связана самая большая тайна знаменитой актрисы. Что за секрет она хранила много лет?
Поклонники-мужчины признавались Вие в любви
Сниматься в кино Вия Артмане (полное имя Алида-Вия) начала в 27 лет, будучи уже довольно известной театральной актрисой. В первой же картине, социальной драме «За лебединой стаей облаков», она сыграла главную роль.
После выхода фильма на экраны Вия стала очень популярной не только у себя на родине в Латвии, но и во всем Советском Союзе. На Рижскую киностудию в адрес актрисы стали пачками приходить письма от зрителей. Причем во многих поклонники-мужчины не только восхищались красотой и талантом Вии, но и признавались ей в любви, на полном серьезе предлагая руку и сердце.
Но, как ни лестно было Артмане получать такие признания, ответить на них положительно актриса не могла. К этому времени она уже была несколько лет замужем.
В случае отказа жизни в театре ей не будет
Со своим мужем, Артуром Димитерсом, Вия встретилась в Художественном театре имени Я. Райниса. К моменту их знакомства Артур был уже популярным актером, исполнявшим ведущие роли в большинстве спектаклей. Кроме того, за его плечами уже был один брак.
Несмотря на 13-летнюю разницу в возрасте, Димитерс стал настойчиво ухаживать за Вией и вскоре сделал ей предложение. При этом поставил девушке ультиматум — в случае отказа жизни в театре ей не будет.
Молодой актрисе ничего не оставалось, как согласиться. Кстати, даже после свадьбы Вия еще несколько лет называла мужа «на Вы».
«Двум масштабным личностям было нелегко уживаться вместе»
В 1957 году у супругов родился сын Каспар.
«Когда мама была беременна Каспаром, она свалилась во время спектакля в сценическую яму. Все с ужасом смотрели: жива ли? Но обошлось…», — рассказывала дочка актрисы, Кристиана.
После появления Каспара отношения между супругами стали более теплыми. Хотя, по воспоминаниям сына и дочери, семейную жизнь их родителей с трудом можно было назвать счастливой.
«Двум таким масштабным личностям порой было нелегко уживаться вместе. Тем не менее, отец всегда был маме надежной опорой как в личной, так и в профессиональной жизни», — говорил Каспар.
У Артмане всегда было много завистников
В том, насколько сильной была поддержка супруга, Вия Артмане смогла убедиться только после его смерти в 1986 году.
Когда через несколько дней после похорон она пришла на заседание Театрального общества, то вместо соболезнования коллеги-артисты начали поливать ее грязью, припоминая все грехи и обиды.
Как говорит Каспар, вокруг матери всегда было много завистников. А тут они, как стервятники, почувствовали ее слабость. Неудивительно, что вскоре после этого заседания у Артмане случился первый инсульт.
На красивую актрису обратили внимание режиссеры с других киностудий
После удачного дебюта в кино Вию Артмане стали часто приглашать сниматься. В конце 50-х — начале 60-х на Рижской киностудии одна за другой выходят картины с ее участием — «После шторма», «Чужая в поселке», «На пороге бури», «Спасибо за весну», «День без вечера».
В 1963 году на красивую латышскую актрису обратили внимание режиссеры с других киностудий. Первым стал Михаил Ершов, пригласивший Артмане на главную роль в свой фильм «Родная кровь».
По сюжету картины, сержант-танкист Владимир Федотов по пути из госпиталя на побывку домой знакомится с паромщицей Соней, матерью троих детей. Влюбившись в женщину с первого взгляда, Федотов проводит с ней весь отпуск и к ней же возвращается после демобилизации.
Но их счастье оказывается недолгим: после тяжелой болезни Соня умирает. Вскоре за детьми приезжает их отец, бывший муж Сони. Но забирает он только самого младшего. Двое старших не хотят уезжать и остаются с Федотовым.
«Как я буду играть с ней любовные сцены?»
На роль Федотова был утвержден знаменитый артист Евгений Матвеев. К тому моменту в его фильмографии уже были «Поднятая целина», «Дом в котором я живу», «Хождение по мукам», «Искатели» и другие популярные картины.
Интересно, что дуэт Матвеева и Артмане поначалу не сложился.
По воспоминаниям дочери Матвеева, Светланы, отец в каждой партнерше старался найти какую-то зацепку, чтобы чувства на экране выглядели, как можно достовернее. Но, познакомившись с прибалтийской красавицей Артмане, Евгений был просто обескуражен:
«Она холодная какая-то, отстраненная. Как я буду играть с ней любовные сцены?», — сокрушался Матвеев.
«Я не могла предположить, что в душе у этого человека горит такой огонь»
Кстати, Вия тоже поначалу была не в восторге от своего партнера. Молодой актрисе 40-летний Евгений показался слишком строгим и замкнутым.
Но Матвеев, как опытный артист и по-настоящему харизматичный мужчина сумел-таки найти подход к прибалтийской актрисе. Любовь у них получилась вполне достоверная. Причем не только на экране, но и в реальной жизни.
«Я даже не могла предположить, что в душе у этого сурового человека горит такой огонь», — признавалась впоследствии Вия Артмане.
Со съемок уезжала Артмане не одна
Но, какими бы пылкими ни были чувства, возникшие между артистами, продолжения у их истории не было, да и не могло быть. Матвеев был уже более 10 лет женат, у него подрастали дочь и сын. Да и Вию в Риге ждали муж и сын.
Тем не менее, уезжала Артмане со съемок не одна — в тот момент актриса уже точно знала, что у нее будет ребенок от Матвеева.
Дома Вия во всем призналась мужу. По словам Каспара, родители тогда договорились, что Артур принимает ребенка как своего и никогда больше не вспоминает о случившимся.
«А девочка-то — вылитый Матвеев»
В мае 1965 года Артмане родила дочку, которую назвала Кристианой. И хотя Димитерс, как и договаривались, записал девочку на себя, слухи о романе актрисы докатились и до Риги.
Уже после смерти мужа Вия раскрыла детям свою тайну. Однажды в разговоре с невесткой она призналась, что отец Кристианы — Евгений Матвеев.
Тогда же актриса рассказала, как гуляя с маленькой Кристианой по парку, часто слышала за спиной шепот:
«А девочка-то — вылитый Матвеев».
«Я эту встречу запомню на всю жизнь»
Знал ли Матвеев, что в Риге у него растет дочка и видел ли он ее хоть раз — неизвестно. В 1978 году они с Вией Артмане снова снимались в одной картине — «Емельян Пугачев». Матвеев играл Пугачева, а Артмане — Екатерину II. Но, поскольку общих сцен у Евгения и Вии не было, то увидеться они так и не смогли.
Судьба свела их только в 1999 году на праздновании 70-летия Вии Артмане.
«Я эту встречу запомню на всю жизнь. Огромный зал, много цветов, море поздравлений… И вдруг вижу, что через толпу к сцене, где я стою, подходит Женя» — вспоминала Вия.
По словам актрисы, она никак не ожидала, что Матвеев придет к ней на юбилей: уже было известно, что у знаменитого артиста рак легких, причем в тяжелой стадии.
Эта встреча стала одновременно и их прощанием — спустя три года Евгений Матвеев скончался.
Актриса сама перешивала свои старые платья
Последние годы Вии Артмане оказались очень нелегкими. В 1993 году в ходе реституции она лишилась жилья. Правда, актрисе выделили квартиру, но… сгоревшую.
«Нужно было менять пол, потолок. Мы взяли кредит на ремонт. Но на одну пенсию мамы в 450 долларов и мои мизерные гонорары художника протянуть не смогли. Квартиру пришлось продать, чтобы рассчитаться с долгами», — рассказывал сын актрисы, Каспар.
Последние годы Народная артистка СССР, кавалер нескольких орденов и медалей и обладательница множества премий Вия Артмане прожила в маленьком домике в 40 км от Риги. По словам детей актрисы, мама старалась быть во всем экономной — сама перешивала свои старые платья и стирала руками.
«Мама уходила счастливым человеком!»
В 2003 году, не ожидая, пока ей укажут на дверь, Вия Артмане уволилась из театра, в котором прослужила более 55 лет. Она много болела — перенесла несколько инфарктов и инсульт.
Незадолго до смерти актриса приняла православие и крестилась с именем Елизавета.
«Мама уходила счастливым человеком! Перед смертью она просила у Бога об одном: дать ей силы перестать ненавидеть собственных врагов», — вспоминал сын актрисы.
В октябре 2008 года у Артмане случился очередной сердечный приступ. Когда скорая увозила ее в больницу, актриса была еще в сознании и успела прошептать сыну и невестке:
«Скажи Кристиане, что ее отец — православный».
По словам Каспара, им было понятно, о ком идет речь.
Как и мать, Каспар принял православие
Каспар Димитерс стал известным в Латвии музыкантом, поэтом, художником и общественным деятелем. В качестве автора текстов он сотрудничал со многими латышскими композиторами. В 80-х Каспар начал сольную карьеру и вместе с гитаристом Айваром Херманисом основал группу «Remix».
Димитерс-младший — автор либретто к рок-операм Зигмарса Лиепиньша «Собор Парижской богоматери» и «Роза и кровь».
Как и его мать, Каспар принял православие и стал прихожанином Латвийской православной церкви. В последние годы он принимает участие в реставрации и росписи православных церквей в Латвии, работая как художник, каменщик и плотник.
Каспар Димитерс женат, у него двое детей.
Кристиана живет в доме матери
Кристиана Димитере закончила отделение декоративной скульптуры Рижского училища прикладного искусства и с начала 90-х принимает участие в художественных выставках. Ее скульптуры и картины неоднократно демонстрировались не только в Латвии, но и в других странах — Швеции, Норвегии.
Кристиана была сценографом и художником по костюмам на некоторых постановках Латвийского телевидения, Латвийского кукольного театра и независимого театра «Скатуве».
Кроме того, она работала художником-аниматором и за картины «Комета» и «Водяной» получила приз Фестиваля кино Северных стран.
Кристиана живет в том же доме, где провела последние годы ее мама и где все и сегодня напоминает о королеве латышского кино, знаменитой Вие Артмане. О семейном положении дочери великой актрисы ничего неизвестно.